Для определения методов повышения производительности ПС необходимо знать характер и степень влияния отдельных эксплуатационных показателей на производительность АТС. При этом необходимо учитывать, что показатели, которые можно использовать для характеристики эффективности использования ПС, делятся на три группы:
· экстенсивные обеспечивают повышение количества ПС на линии и продолжительность его работы (коэффициент выпуска, среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде);
· интенсивные способны повысить производительность ПС за счет совершенствования планирования и организации перевозочного процесса (средний суточный пробег, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, эксплуатационная и техническая скорости движения);
· обобщающие показатели характеризуют эффективность использования ПС в целом (производительность в тонно-километрах на 1 т грузоподъемности ПС, часовая производительность и т.п.).
При этом производительность ПС не может изменяться монотонно. Она получает скачкообразное приращение только тогда, когда ПС выполняет дополнительную ездку, и в транспортном цикле завершится доставка груза. Таким образом, прирост производительности будет наблюдаться только в тот момент, когда улучшение значения отдельного или совокупности эксплуатационных факторов позволит ПС выполнить еще одну ездку. До наступления этого момента изменение значения эксплуатационных факторов не приведет к изменению значения производительности.
(Подробнее влияние технико-эксплуатационных показателей на производительность будет рассмотрена ниже).
Контрольные вопросы:
- Перечислить основные технико-эксплуатационные показатели работы ПС.
- Какой показатель оценивает законченный цикл перевозочного процесса?
- От чего зависит уровень ТЭПа?
- Какие из эксплуатационных показателей можно отнести к экстенсивным?
- Какие из ТЭП относят к интенсивным?
- Какие из показателей работы ПС являются обобщающими?
- Как объяснить скачкообразный характер зависимости производительности ПС от изменения ТЭП?
Тема 10
АВТОПАРК ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
Цели лекции:
В результате изучения темы студент должен
- ЗНАТЬ систему показателей, определяющих количественное и качественное использование парка ПС;
- ИМЕТЬ представление о влиянии показателей парка на эффективность работы АТ.
План лекции:
Парк подвижного состава.
Техническая готовность парка и ее показатели.