На основе вышеизложенных методов произведены расчеты зависимости ТЭП от дорожных условий.
Дорожные условия в значительной степени определяют условия работы АТС: скорость движения, расход топлива, задержки в пути и т.п. Одним из показателей, в комплексе учитывающим влияние дорожных условий, может быть механическая работа автомобиля (Дж), определяемая необходимым тяговым усилием для его перемещения на определенное расстояние:
А = 9,81 [Ga φ + (kFVm2) /13 ]L,
где Ga – полная масса ПС, кг; φ – коэффициент суммарного сопротивления дороги; kF – фактор обтекаемости; Vm – техническая скорость ПС, км/ч; L – расстояние, на которое перемещается ПС, км.
Средние суммарные коэффициенты сопротивления различных типов дорог приведены в табл. 17.1:
Таблица 17.1 Средние суммарные коэффициенты сопротивления дороги
Техническая категория дороги | Тип покрытия | Рельеф местности | ||
равнинный | холмистый | горный | ||
I | Асфальтобетонное | 0,0152 | 0,0169 | 0,0195 |
Щебеночное и гравийное | 0,0211 | 0,0222 | 0,0242 | |
II | Асфальтобетонное | 0,0173 | 0,0198 | 0,0229 |
Щебеночное и гравийное | 0,0222 | 0,0240 | 0,0266 | |
III | Асфальтобетонное | 0,0186 | 0,0223 | 0,0260 |
Щебеночное и гравийное | 0,0234 | 0,0263 | 0,0296 | |
Булыжник | 0,0360 | 0,0376 | 0,0396 | |
IY | Асфальтобетонное | 0,0212 | 0,0262 | 0,030 |
Щебеночное и гравийное | 0,0258 | 0,0300 | 0,0335 | |
Грунтовое улучшенное | 0,0511 | 0,0522 | 0,0538 | |
Y | Асфальтобетонное | 0,0245 | 0,0324 | 0,0362 |
Щебеночное и гравийное | 0,0300 | 0,0367 | 0,0402 | |
грунтовое профилированное | 0,0662 | 0,0677 | 0,0698 |
При планировании ГАП чаще всего в зависимости от дорожных условий необходимо нормировать значение скорости движения АТС. Как функцию от значения суммарного коэффициента сопротивления дороги относительное изменение скорости движения ПС, км/ч, можно выразить следующими уравнениями:
|
|
- при движении с грузом ∆Vm = 0.1 + 0.0137/φ;
- при движении без груза ∆Vm = 0.188 + 0.0115/φ.
В табл. 17.2 приведены данные о средних скоростях движения АТС по автодорогам РВ с твердым покрытием (асфальт) [5]:
Таблица 17.2 Средние скорости движения АТС
Модель автопоезда | Дорожные условия | Средняя скорость, км/ч |
КамАЗ - 53212 | Большой город | 31,0 |
Дороги местного значения в холмистой местности | 46,0 | |
Дорога «Москва – Санкт-Петербург» | 57,0 | |
МАЗ, ЗИЛ | Большой город | 28,5 |
Магистральные дороги центра России | 51,5 | |
КамАЗ | Большой город | 33,6 |
Магистральные дороги центра России | 60,5 | |
МАЗ - 64221 | Дорога «Москва – Минск – Санкт-Петербург» | 61,8 |
МАЗ - 53352 | Дорога «Москва – Минск» | 61,0 |
МАЗ | Горная дорога | 39,6 |