Интервью

Антон ТЮКИН

Антон Тюкин, поэт, прозаик, драматург, эссеист, в декабре 2014 года моё имя - в списке соискателей малой поэтической премии Евгения Капустина.

https://vk.com/id99661114; https://vk.com/public72407419; http://www.proza.ru/avtor/anttyukin/;

http://www.chitalnya.ru/users/tyukinanton/

1) Расскажите кратко о себе, о своём творческом и жизненном пути.

Тюкин Антон Викторович, родился 17 апреля 1972 года, 42 года, проживаю в городе Вологда. Окончил Вологодский политехнический институт (ныне Вологодский государственный университет), по специальности архитектор. С 1995 года работаю инженером по обслуживанию ПК в “своём” ВУЗе. С 2010 года регулярно пишу прозу, стихи, публицистику, драматические произведения.

Многолетний член литературной студии Г. А. Щекиной “Лист”, член литклуба вологжан “Ступени”. Традиционный участник поэтических фестивалей “Плюсовая поэзия” и “М-8”, регулярно проходящих в Вологде, участник семинаров поэзии, прозы и драматургии. Лауреат (1 место) конкурса “Мои города” литературного интернет-объединения (ЛИНТО) “Брусника”, Архангельского литературного музея и радио “Поморье” за сезон - лето 2014 года. Соискатель малой поэтической премии Евгения Капустина (декабрь 2014 года), автор вошедший в Лонг-лист. Один из потенциальных лауреатов (вошёл в Лонг-лист) премии имени О. Бешенковской в разделе поэзия (декабрь 2014 года).

В декабре 2010 года с повестью “Шевченко” и циклом из четырех рассказов дебютировал в журнале “Вологодская Литература” (№ 9, публикация получила редакционное название “Яблоневый сад”). В июне 2012 года в Вологде была опубликована моя фантастическая повесть ”Небо медное. Земля железная”. В декабре 2013 года вышла в свет вторая книга, фантастическая повесть ”Дикая песня”. Обе публикации были подготовлены к печати редактором Ниной Викторовной Писарчик. Выражаю глубочайшую признательность и благодарность ей за плодотворный и высококачественный труд. Завершая разговор о вышедших книгах думаю, что стоит упомянуть, что на ежегодном конкурсе на лучшую книгу, изданную в Вологодской области “Вологодская книга-2012”, проводившемся Вологодской областной библиотекой им. В. И. Белова, книга “Небо медное. Земля железная” была отмечена в номинации ”Лучшее полиграфическое исполнение издания”.

Стихотворные циклы, подборки стихов, публицистика были опубликованы в сборнике “Сорок ступеней навстречу. Стихи и проза вологодского объединения “Ступени” – к 40-летию со дня основания”, в журналах “Листва” (№ 9) и “Автограф” (№ 64), в коллективном сборнике стихов “Родная земля” (- Саратов: Издательство “Десятая муза”, 2014), в литературном журнале “Союз писателей” (№ 6/2014 - Новокузнецк), в литературном арт-журнале “Рефлексия Абсурда” (выпуск 6/2014).

Занимаясь многолетней литературной работой, пришел к выводу, с целью творческого совершенствования художественного мастерства, плодотворного общения с коллегами по перу, о необходимости вступления в Союз российских писателей.

2) Когда Вы стали писать стихи, с чем это было связано?

Стихи начал писать чуть ли на два года позже, чем прозу – в конце 2011. К тому времени были созданы на тот жизненный период основные прозаические вещи – повесть-быль “Шевченко”, социально-фантастические повести “Дикая песня” и “Небо медное. Земля железная”, цикл рассказов о детстве и юности.

Как я начал? Как-то раз я случайно наткнулся на публикации западных, в частности американских поэтов в журнале “Америка”, в поэтических сборниках, пишущих, в основном, исключительно “белым стихом”. Прочитал… и решил написать “то же самое”, но уже как бы в рифму. Для начала это было как шутка или как упражнение… - Да смогу ли я? - вот что волновало меня. Так чужие стихи стали поводом, а вернее толчком для развития своей собственной поэтической фантазии. Так я начал УЧИТЬСЯ писать поэтические произведения. Сперва “вроде как бы переводил” заграничное, чужое, но уже по-своему, многое переиначивая, добавляя своё, от себя. Осмелел и потом принялся писать уже только своё. Так “пошло и пошло”, как сказал бы Михаил Сергеевич - президент моего комсомольского детства…

3) Какие классические и современные поэты и прозаики повлияли на Вас?

На формирование моего поэтического вкуса оказали огромнейшее влияние - из отечественных Осип Мандельштам и Иосиф Бродский, в детстве просто обожал бардовскую песню – Окуджаву, Высоцкого, Городницкого, Визбора, люблю их и сейчас. Из зарубежных поэтом мой любимейший – это американский поэт, писатель, переводчик, в 1990-91 году поэт-лауреат США Марк Стренд.

Что до прозы то, конечно же, огромнейшее влияние на меня оказал Александр Исаевич Солженицын, его “Архипелаг ГУЛАГ” напечатанный в журнале “Новый мир” 1989-90 гг. Прочитал на первом курсе, кстати чуть ли не после легендарного романа “Мастер и Маргарита” Булгакова. Что люблю? Люблю разное. Реализм срывающий маски – повести, романы, расказы Александра Исаевича и другое – Свифта и Николая Васильевича Гоголя, Михаила Булгакова и Евгения Замятина.

Что еще меня “перевернуло” в мире литературы? Ну, конечно же наш земляк-вологжагтн Варлам Тихонович Шаламов со своей пронзительно-страшной лагерной прозой плюс ещё другие авторы, пришедшие к читателю во времена горбачёвской “перестройки”. Хочется много сказать об Андрее Платонове, о Евгении Гинзбург, о Сергее Довлатове, о Домбровском. Все родные, знакомые люди… Самым же замечательным романом ХХ века написанным на русском языке я считаю знаменитый роман “Доктор Живаго” Пастернака Бориса Леонидовича. Там кристальный, хрустальный русский язык - в прозе и особенно в поэзии - в стихотворном цикле “стихов доктора”. Это невозможно не оценить. Ведь “Живаго” - это не просто роман. Это голос России. Пастернак в нем весь – до звенящего донышка. Борис Леонидович - гениальный продолжатель гуманистической традиции самого Толстого… Кстати, и Толстой в “Войне и мире”, и великий Достоевский (я буквально месяц назад перечитывал роман “Братья Карамазовы”) с “Преступлением и наказанием”, c “Идиотом” и c “Бесами” – это просто великолепно. Искренне считаю нашу русскую литературу самой лучшей, самой сильной в мире, извините меня за такой “шовинизм”.

4) Насколько важны публикации и сценические выступления для становления поэта? Расскажите про свои первые публикации и выступления.

Как я уже сказал, являясь многолетним членом литературной студии Г.А. Щекиной “Лист”, членом литклуба вологжан “Ступени”, традиционным участником поэтических фестивалей “Плюсовая поэзия” и “М-8”, регулярно проходящих в Вологде, как участник семинаров поэзии, прозы и драматургии считаю, что как сами “бумажные” официальные и “самиздатовские” и интернетовские публикации, ровно как и участие автора в публичных чтениях собственных произведений проходящих обычно в ходе творческих форумов плюс публичные выступления для “обычной, неподготовленной” публики (в частности, публичное чтение на улице часто входит в фестивальную программу) для поэта молодого, находящегося в процессе формирования просто бесценно. Очень важно, чтобы автор стал смелым, человеком не боящимся, что де “люди его не поймут”.

5) Что Вы считаете творческим успехом, что – провалом?

Может быть самым громким провалом были некоторые мои рассказы, которые, несмотря на актуальность темы, “не совсем поняли” на семинарах фестивальной прозы (например рассказ “Кино. Про фашистов”).

Неожиданным триумфом был тот мой первый заказ от редактора журнала “Вологодская Литература”, только что прочитавшего мои ещё самые первые рассказы, небольшой повести для публикации в очередной номер. В декабре 2010 года с повестью “Шевченко” и циклом из четырех рассказов я дебютировал в № 9, публикация получила редакционное название “Яблоневый сад”, как я уже говорил. Следующей приятной неожиданностью для меня оказалась публикация поэтического цикла “Новогоднее” в сборнике “Сорок ступеней навстречу. Стихи и проза вологодского объединения “Ступени” – к 40-летию со дня основания” в конце 2011 года, после - публикация подборки стихотворений в коллективном юбилейном лермонтовском сборнике “Родная земля” (- Саратов: Издательство “Десятая муза”) в 2014-м. Надеюсь, что приятные чудеса не оставят меня и в дальнейшем.

6) Каковы основные темы Вашей поэзии?

Темы разнообразные. Есть гражданская социальная лирика, есть так называемая патриотическая тема, есть любовная лирика и есть бытовая. Иногда рождаются стихи, составляющие уже после как бы некие тематические циклы, например: “По странам и континентам”, “Мои города”, “Москва” и др.

7) Что Вас вдохновляет? Что помогает писать, что мешает? Как родные и близкие относятся к творчеству?

Вдохновляет вся наша странная страна плюс весь мир во всём его волнующем и порой трагическом многообразии. Помогает “пульс времени” а мешает порою его же отсутствие. Дефицит свободного времени… Что касается родных и близких, то они меня гением не считают - и правильно делают. Не считаю гением себя и я сам… Кстати, в январе 2015 они были приятно удивлены приглашением меня для участия в Лейпцигской книжной ярмарке (Leipziger Buchmesse) - второй по величине книжной ярмарке в мире после Франкфуртской (состоится она с 11 по 16 марта 2015 года). Пригласили же меня в связи с моим выходом в Лонг-лист конкурса на соискание Премии имени Бешенковской.

8) Работаете ли Вы над стихами, совершенствуете ли написанное, редактируете ли? Или пишете сразу?

Пишу сразу и исключительно на компьютере. После много раз перечитываю написанное вслух, совершенствуя текст, подбираю более точное слово, “выгрызая” помарки, повторы. Так обычно идёт мой творческий процесс. - Как обычно идет? - Легко и свободно… Иногда очень редко и по-другому, мучительно, долго, с длительными переделками текста. Но легко - это чаще всего.

9) Какими Вы видите цели и задачи поэзии? Кто такой «современный поэт»?

Цели и задачи любой творческой личности – выкрикнуть своё самое главное “петушиное” слово. Человек, отражающий в своём творчестве актуальные, злободневные вещи посредством высококачественного художественного слова - вот кто такой на мой взгляд “современный поэт” (вот достойные примеры: Бертольд Брехт и Владимир Высоцкий, Александр Галич и Евгений Евтушенко). - Что надо уметь современному автору? Что важно для него? - Надо научится не бояться говорить с читателем о порой весьма “острых” в политическом, гражданском и морально-этическом смысле вещах. Делать это доверительно, открыто, иронично. Вот сверзадача…

Надо быть колоколом. Колоколом правды и свободы. Считаю, что литература и поэзия в частности должна не только ставить трудные вопросы обществу, но и постараться дать на них людям ответы. Так и только так она станет нужной, полезной и востребованной самой широкой аудиторией. “Я не хочу средь юношей тепличных / Разменивать последний грош души…” – написал гениальный Осип Мандельштам. А еще он писал, что “литература – это либо ворованный воздух, либо гадость”, простите… Анна Андреевна Ахматова говорила: “Стихи… За стихи у нас можно получить пулю”… Считаю, что литература и поэзия в частности - это очень серьезно, что стихи не “ля-ля”, это выражение позиции автора, его маленький окопчик, редут во всемирном сражении сил добра и сил зла (не о том ли говорил гениальный Фёдор Михайлович – “Бог с дьяволом борется” за людскую душу). Думаю, что литература именно в нашей стране, в наше время – время различных цензурных “рогаток”, умолчаний на страницах газет, на ти-ви и на радио, должна, просто обязана снова стать “колоколом”. “Колоколом” Александра Герцена и последним “Не могу молчать” Льва Толстого, но уже наших с вами трагических дней.

10) Что вообще является важным и ценным в нашем мире?

Ну, конечно любовь. Но “любовь” – это личное. Из общественного - демократия и мир. Почему? Прочитайте “Всеобщую декларацию прав человека” – главный документ цивилизации людей, принятый Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года – там всё сказано. Демократия и мир – повторю я снова. Притом “мир” в данной связи не важнее, чем “демократия”. Мир – ведь это не просто отсутствие войны, боевых действий. “Мир” - он ведь и позорный может быть, наподобие “заключения мира” (исторически всё ж верней “перемирия”) при капитуляции Франции в июне 1940-го. “Мир вагона в компьенском лесу №2” – не мой мир. Только “слёзы, пот и кровь”, мог обещать великий Черчилль своему народу в ту лихую годину. Помните об этом сегодня. Настоящий мир весьма дорого стоит. - Не дороже жизней солдат? – Наверное, так… - Чему учит история? Ничему? Или всё таки опасности любого капитулянтского трусливого раздела – раздела на “оккупированный север” и на “свободное французское государство (марионеточное, конечно же) со столицей в Виши”? “Мир” с агрессором – не мой мир. Умиротворение наглецов не несёт не свободы, ни мира. Вот что надо бы помнить, понимать, говоря про поиски мира вокруг тяжелейшей ситуации в Украине сегодня.

11) Какие иные виды творчества, какие жанры искусства Вы хотели бы освоить? Или уже освоили?

Как я уже говорил, по профессии я - архитектор. В своё время в рамках институтской программы занимался скульптурой и живописью, графикой и архитектурным моделированием – и так минимум четыре года плюс ещё очень многим. Многими другим интересными вещами, в частности, изучал общественные науки: философию, историю искусств, политологию, этику, эстетику и др. Считаю, что годы обучения в ВУЗе именно по “творческой” специальности много дали мне для дальнейшего развития творческих навыков (ну, хотя бы в плане знания построения художественной композиции). - Буду ли заниматься чем-то из того, чем я занимался в годы давней институтской учёбы? - Поживём - увидим. Жизнь - довольно длинная “штука”, надеюсь.

12) Каковы Ваши творческие планы? Мечты?

Для начала - стать членом Союза российских писателей. А потом - поглядим… И ещё о мечтах. Хочу видеть свою Родину свободной, богатой и по-настоящему счастливой в реальной, обыденной жизни, а не только на экране пропагандистских политических шоу на полугосударственом ти-ви. Хочу видеть свою страну доброй, справедливой и миролюбивой страной, равной среди равных в семье как европейских, так и мировых народов. Неужели я так многого хочу?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: