История создания и развития Министерства юстиции России

Первое упоминание о Министерстве юстиции содержится в Манифесте Александра I от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств», который предусматривал в составе Правительства должность Министра юстиции – Генерал-Прокурора. На Министерство юстиции возлагались функции подготовки актов законодательного характера, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно должно было заниматься вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. Для решения этих ответственных задач потребовались и известные в стране личности, и высококвалифицированные кадры.

Указом Александра I от 8 сентября 1802г. первым Министром юстиции Генерал-Прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Он проявил себя как талантливый организатор новой юстиции, и его управленческие способности нашли достойное применение на практике. В Министерстве он лично занимался разработкой Положения о его департаментах, отработкой механизма взаимодействия с Сенатом, боролся с мздоимцами и казнокрадами.

В эпоху Николая I Министерство юстиции уже стало остро ощущать недостаток профессиональных кадров. Поэтому в 1835г. при Министре юстиции Дмитрии Васильевиче Дашкове было открыто весьма привилегированное Училище правоведения, из стен которого вышло немало выдающихся людей своего времени. Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию российского законодательства. Лучшие умы страны обратили внимание на его чрезмерную запутанность, поскольку оно состояло из бесчисленного множества законов, «боярских приговоров», указов самодержцев и иных актов. Под руководством известного государственного деятеля М.М.Сперанского была проведена кодификация законодательства. При министре юстиции Дашкове эта, по словам императора Николая I, «монументальная работа» была завершена: издано 56 томов полного собрания законов Российской империи и 15 томов – Свода законов. Как говорил сам Сперанский, ни одно государство Европы не могло похвастаться столь определенным и ярким творением. После проведенной в 1864 году в России судебной реформы заметно расширились полномочия Министерства в решении кадровых и правоохранительных задач. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство вводило институты мировых судей и присяжных заседателей, одновременно – уже напрямую – руководило деятельностью прокурорского надзора и осуществляло управление местами лишения свободы. Таким образом, в тот исторический период Министерство юстиции обладало достаточными правами, чтобы не только влиять на формирование судейского корпуса Империи, но и определять и проводить в жизнь правовую политику страны, в частности, путем надзора за правосудием. После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было упразднено, а уже 8 ноября 1917г. создан Народный комиссариат юстиции, который сразу приобрел весьма широкие полномочия. На месте «до основанья» разрушенной судебной системы предстояло создать новую. Практическое претворение в жизнь Декрета о суде № 1 потребовало от органов юстиции неимоверных усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Кадровая проблема еще на долгие десятилетия останется одной из основных в деятельности органов юстиции. Но это была не единственная задача нового ведомства. Заметное место в его деятельности занимало создание огромного массива нового законодательства. Наркомюсту пришлось выполнять несвойственные для органов юстиции функции, которые в обычных условиях возлагаются на суды, прокуратуру и органы внутренних дел. Наркомюст шаг за шагом становился учреждением, в котором оказалась сосредоточенной вся работа не по общему, а прямому и повседневному руководству судами. Принятым 30 января 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК Наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей Прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 г., Верховный Суд входит в состав аппарата Наркомюста. В последующем полномочия Наркомата не претерпели радикальных изменений. По Положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 г. он и его местные органы могли давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Они руководили выборами судей, проверяли их работу, порой давали распоряжения, как применять нормы права. По отношению к судам эта линия культивировалась вопреки зафиксированному в Конституции СССР 1936 года принципу независимости судей и подчинения их только закону. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов были явно противоестественными. Они подвергались заслуженной критике и послужили одним из поводов упразднения в 1956-1963 гг. Министерства юстиции СССР. Эта акция, очень похожая на «выплескивание вместе с водой и ребенка», внешне эффектно и радикально покончила с одним из источников незаконного воздействия на судей. Непродуманное решение проблемы обусловило ряд отрицательных последствий для судебной системы. Суды лишили грамотного и целенаправленного содействия в их работе со стороны органов юстиции (материально-технического, организационного, ресурсного и т.д.). Уже вскоре стало очевидно: судебные органы не в состоянии нормально функционировать без органов юстиции. В еще большей мере они начали утрачивать свою независимость. Поскольку ошибочность принятого решения была очевидна, 30 августа 1970 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. В Российской Федерации структура и функции Министерства полностью оформились к середине 1972 года после утверждения Советом Министров Положения о Министерстве юстиции республики. Заметим, что предусмотренное им организационное построение Министерства – с некоторыми уточнениями задач – просуществовало вплоть до распада Советского Союза. А в 1991 году с появлением на карте мира демократической России возникла обновленная юстиция. Минюст обрел «новое дыхание», начал постепенно укрепляться и развиваться. Современное Министерство юстиции – это многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.[42] Сегодня в его рядах трудится более 500 тыс. сотрудников. Статус Министерства определен соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. В соответствии с п. 5 Положения на Министерство возложены сложнейшие задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности; реализация установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; исполнение уголовных наказаний. Перечень функций Минюста неуклонно расширяется. Причем, со второй половины 90-х годов началось последовательное наделение Министерства новыми полномочиями, обусловленными нашим непростым временем, современными политическими и экономическими условиями жизни страны. В 1997 году Минюсту приданы функции координации нормотворческой деятельности. Тогда же оно приступило к формированию службы судебных приставов, а в 1998 году – к созданию системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом же году Министерству была передана пенитенциарная сисТема Наделение Министерства юстиции столь важными и многоплановыми функциями обусловило и его сложную организационную структуру. Сегодня в его центральном аппарате функционируют 16 департаментов, Главное управление, 5 управлений и два самостоятельных отдела. В систему Минюста входят территориальные органы и специализированные учреждения юстиции.

Министры юстиции российской империи:

Державин Гавриил Романович 08.09.1802 г. – 07.10.1803 г.

Лопухин Петр Васильевич 08.10.1803 г. – 01.01.1810 г.

Дмитриев Иван Иванович 01.01.1810 г. – 30.08.1814 г.

Трощинский Дмитрий Прокофьевич 30.08.1814 г. – 25.08.1817 г.

Лобанов-Ростовский Дмитрий Иванович 25.08.1817 г. – 18.10.1827 г.

Долгорукий Алексей Алексеевич 18.10.1827 г. – 20.09.1829 г.

Дашков Дмитрий Васильевич 20.09.1829 г. – 14.02.1839 г.

Блудов Дмитрий Николаевич 14.02.1839 г. – 31.12.1839 г.

Панин Виктор Никитич 31.12.1839 г. – 21.10.1862 г.

Замятин Дмитрий Николаевич 21.10.1862 г. – 18.04.1867 г.

Урусов Сергей Николаевич 18.04.1867 г. – 05.10.1867 г.

Пален Константин Иванович 15.10.1867 г. – 30.05.1878 г.

Набоков Дмитрий Николаевич 30.05.1878 г. – 06.11.1885 г.

Манасеин Николай Авксентьевич 06.11.1885 г. – 01.01.1894 г.

Муравьев Николай Валерианович 01.01.1894 г. – 14.01.1905 г.

Манухин Сергей Сергеевич 21.01.1905 г. – 24.04.1906 г.

Щегловитов Иван Григорьевич 24.04.1906 г. – 06.07.1915 г.

Хвостов Александр Алексеевич 06.07.1915 г. – 07.07.1916 г.

Макаров Александр Александрович 07.07.1916 г. – 20.12.1916 г.

Добровольский Николай

Александрович 20.12.1916 г. – 28.02.1917 г.

Министры юстиции временного правительства:

Керенский Александр Федорович март – апрель 1917 г.

Переверзев Павел Николаевич 24.04.1917 г. – 07.07.1917 г.

Зарудный Александр Сергеевич июль – сентябрь 1917 г.

Малянтович Павел Николаевич сентябрь – октябрь 1917 г.

Наркомы юстиции РСФСР:

Оппоков (Ломов) Георгий

Ипполитович октябрь – декабрь 1917 г.

Штейнберг Исаак Захарович декабрь 1917 г. – февраль 1918 г.

Стучка Петр Иванович 1918 г.

Курский Дмитрий Иванович 1918 г. – 1928 г.

Янсон Николай Михайлович 1928 г. – 1930 г.

Крыленко Николай Васильевич 1931 г. – 1936 г.

Антонов-Овсеенко Владимир

Александрович 16.09.1937 г. – 17.10.1937 г.

Дмитриев Яков Петрович 1937 г. – 1940 г.

Горшенин Константин Петрович 1940 г. – 1943 г.

Басавин Иван Александрович 05.01.1944 г. – 05.10.1949 г.

Наркомы (министры) юстиции СССР:

Крыленко Николай Васильевич 20.07.1936 г. – 19.01.1938 г.

Рычков Николай Михайлович 19.01.1938 г. – 29.01.1948 г.

Горшенин Константин Петрович 29.01.1948 г. – 30.05.1956 г.

С 1956 г. по 1970 г. Министерство было упразднено и действовала юридическая комиссия при Совете Министров СССР

Теребилов Владимир Иванович 01.09.1970 г. – 12.04.1984 г.

Кравцов Борис Васильевич 12.04.1984 г. – 17.07.1989 г.

Яковлев Вениамин Федорович 01.08.1989 г. – 11.12.1990 г.

Лущиков Сергей Геннадиевич 11.12.1990 г. – 27.11.1991 г.

Министры юстиции РСФСР:

Беляев Федор Архипович 05.10.1949 г. – 11.06.1953 г.

Рубичев Анатолий Тимофеевич 11.06.1953 г. – 27.03.1957 г.

Болдырев Владимир Афанасьевич 11.05.1957 г. – 13.04.1963 г.

с 1963 г. по 1970 г. Министерство юстиции было упразднено

Блинов Владимир Михайлович 24.09.1970 г. – 15.02.1984 г.

Сухарев Александр Яковлевич 15.03.1984 г. – 25.02.1988 г.

Аболенцев Владимир Александрович 05.04.1988 г. – 15.07.1990 г.

Министры Юстиции Российской Федерации:

Федоров Николай Васильевич 14.07.1990 г. – 01.05.1993 г.

Калмыков Юрий Хамзатович 05.08.1993 г. – 07.12.1994 г.

Ковалев Валентин Алексеевич 06.01.1995 г. – 02.07.1997 г.

Степашин Сергей Вадимович 02.07.1997 г. – 30.03.1998 г.

Крашенинников Павел Владимирович 03.04.1998 г. – 04.08.1999 г.

Чайка Юрий Яковлевич 17.08.1999 г. 08. 06. 20006.

Устинов Владимир Васильевич 23 июня2006 г.12 мая 2008

Александр Владимирович Коновалов 12 мая 2008г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: