Свод правил для учителя

—Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным
переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.

—Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут
взаимного доверия, уважения, понимания.

— Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.

Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

—Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.

—Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.

— Свою раздражительность поведением ребенка выражайте
ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас
о нем более высокое представление.

- Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и
т.д.), участвуйте в них.

- Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной
ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и
сообразительность, мыслит сосредоточенно.

- Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им
писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно
и музыкально, готовить художественные утренники, выступать
со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.

— Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать
своим коллегам.

Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить сло­ва, поставить вопросы к тексту.

- Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.

— Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей,
приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.

- Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.

—Предлагайте родителям присутствовать на уроках.

—Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.

—Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий,
принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.

—Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или
иного метода, задания и т. д., применяемых вами с целью апробирования.

—Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить,
выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.

—Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше
утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.

—Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.

—Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность
детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.

—Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.

—Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как
думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.

—Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.

—Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражении при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.

—Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение,
выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.

—Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.

—Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы,
задачи и задания.

—Пользуйтесь способом «допущения» ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите
детей за содействие.

—Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

—Помогайте ребенку превзойти самого себя.

—Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.

—Задавайте детям домашние задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.

—Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных возможностей, давайте им возможность пробовать себя
в отношении заданий последующих классов.

—Поощряйте стремление детей браться за решение сложных
задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.

—Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.

—Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках
свои «пятиминутные уроки», помогайте им в проведении таких
уроков.

— Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для
использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы и при их применении на уроках не забывайте указывать,
кто их автор.

—Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок,
прислушивайтесь к их пожеланиям.

—Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведении интересного урока.

—Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в
них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.

—Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка
в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями
встречался ребенок и как их преодолевал.

- Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.

—При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.

—Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.

—Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.

—Следите за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения.

Хотя правила эти, уважаемый Учитель, не охватывают полной гармонии личностно-гуманного общения учителя с детьми и, хотя они порой походят на описание приемов, нежели на правила и строгом смысле этого слова, тем не менее, как мне представляется, они могут оказать содействие учителю сделать первые шаги в сторону демократизации и гуманизации своего педагогического процесса. В содержании этих правил обнаруживается та же самая его связь с классической педагогикой и творческой практикой, что в содержании предложенных мною выше основных установок учителя. Поэтому правила эти Вам не покажутся отдаленными от Вашего познавательного поля и практики. (Цитаты из книги Ш.А.Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике». – М.,2001. С.477-481).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: