—Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным
переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
—Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут
взаимного доверия, уважения, понимания.
— Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
—Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
—Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
— Свою раздражительность поведением ребенка выражайте
ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас
о нем более высокое представление.
|
|
- Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и
т.д.), участвуйте в них.
- Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной
ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и
сообразительность, мыслит сосредоточенно.
- Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им
писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно
и музыкально, готовить художественные утренники, выступать
со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
— Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать
своим коллегам.
Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
- Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
— Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей,
приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
- Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
|
|
—Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
—Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
—Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий,
принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.
—Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или
иного метода, задания и т. д., применяемых вами с целью апробирования.
—Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить,
выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.
—Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше
утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.
—Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.
—Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность
детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
—Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.
—Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как
думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.
—Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
—Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражении при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
—Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение,
выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.
—Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.
—Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы,
задачи и задания.
—Пользуйтесь способом «допущения» ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите
детей за содействие.
—Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
—Помогайте ребенку превзойти самого себя.
—Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.
—Задавайте детям домашние задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.
—Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных возможностей, давайте им возможность пробовать себя
в отношении заданий последующих классов.
—Поощряйте стремление детей браться за решение сложных
задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.
—Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.
—Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках
свои «пятиминутные уроки», помогайте им в проведении таких
уроков.
— Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для
использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы и при их применении на уроках не забывайте указывать,
кто их автор.
—Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок,
прислушивайтесь к их пожеланиям.
—Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведении интересного урока.
—Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в
них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.
|
|
—Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка
в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями
встречался ребенок и как их преодолевал.
- Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.
—При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.
—Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.
—Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.
—Следите за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения.
Хотя правила эти, уважаемый Учитель, не охватывают полной гармонии личностно-гуманного общения учителя с детьми и, хотя они порой походят на описание приемов, нежели на правила и строгом смысле этого слова, тем не менее, как мне представляется, они могут оказать содействие учителю сделать первые шаги в сторону демократизации и гуманизации своего педагогического процесса. В содержании этих правил обнаруживается та же самая его связь с классической педагогикой и творческой практикой, что в содержании предложенных мною выше основных установок учителя. Поэтому правила эти Вам не покажутся отдаленными от Вашего познавательного поля и практики. (Цитаты из книги Ш.А.Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике». – М.,2001. С.477-481).