(печатается с сокращениями)
Прогулка, независимо от ее вида, имеет определенную методическую логику.
Организационный момент включает: одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по погоде и в соответствии с запланированной деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности, распределение конкретных поручений. Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе школы на постоянном месте сбора.
Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность управлять ситуацией прогулки, стоит ввести в обиход «законы прогулки». Приведем некоторые варианты, испытанные на практике:
• «закон сигнала»: если воспитатель три раза хлопнул в ладоши и сказал: «Всем сбор», значит нужно оставить свое занятие и бежать на место сбора;
• «закон круга»: если воспитатель поднял флажок (можно придумать и другой яркий атрибут), значит нужно встать в круг возле него. Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то интересное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;
• «закон разведки»: младшие школьники отправляются на прогулку и возвращаются с нее, как правило, когда в старшей школе идут уроки. Этот закон требует выйти из школы и вернуться в нее тихо-тихо, как разведчики.
Основная часть прогулки включает движение детей по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседу воспитателя по теме прогулки и свободную самостоятельную деятельность школьников.
Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора.
Раздевание детей, гигиенические процедуры.
Если цель и содержание прогулки требуют организации игр, следует позаботиться о площадке. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, оборудовать специальную игровую площадку с беседкой или навесом от дождя, качелями, спортивными снарядами по росту младших школьников, полосой препятствий (разнообразными опорами и «лазилками» — многоярусными конструкциями, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.
Как правило, большая часть прогулок проводится в школьном дворе. На то есть много причин: вокруг школы оживленная транспортная магистраль, и воспитателю трудно в одиночку обеспечивать безопасность детей; на школьный двор можно без труда вынести нужный игровой инвентарь, воспользоваться снарядами спортивной площадки. Да и просто, чисто психологически, пребывание во дворе школы — это у себя дома, дает воспитателю чувство защищенности от всяких неожиданностей.
Но если прогулки проходят только в школьном дворе, то для детей игровой ресурс двора скоро исчерпывается. Что в таком случае будут делать на прогулке нормальные младшие школьники? Есть несколько вариантов их типичного поведения:
• они начнут исследовать неформальные территории школьного двора: помойку, яму с водой, старый сарай, подвал;
• они станут творчески переосмысливать знакомую предметную среду двора: осваивать прыжки на старых автомобильных шинах, которые завхоз припас для импровизированных клумб, строить из выброшенных стендов «штаб», разрисовывать цветными мелками стену здания;
• они будут методом проб и ошибок выяснять, какие действия можно предпринять на дереве: залезать, спрыгивать, раскачиваться на ветках...
Сами по себе такие действия детей на школьном дворе естественны: они не могут всю прогулку прохаживаться парами возле крыльца или сидеть на скамейке. Дети в младшем школьном возрасте испытывают нормальную потребность активно взаимодействовать с предметами, которые привлекают их внимание, насыщать свое пребывание вне классной комнаты яркими фантазиями и поисками новых событий. Поэтому воспитателю продленного дня, с одной стороны, следует давать детям возможность реализовывать эти потребности на прогулке в школьном дворе, а с другой, стоит знать о многообразии видов прогулок вне территории школы и тем самым помогать младшим школьникам в расширении границ освоения мира.
Чтобы наш разговор о таких прогулках имел некую систему, попробуем упорядочить их видовое многообразие.
…За основу типологии прогулок, на наш взгляд, нужно взять ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.
Спортивная прогулка. Во время такой прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, волейбол, катаются на лыжах и коньках. Но часто в группе мальчики рвутся погонять шайбу, а девочкам это неинтересно. Не всегда находится для всех спортивный инвентарь. Тогда стоит отдать предпочтение играм с мячом, веселым эстафетам, прыжкам со скакалками.
Прогулка-наблюдение. Ее основное содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место ее проведения — школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы.
Уже по дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Эта прогулка может включать элементы игры, например, конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекается по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов, или конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о названных деревьях и кустарниках.
Объектом наблюдения детей полезно делать самые обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Например, попросить их присмотреться к облакам: какого они размера, формы, на что похожи, как движутся; или повнимательнее рассмотреть снег: какой он — мокрый, тяжелый или скрипучий от мороза, поговорить о том, от чего это может зависеть … Такие бесхитростные наблюдения, если они проводятся в системе, позволяют детям, даже живя в городе, лучше чувствовать мир природы, понимать закономерности природных изменений, формировать навыки жизни в природе, например, учить подбирать по сезону одежду и обувь.
Французские психологи провели интересное исследование: сравнили отношение к учению младших школьников, которых привозят в школу родители на своих машинах или школьный автобус, и деревенских детей, которые ходят в школу пешком и по дороге в полной мере общаются с миром природы: они ощущают холод и зной, ветер, дождь, слышат голоса птиц... Оказалось, что деревенские дети хоть иногда и устают от своей дороги физически, но познавательно они более активны и восприимчивы. Они больше открыты для школьных занятий. Стоит подумать над этими выводами.
Учитель биологии из Голландии Херрит Ян Брун придумал специальные прогулки, которые помогали бы приобщению городских детей к тайнам леса. Сначала он просит детей присесть на корточки, наклониться к земле и потрогать руками траву:
- Это же крапива! Жжется!
- Не бойтесь, с ней можно подружиться. У крапивы жалящие волоски растут только сверху. Нужно сложить листок внутрь.
Затем начинается игра с деревьями. Херрит завязывает одному из детей глаза и подводит к ясеню с толстым шершавым стволом, раскидистыми ветками.
- Ощупывай хорошенько и запоминай, что чувствуют твои пальцы. (Известно, что если глаза завязаны, тактильные ощущения обостряются.) Затем вместе отступают на несколько шагов в сторону, и Херрит развязывает платок.
- Ну, теперь осмотрись. К какому дереву я тебя подводил? Вспомни, что ты чувствовал, когда дотрагивался до ствола дерева.
Детям обычно нетрудно найти дерево по пережитому впечатлению. Именно детство — период особой восприимчивости окружающего мира через органы чувств. А городским школьникам часто негде испытать эти особые возможности.
После «жмурок» с деревьями дети выбирают себе на поляне дерево-друга. Херрит дотошно расспрашивает: почему ты выбрал именно это дерево, как его зовут, кто его родственники…
Прогулка-практикум. Такие прогулки используются для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например, следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения.
Во время прогулки воспитатель создает специальную педагогическую ситуацию, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль и оценивает действия детей. Например, они учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удобную дорогу к школе. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях городской жизни, помогают избавляться от социальных страхов, тревожности.
Прогулка-задание. Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы продленного дня. Задание младшие школьники получают в виде путевки, например, от Экологического штаба школы или от Совета дела своего клуба. Они могут быть адресованы всем одновременно или каждой микрогруппе отдельно. Выполнение задания иногда продлится две-три прогулки. Вот примерные варианты путевок-заданий: л/ «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы? Узнать и побывать. Начертить план квартала»; v «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить о них рассказ».
Такая прогулка может стать неожиданно интересной, если взять с собой... фотоаппарат. Не беда, если он будет только у воспитателя. Его дело — щелкать кнопкой, а вот дети, разбившись на группы, будут искать необычные виды в привычных городских пейзажах. А потом можно устроить выставку «Любимый город». В другой раз подобная прогулка с фотоаппаратом понадобится, чтобы зафиксировать «опасные зоны микрорайона»: грязный пустырь, открытые канализационные люки, разбитую автобусную остановку, автомобили на мертвых — без травы — газонах. Фотографии и детские комментарии к ним станут материалом к общешкольной экологической неделе, а младшие школьники получат первый опыт социальной активности.
Прогулка-экскурсия. Ее назначение — ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве. Такие задачи решает прогулка-экскурсия к мемориальной доске или памятнику, к старинному зданию — свидетелю какого-то выдающегося события. Главное — не само обозревание достопримечательного объекта, а разговор с детьми, чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места.
Стоит прислушаться к мнению известного петербургского психолога М. В. Осориной, которая на основе своих исследований заключает, что детей следует знакомить не только с историческими достопримечательностями и красивыми уголками города, но и время от времени привлекать их внимание к «изнанке жизни»: дворам, уличным базарам, обветшалым памятникам старины, потому что «признание существования этих мест и хотя бы некоторая степень знакомства с ними также необходимы для того, чтобы ребенок свободно чувствовал себя в городском пространстве»
Прогулка-поход. Конечно, за час-полтора настоящий поход не провести, но создать ситуации, где было бы много перемещений на местности (даже на небольшой территории возле школы), неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины, вполне возможно.
Для такой прогулки особенно подойдет игра-поиск. В качестве примера рассмотрим многократно нами апробованную игру «Операция „Клад"». Она хорошо трансформируется с помощью воспитательного творчества, реальных условий и может иметь бесконечное множество вариантов. Итак, подготовка к прогулке:
• определение маршрута игры-поиска. Предварительное изучение мест и объектов для промежуточных заданий на этапах;
• подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от Кота Матроскина, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты следует заранее спрятать на маршруте поиска), «клада» — набора книжек из серии «Мои первые книжки», «Читаем сами» (желательно, чтоб61 хватило на всех).
Проведение прогулки: дети собираются на школьном дворе на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо от... Кота Матроскина:
Дорогие ребята!
Ко мне в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него я узнал, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, рисовать, решать задачи. Вот я и решил сделать вам подарок. Но найдете вы его сами.
Объявляю операцию под кодовым названием «Клад»!
Встаньте спиной к школе. Перед собой вы увидите забор. В ближнем левом углу этого забора вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.
Желаю удачи! Пусть вам поможет дружба!
Ваш друг Кот Матроскин.
По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями:
Задание 1. Сделайте 10 шагов вправо, повернитесь налево, пройдите 40 шагов. Здесь спрятан металлический предмет на букву «Т». В нем — план дальнейшего движения….
…Прогулка-творчество. Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой (вспомните, как голландский учитель Херрит сочинял с детьми японские трехстишья).
Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки с натуры, мастерить поделки из природного материала, составлять композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, лепить из снега забавные скульптуры, рисовать цветными мелками на асфальте. Общение с природой может вылиться в коллективное сочинение сказки, конкурс на лучшее описание выполненной композиции. После прогулки стоит провести выставку осенних букетов, конкурс на лучший рисунок, поделку и даже «Праздник творчества».
Детское творчество на прогулке способно «разгореться» в совершенно неожиданных, с точки зрения взрослых, условиях. Например, если на школьном дворе окажется привезенная для рембнта куча песка — дети младшего школьного возраста с восторгом примутся мастерить из него крепости, замки, пещеры. Песок — природный материал, который влечет детей не меньше воды. Понаблюдайте за младшими школьниками, играющими в песке, и вы согласитесь, что для них на школьном дворе стоит устроить большую песочницу.
Прогулка-развлечение. Забывать об этом виде прогулок, лишать детей возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить педагогически неверно. На прогулке можно организовать веселое катание с ледяной горки, затеять забавные состязания. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом на игровой площадке — тоже прогулка с развлечением.
Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт проживания его детской жизни, который просто не может возникнуть на уроке или перед экраном телевизора. Ребенок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Он сам выстраивает себе событие сегодняшнего дня. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продленного дня, дает ребенку возможность почувствовать себя участником жизни.
(Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002. С.74-83)