Периоды эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии | I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения. | II. От осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения. | III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. | IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех. | V. От изоляции к интеграции. |
Этапы развития системы специального образования (ССО) | 1.Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии. | 2.Дифференциация системы. Ее структурное совершенствование. | 3.Перестройка организационных основ специального образования на основе идей нормализации. Интеграция, РО. Раннее начало обучения. Индивидуализация. Включение родителей. | ||
Хронология по ЗЕ | VIII в. д.н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в.– 70-е гг. | 70-е гг. ХХ в. –? |
Хронология по России | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801 – 1930 гг. | 1930 – 1991 гг. | 1991 –? |
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО | Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже. 8 столетий вместо 13 | Завершился примерно на 40 лет позже. 100 лет вместо 550 | Завершился почти одновременно. | Завершился на 20 – 25 лет позже. | |
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО | В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим. В X в. Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения. | Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства. Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует. | Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра І, заимствование моделей во Франции. При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможно как акт светской благотворительности. В идеологии призрения убогих. Автономность и децентрализация специальных школ. Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства. | Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства. Дефектологический квадрат. Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся. «Необучаемые» дети. | Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов. При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов. Переход осуществляется по воле государства в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО. |
Опорная таблица 4