Урок 2. Человек и общество: требования общества к человеку

- Здравствуйте! Чтоб приступить к сегодняшнему занятию, необходимо вспомнить предыдущее. Это что такое (рисую на доске круг)?

- Общество!

- А это (ставлю в круге точку)?

- Человек в обществе!

- Это (рисую плоский овал, пересекиющий круг сверху)?

- Другое обзщество? Стадный разум? Нет, это ум общества!

- Примерно так. А это (от точки в кругу за пределы окружности вывожу стрелку)?

- Беги, урод! Выгоняют из общества!

- Молодцы! Всё помните! Одни отличники собрались, наверное?

Ребята смеются и я знаю, почему. Меня обычно в самые «проблемные» классы приглашают.

- Ну, ладно. Повспоминали и хватит. Будем продвигаться дальше. На прошлом занятии у вас вполне могла возникнуть мысль, что вы сами по себе абсолютно беспомощны в этом мире и полностью зависите от окружающей вас среды. Действительно, общество влияет на людей. Но то, каким будет это влияние, как мы на него отреагируем, зависит от нас. Точнее, от того, какие мы люди. Дело в том, что любое общество имеет внутри себя разные уровни. Их так и нызывают – социальные уровни. В любом коллективе есть свои руководители или просто авторитетные люди, есть те, с кем никто не считается, а есть так называемое среднее звено.

Даже если впервые собрать детсадовскую группу, там после несколькох дней общения чётко определятся эти самые уровни. Сейчас вы это не очень сильно ощущаете, но вскоре…

Тебя как зовут? (выбираю любого мальчонку из класса).

- Саша.

- Рисую Александра (ставлю на доске точку, ребята смеются). У Вас семья есть – папа, мама, братишки-сестренки?

- Есть.

- То есть Александр является частью своей семьи (рисую вокруг точки круг). Друзья есть?

- Есть

- (ещё круг), В школу ходите (круг), на тренировки ходите?

- Да

- (Ещё круг). Александр, Вам сколько лет?

- Четырнадцать.

- А через четыре года будет восемныдцать. Школу Вы к этому времени закончите (стираю одну окружность), секция спортивная уже не детская будет, если будет вообще (стираю окружность), друзья разбегутся – кто поступит, кто в армию, кто женится, кто-то погибнет, кого-то посадят, кто работать будет, кто уедет. Разбредется тусовка по жизни (стираю окружность). Семья? Это более стабильно, но мы – взрослые – постепенно теряет свое влияние на вас, вы уезжаете, мы стареем, болеем, умираем, в конце концов (стираю последнюю окружность) и Александр остается один (показываю на одинокую точку). Конечно, постепенно он обрастет другими обществами: семья, студенческая группа, новые и частично старые друзья, трудовой коллектив… Но там всё будет иначе.

Дело в том, что пока вы являетесь детьми, вы пользуетесь привилегией безусловной любви. Вас любят и принимают такими, какие вы есть. Без жёстких требований. Поэтому ваш статус всегда в центре.

Во взрослой жизни всё будет иначе. В зависимости от того, какой вы человек, каждое из новых ваших обществ определит ваш статус. Конечно, любой из сидящих в классе предпочитает если не верхний, так хотя бы средний социальный уровень. Но как там оказаться?

Любое из обществ предъявляет к каждому своему члену всего пять требований:

1. «Похожесть» - такого слова в русском языке нет, но я использую его как термин. Что за ним стоит? Продолжу рассказ о Саше. Допустим, он у наз из семьи очень интеллигентных людей. Папа – профессор, мама – профессор, сам он с утра до вечера на виолончели и скрипке играет (класс веселится – Саша уже по внешнему виду мало похож на ребёнка из интеллигентной семьи). Одевают Сашу соответственно – белоснежная накрахмаленная рубашка, костюм-тройка. И всё было бы хорошо, да только все одноклассники и друзья у Саши – готы! Поэтому Саша, уходя утром в школу, в ближайшем подьезде переодевается из приличнейшей одежды в чёрные водолазку и плащ, наносит чёрный макияж и только потом идёт на занятия.

Однажды, когда Саша в таком виде шёл с приятелями по улице, его неожиданно увидели родители: «Санечка! Ты ли это?!! Быстро домой, поговорить надо!!!»

Как по-вашему, разговор у Саши с родителями хороший будет?

- Нет, конечно (дети злорадно изображают то, что по их мнению родители сделают с Сашей).

- А почему? Он же им со слезами объясняет, что учится он нормально, музыкальную школу не пропускают, что весь класс так одевается, какая разницо, в какой одежде он ходит. А родители ни в какую – одевайся, мол, как все нормальные люди!

И одели Сашу прилично, и проводили его до дверей класса, и входит он в ваше чёрноодетое сообщество – беленький, приличненький. Как класс встретит товарища?

- «Ха-ха» точно поймают!

- Но он же ваш товарищ.

- А ну и что!

Вот это ребята и есть действие механизма «будь как все». И семья как общество требует это от вас, и друзья. Иногда вы настолько привыкаете жить двойной жизнью, что и сами понять не можете, где вы – настоящие, а где – нет. От чего зависит сохранение вашей индивидуальности, поговорим позже, а пока ответьте на один вопрос – если вы идёте устраиваться в крупную организацию и претендуете на престижную должность, как вы должны быть одеты? Или когда вас ждёт встреча с экзаменатором?

- В деловом стиле!

- А вы умеете носить такую одежду. Это ведь не спотривный костюм, к ней навык надо иметь.

- И что Вы предлагаете, в школу костюм носить?

- Я ничего не предлагаю. Привыкайте пользоваться знаниями и принимать решения самостоятельно. А пока пойдём дальше. Итак, требование второе.

2. Соблюдение законов общества.

Допустим, Саша у нас вырос и поехал в Питер поступать. Идёт по городу, радуется. Только моментик один из его детства немного новый вам сообщу. Всё своё детство Саша был «гопником» («готы» остались в прошлом примере). Он привык думать как «гопник», принимать решения как «гопник», действовать как «гопник». А они, как вы знаете, живут следующим образом: что понравилось – заберут, кто не понравился – побьют. Вот и Саша – город новый, а привычки старые. Долго он на свободе проходит с такими замашками?

- Нет!

- Верно. Закроют его в определённом месте, а тьам свои законы – «понятия». И он им подчинится как миленький. Пропитается до косточек. Мечтать будет о свободе, планы строить: выйду, работать буду, учитьься, женюсь… И выйдет однажды. Но жить по законам обычных людей не умеет – ни в детстве не научился, ни в молодости. Долго на свободе проживёт?

Ребята подавленно молчат. Сашу в классе уважают, но он недавно втянулся в компанию местных «крутых», о чём я была заранее предупреждена классным руководителем. Так что выбор мой был не такой уж и случайный. Выждав паузу, продолжаю.

Если бы вы знали, сколько замечательных ребят не могут вырваться из этого замкнутого круга. Связались в свое время с определенной толпой и моментально пропитались криминальным мировоззрением. Воровские песенки, конечно, очень душевны и романтичны, но реальность совсем неромантична. Помните, на прошлом занятии я рассказывала вам о близнецах, у которых родители – уголовники. Этим брошенным детям помогают соседи, государство, а из знаменитого «общака» ни разу ничего не перепало. Вы хоть, ребята, в эту ловушку не попадайте. Правовую грамотность свою повышайте, старайтесь учитывать наличие законодательства в нашем государстве. Когда-нибудь мы с вами познакомимся с уголовным и гражданским правом и вы убедитесь, что законы у нас в стране вполне справедливы и применимы.

Но если смотреть на требование общества о правопослушности шире, то запомните следующее – куда бы вы ни попали, не спешите демонстрировать свои особенности и т. п. Будьте скромными, наблюдайте за людьми и вникайте в ситуацию.

Например, вы впервые приглашены в гости родителями своей девушки. Оденьтесь скромно, двигайтесь сдержанно, не спешите «открывать» душу, отвечайте на вопросы спокойно и больше старайтесь спрашивать сами. Попробуйте быть похожими в своем поведении на её родителей. Но при этом оставайтесь самими собой (обманывать тоже нехорошо, да и не хватит вас надолго).

3. Прежде чем сформулировать третье требование, предлагаю сначала решить следующую задачу. Саша, допустим, Вы работаете главным врачом крупной частной клиники. Вы очень дорожите репутацией этой организации и потому большое внимание уделяете подбору персонала. И Вы выяснили, что один из хирургов клиники страдает запойным алкоголизмом и лечение ему не помогает. Ваши действия?

- Уволю!

- Продолжаю задачу. Этот хирург, когда выйдет из запоя, может делать такие операции, какие никто на этом земном шаре делать не может. Поэтому люди готовы покорно ожидать дня, когда он выйдет из очередного запоя и более-менее восстановится для работы. Прибыль и престиж клинике он обеспечивает. Будем увольнять?

- Нет. По крайней мере, пока хорошо работает.

- Золотые слова. Вы их, пожалуйста, запомните получше. Когда такой специалист потеряет квалификацию и станет ненужным, от него избавятся. И будет он пьяно и обиженно говорить приятелям: «Пока Петрович был нужен – ценили, а как ненужен стал – на улицу выкинули! Неблагодарные!»

Он неправ, люди благодарны ему, общество – не может быть благодарно по существу. Помните на прошлом щзанятии я говорила, что коллективное бессознательное стремиться просто выжить, а понятий справедливости и милосердия ему не осилить. Вот и всё. Но если вы очень полезны для общества, оно вам простит и непохожесть, и нарушение многих законов. Вот она, дорого к праву на индивидуальность! Учитесь, ребятки, получше! В институтах не из интернета контрольные скачивайте, а сами становитесь настоящими специалистами.

В семье – не от других пользы требуйта, а сами старайтесь полезными быть. То есть третье требование общества какое?

- Польза обществу!

4. Верно. Но и тут не всё так просто. Расскажу историю из жизни моего старшего брата. Он служил в армии в советские времена в Чехословакии в разведроте. За границу обычно брали самых безупречных, а в разведроты – самых крепких (если не на хоз. работы). Поэтому в их боевом коллективе ребята все были на подбор. Один из них прекрасно играл на гитаре и пел старинные русские романсы. «Деды» заставляли его петь до утра, а потом, когда к власти пришёл свой призыв, он продолжал петь для новых «дедов». В кконце концов он был комиссован с пситхическим заболеванием – не выдержала нервная система. Почему так получилось? - и похож на других, и законам подчинялся, и полезен был. А стал рабом – низшим уровнем?

- Слабый был.

- Согласна. Только в чём сила человека? – он ведь физической подготовкой отменной отличался.

- Характер слабый у него. Духом слаб.

- А в чём сила характера – никогда не задумывались? Действительно, четвертое требование общества к человеку – сила. Сильные люди всегда занимают достаточно высокое положение в обществе, вызывают невольное уважение даже у незнакомых людей. Но из чего эта сила состоит и как стать сильным человеком?

Первая часть силы называется УМ. Смотрите! Рисую не Сашу и ни кого другого. Просто схему человека. Через глаза и уши (в основном) в него поступает информация и далее она или перерабатывается в голове, или выливается изо рта. В первом случае ум развивается, а во втором – нет.

       
 
   
 


Нередко отставание по школьной программе начинается именно с того, что вполне способный первоклассник, не получая достаточной для себя нагрузки, привыкает болтать и «умничать» на уроках вместо того, чтобы думать. К пятому классу он уже ничуть не лучше других учится, но болтает весьма активно. К седьмому классу он уже не может усваивать школьный материал и просто треплется на уроках, не учась сам и мешая остальным. То есть по сравнению с другими он из сильноумного превратился в слабоумного.

Или другой пример. Допустим, ваш класс заблудился в лесу. Один из учащихся всё время что-то предлагает, не умолкая ни на минуту. А кто-то молчит, слушает, наблюдает, думает. И лишь потом предложит свой вариант решения проблемы. Как по-вашему, к кому прислушаются товарищи?

- Конечно, к молчаливому, балабола никто слушать не станет.

- А ведь прислушиваться надо к тому, кто прав. Но ваш класс более доверяет немногословному человеку, который думает, что говорит. Это и есть авторитет – повышенное доверие. Балаболов, как вы выразились, не уважают нигде. Кстати, какой урок вы больше всех не любите? (звучат варианты) С этого дня начните к этому уроку относиться не как к набору ненужных вам знаний, а как к тренажёру для ума: внимательно слушайте, читайте, вникайте, делайте выводы. Такие тренировки – самые эффективные. А оценки по этому предмету – как спортивный разряд в спорте «мышление».

Кроме силы УМ у нас есть ещё сила ВОЛЯ (крупно пишу на доске это слово). Слово-то какое свободное – вольная воля. Явно, не рабский смысл у него. А вообще, вы как думаете, что такое «свобода»?

- Это когда всё можно! Это когда никто не заставляет!

- Примерно так (я не спорю). Назовём сегодня свободу возможностью выбора своего поступка. Если у вас воля сильная – вы будете поступать так, как ВЫ считаете нужным. Обратите внимание – как считаете, а не как хотите. Например, человек считает, что курить надо бросить, но он так хочет закурить, что не может отказаться. Это свобода?

- Нет!

- Он курит и твердит, что это его выбор – мол, хочу и курю. А ты захоти не курить. Получится? То-то и оно. Волевой чаловек сам управляет собой не смотря ни на какие внешние помехи. Например, идут «гопники» по улице. Навстречу им один «неформал», потом – другой. Пропустили молча. А до третьего «докопались». Почему? А толпа интуитивно чувствует, что именно этого можно заставить унижаться, приносить деньги и т. д. То есть вычислили слабовольного человека.

А как развивается сильная воля? Есть два подхода. Первый прост – если вы что-то должны сделать, а вам ну очень не хочется, вы делаете это в первую очередь. Назовите мне то, что делать нужно, но неохота.

- Уроки, уборка, собаку выводить, за хлебом ходить, на уроках сидеть.

- Значит, после школы первым делом выполняетье домашние обязанности и уроки. И лишь потом – свободное время. Обратите внимание – не мама и не папа вас должны заставлять, а вы сами должны постоянно побеждать своё «не хочу».

Второй способ ещё проще – если вы что-то очень хотите, но делать это нелдьзя или необязательно, вы это или не делаете или оставляете «на потом». Что вы делать хотите, но это необязательно?

- На компе играть, курить, бензин «пыхать», кушать перед телевизором…

- Вот и тренируйте волю. Не получится сразу (силы у воли не хватит), достигайте хотя бы малых результатов: закурите не сразу, а через 15 минут после вознгикновения желания, выкурите не всю, а только четверть сигареты, играйте не сколько «влезет», а только час и т. д. Постепенно воля станет крепнуть и вы превратитесь в волевых людей – людей, которые не являются рабами собственных слабостей и страхов, людей, которые способны подчинить себе сначала себя, а потом и других. Только, пожалуйстьа, постарайтесь быть добрыми – жестокий сильный человек, сам того не замечая, причиняет очень много зла близким людям.

Третья сила – я её называю силой сердца – это мужество. Мужество позволяет нам устоять на избранном нами пути невзирая на все опасности и неприятности.

Помню одну съемку на телефон (она на каком-то конкурсе в Тюменской области победила – её потому по телевизору и показали): горит дом. Мимо проходил мужчина средних лет (по внешности татарин или башкир), подходит к домуЮ кепку весин на какой-то куст, спокойно входит прямо в огонь и через минуту так же спокойно выносит из огня стонущую бабушку-инвалида. Потом одевает кепку и уходт.

В огонь как в кафе зашёл – никакого «паркура», криков и т. д. Согласитесь, так не каждый сможет.

И другой случай. В прошлом году на одной из строек нашего города «пустили по кругу» девушку.

Ребята тут же называют имя девчонки. Я его не подтверждаю, но и отрицать не могу. В принципе, она сама виновата – и на телефон перед этим обнаженная фотографировалась, и вела себя с ребятами провоцирующе. Но мне не хочется сейчас обсуждать её и её ошибки. Мне необходимо дать почувствовать ребятам, что насильник в любой ситуации – подонок. К сожалению, среди молодёжи часто бытует мнение, что в некоторых случаях «мужчина ни причём».

Ситуация была следующая. На стройке «зависала» тусовка: кто пил, кто курил, кто «пыхал», кто болтал ни о чём. К одной из девушек подошёл подвыпивший парнишка и сказал: «Мы с ребятами решили «пустить тебя по кругу». Если будешь против, девчонки тебя изобют». Девочка оттолкнула парня от себя, толпа с любопытством наблюдала. Один из ребят поднялся и подошёл: «Не лезь к ней!» Получил кулаком в лицо и больше не вмешивался. Девочке, действительно, сломали жизнь.

Главный герой моего рассказы сейчас не жертва и не насилующие подонки, а парень, который мог спасти, но испугался. Если бы он устоял в своих убеждениях, бился бы за неё, всё было бы по другому и в её, и в его жизни, и в судьбах тех, на чьей совести всегда будет находится настолько подлое дело. А зло, поверьте мне, ребята, всегда возвращается. В самый, кстати, неподходящий момент.

Но упрекать этого парнишку я не могу. Мужество – это сила, и если её не хватает, как тут упрекнешь. В магазине силу не купить.

Но, как и любую силу, мужество можно обрести. А оно напрямую связано, как ни странно, с честностью. Смотрите (пишу слово ЧЕСТНОСТЬ на доске) – корень слова – честь. В старые времена если мужчину обзывали трусом, это было страшным бесчестьем, которое даже «смывали кровью». Женская честь – то есть девственность до брака – тоже требует немалого мужества. Знаете, на какие муки соглашается девушка, которая не побоялась сказать своему любимому «нет» на его домогательства. Она понимала, что он, возможно, авообще бросит её, переметнётся к другой, а из мести, вполне вероятно, начнёт ухаживать за её лучшей подругой. У неё сердце на кусочки от боли рваться будет. Мальчишки, не будьте так жестоки, не подвергайте столь суровым издевательствам девушек, которые дорожат своей честью.

Итак, как развивается мужество? – оно развивается в условиях абсолютной честности. Ни слова лжи, ни одного поступка «втихую». Живите прямо и открыто. И, поверьте на слово, ваше мужество начнёт расти.

- Это, получается, я при своей матери курить должен?

- Спасибо за вопрос. Смотрите (пишу на доске столбиком слова УМ, ВОЛЯ, МУЖЕСТВО (ЧЕСТНОСТЬ). Ваша честность не позволяет вам курить тайно от матери. Но в этой ситуации вы неизбежно задумываетесь: «Что делать» (рисую стрелку от слова ЧЕСТНОСТЬ к слову УМ) – ум начинает работать и развиваться. Как он мыслит? – с одной стороны «Пакость» соверует: «Кури втихую», но Совесть отвечает: «Это нечестно». «Пакость»: «Тогда кури внаглую», а Трусость: «Мать тебя прибьёт!», Мужество: «Ну и что! Я не боюсь!», а Совесть: «Мамку жалко, она переживать мою наглость будет. Лучше вовсе не курить».

Рано или позлно Ум придёт к единственной правильной мысли, той, которую подсказывает Совесть: «Бросай курить!» А потом и вовсе начнёт доверять Совести – честные люди просто обречены так поступать.

И вот вы решили больше не курить. Выходите погулять, а тут со всех сторон сплошной соблазн: «Да по последней, да давай постепенно, да с понедельника начнёшь…».

И Воля ваша (рисую стрелку от УМ к ВОЛЯ)начинает тренироваться. И так всю жизнь.

Ребята, сила человека начинает развиваться только через честность. Если вы не хотите напрягать себя и ищете лёгких путей (то есть не обеспечиваете волю нагрузкой), то ваша воля слабеет, если вы боитесь ответственности и или врёте, или тихо пакостите, вы поступаете трусливо, и развивается не мужество, а трусость, а ум, не утруждая себя размышлениями на тему «Что есть добро и что есть зло» стремительно деградирует, превращаясь в слабый послушный придаток лживости и лишь изобретает, как ещё схитрить. Так через малую ложь начинает гнить весь человек, а на гнилое, сами знаете, опираться опасно. Нечестным людям не доверяют, их неуважают ни в одном из обществ. Даже если боятся (но боятся их опять же не самые сильные, мужественные люди).

5. Пятое требование общества – это безопасность человека для общества и его устоев. История знает случаи, когда сильнейшие, полезнейшие, вполне соответствующие всем требованиям общества люди были приговорены к смертной казни. Например, Сократа отравили, Христа – распяти. В чём же дело? Устои общества стали подвергаться сомнению людей во время общения с ними. Поэтому, ребята, чтобы пойти «против» всех, надо понимать, что пощады ждать не стоит. Честного, мужественного человека это знание не остановит, а слабого хотя бы предупредит. В вашей жизни этот механизм можно показать на следующем примере.

Как-то раз один шестнадцатилетний юноша пришёл домой очень расстроенный. Мама стала его выспрашивать. Он поначалу отнекивался а потом рассказал: «В нашей компании есть одна девочка, которую никто не любит. Она «трещит» всё время, надоедает. Ребята хотели от неё избавиться, а сказать ей, чтоб с нами не ходила, стеснялись. Поэтому решили просто оставить её одну на стройке, а самим уйти потихоньку. Она поймёт и не будет за нами ходить. Когда все стали уходить, я уйти не смог и остался с ней. Она спросила: «Куда все делись?» Я ей ЧЕСТНО всё рассказал. Она спросила, почему я не ушёл. Я сказал, что не смог, но что я с ртебятами согласен. Она заплакала и домой ушла. А со мной сегодня никто из пацанов не разговаривает, предателем меня назвали».

Мама выслушала сына и, как все мамы, ответила: «Не горюй, помиритесь». И верно, когда ребята оказались по одному дома, каждым стал руководить не стадный разум, а человеческий.

Вот вы, ребята, с кем бы захотели дружить – с тем, кто может втихую бросить человека или с тем, кто на такое не способен?

- Со вторым, конечно!

- Вот и они это поняли – каждый! И позвонили нашему герою. Он вернулся в эту компанию, но статус его повысился, его уважать стали все намного больше, чем раньше. Только долго он с этими ребятами не продружил. Самому как-то расхотелось среди них находиться.

Теперь, как всегда, небольшой практикум по теме. Слушаем задачу. Жили – были мальчик и девочка. Девочка воспитывалась в классической интеллигентно-евровеидной семье (рисую на доске примитивную девичью фигурку с улыбкой «от уха до уха). Звали её (ребята, подскажите имя русское, но чтоб в школее у вас такого не было) Авдотья. А юноша воспитывался в типичной азиатско-мусульманской семье. Звали его (как – подсказывайте) Махмудик (рисую на доске сурового человечка). Они учились в одном классе и однажды поняти, что любячт друг друга.

Как по-вашему, что ЕЁ семья (рисую круг со стороны девочки) скажет по этому поводу?

- Он тебе не пара! Он ревнивый! Он тебе учится не даст! И на работу не пустит!

- Так, а ЕГО семья (рисую круг со стороны мальчика) как отреагирует?

- Нашёл с кем связаться! Русские все гулящие! Она рожать не будет! Она лентяйка!

- Что ребята ответят своим родителям?

- Вы его (её) не знаете! Она (он) самая(ый) хорошая(ый)! Счас всё по другому! Я люблю его (её)!

- Долго ли коротко ли, но стала у девочки вдруг фигура портиться. Она на диету из солёных огурцов села, но ничего не помогает. Однако, беременна! Родителям уж не до споров – лишь бы брак оформить! В ЗАГСе у нас вместе со Свидетельством о браке ключи от отдельной квартиры не выдают?

- Нет!

- Куда пойдут жить молодые?

- К родителям!

- К чьим?

- К его!

- И стали они жить у родителей мужа (рисую стрелку внутрь круга его семьи). А она от них отличается. Ни они к ней привыкнуть быстро не могут (а приспосабливаться они и не обязаны), ни она – к ним (а приспосабливаться никто не хочет). И так тяжело, а тут токсикоз, проблема «притирки» характеров. К труду домашнему она неприучена, а свекровь удивляется: ни кушать молодая жена не готовит, ни прибирается, ни муже не встречает. Только недовольна чем-то всё время. Она пытается поговорить то с невесткой, то с сыном, но ничего не выходит. Сын и с мамой, и с женой ссорится, невестка – и со свекровью, и с мужем. Перестала свекровь их трогать, так опять на «молчанку»всё стало похоже. Всем трудно. Не выдержала девочка, ушла к своим родителям. Что они её скажут при встрече?

- Мы тебе говорили! Мы предупреждали! Не слушаешь нас – вот и получается всё плохо!

- Именно так её и встретили, но не выгонять же. Беременная всё-таки. А ему его родители что скажут?

- Мы тебе говорили! Мы предупреждали! Не слушаешь нас – вот и получается всё плохо! (ребята смеются)

- Но молодые любят друг друга. А потому то СМС-ки, то встречи тайком, то на телефоне по пол-ночи висят. И однажды он приходит жить к ней. Да только теперь он от всех отличается. Непривычно ни ему в такоцй обстановке, ни семье девочки. Очень скоро тёща не выдержит: «Ты почему сама мусор выносишь? Он же может по пути прихватить. А вчера он во сколько домой вернулся? Что значит «друга старого встретил» Между семьёй и друзьями надо выбирать. Как у вас сначало пойдёт, так всю жизнь жить будете. Твой папа тоже когда-то по друзьям ходить начинал, так чуть совсем не спился!»

Девочка пытается повлиять на мужа, но в результате – опять конфликты. Он пытается её оградить от родной матери (тёща против меня жену настраивает), но это сложно, а на территории тёщи – невозхможно. Что им делат?

- Квартиру снимать! Ага, а где они деньги возьмут? (разворачивается дискуссия).

- Ребятки, даже если у них появится отдельное жильё, они на его территории должны будут построить семью (общество) с какими-то соотвентствующими им обоим семейными устоями, законами. Но они представители настолько разных культур, что к единому образу жизни им прийти будет очень сложно. Ни одна из этих культур не хуже и не лучше, они просто разные. Если у них хватит мудрости и терпения молча, без взаимных претензий все перенести, не срываясь на оскорбления и рукоприкладство, не уходя друг от друга, то лет через пятнадцать у них будет прекраснейшая семья и самые талантливые дети, объединившие в своей крови величайшие цивилизации.

Но, господа психологи, допустим, Авдотьюшка пришла к вам на приём в период, когда её очень трудно приходилось жить в семье мужа. Что вы ей порекомендуете? - подсказка на доске (показываю на перечень требований общества к человеку).

- Стать похожей на маму мужа – делать всё как она. Изучить традиции этой семьи и соблюдать их. Стараться помогать свекрови (быть полезной). Думать, что говоришь! Заставлять себя, даже если не хочешь! Честно говорить и свекрови, и мужу о своих горестях и обидах, но только так, чтобы необидно! Эдак нечестно, она что, служанка, что ли?

- Действительно, так пожертвовать собой ради любимого - это трудно. Как много мужества требуется, чтоб пойти за своим избранником пусть не на край света, а хотя бы к нему в дом. Было бы намного легче, если бы она до беременности подружилась бы с семьёй, пожила бы там. А беременная может не справиться – организм не выдержит. Согласитесь, беременеть лучше в браке, а не до него. А тут всё сразу – и токсикоз, и привыкание. Сможет ли она?

- Если любит, то да! Он понимать её должен! А почему бы ему к ней не пойти? Ага, парень к девушке? «Подкаблучником» стать? Если любит – выдержит! (в классе целая дискуссия, но урок не бесконечен, пора «закругляться»).

- Обратите внимание, ребята – иногда за внешне бесхарактерным поведением (вспомните прозвучавшие «служанка» и «подкаблучник» скрываются сильнейшие характеры и самоотверженная любовь. А любовь - это великая СИЛА. Про неё апостол Павел сказал, что «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит, никогда не перестает». Если и Авдотьюшка, и Махмудик, и их родители смогут так любить друг друга, они преодолеют всё.

Напоследок всё же подчеркну, что суть примера не в том, что русским с нерусскими дружить нельзя – прекрасные браки часто заключаются между людьми разных национальностей – суть в том что представители разных образов жизни с трудом могут свить общее гнездо (богатые с бедными, например). Обратите внимание – могут, но с трудом. Главное надо уметь уступать, жертвовать своими интересами. Эгоисты, кстати, на это обычно неспособны. На сегодня всё, до свидания!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: