Отдел I. О королевской власти и о короле

1. Королевская власть неделима - она вверена наследственно царствующему дому и переходит по мужской линии в порядке перво­родства...

2. Особа короля неприкосновенна и священна;он носит титул короля французов.

3. Во Франции нет власти, стоящей над законом. Король царствует лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать пови­новения.

6. Если король станет во главе армии и направит войска против народа или если он путем формального акта не воспротивится подобному пред­приятию, выполняемому его именем, то следует считать, что он отрекся от королевской власти.

7. Если король, покинув королевство, не возвратится после приглаше­ния, обращенного к нему законодательным корпусом, в установленный в прокламации срок, который не должен превышать двух месяцев, то сле­дует считать его отрекшимся от королевской власти...

Отдел IV. О министрах

1. Назначение и увольнение министров принадлежит всецело королю.

2. Члены Национального Собрания настоящего и следующих созывов, члены кассационного суда, а также лица, исполняющие обязанности вер­ховных присяжных, не могут ни служить в каком-либо из министерств, ни получать места, награды, пенсии, жалования или поручения от исполнитель­ной власти или ее агентов как во время исполнения своих обязанностей, так и в течение двух лет по их прекращении. То же относится к тем, кто бу­дет хотя бы внесен в список верховных присяжных, на все время включе­ния их в этот список....

4. Ни один приказ короля не подлежит исполнению, если он не подпи­сан им и не скреплен министром или распорядителем кредитов соответст­вующего ведомства.

6. Королевский указ, устный или письменный, ни в коем случае не мо­жет освободить министра от ответственности.

Глава третья. Об осуществлении законодательной власти

Отдел I. Полномочия и обязанности Национального законодательногособрания

1. Конституция поручает исключительно законодательному корпусу следующие полномочия и обязанности: 1) законодательную инициативу и установление законов; король может только приглашать законодательный корпус войти в рассмотрение того или иного вопроса; 2) определение государственных расходов; 3) установление государственных налогов...; 4)...наблюдение за употреблением всех государственных доходов и тре­бование по ним отчетности; 5) издание постановлений об учреждении и упразднении государственных должностей...; 8) ежегодное издание по предложению короля постановлений о численности личного состава и коли­честве судов, образующих сухопутные и морские силы...; 10) привлечение к ответственности перед верховным нацио­нальным судом министров и главных агентов исполнительной власти...

2. Решение начать войну может быть принято лишь по утвержденному королем постановлению законодательного корпуса, вынесенному обяза­тельно по формальному предложению короля...

3. Законодательному корпусу принадлежит ратификация мирных, союзных и торговых договоров; ни один договор не получит силы без такой ратификации.

Отдел III. О санкции короля

1. Постановления законодательного корпуса восходят к королю, кото­рый может с ними не согласиться.

2. В случае, если король откажет в своем согласии, такой отказ имеет лишь суспензивное значение. Если две легислатуры, следующие за пред­ставившей такое постановление, последовательно представят то же поста­новление в тех же самых выражениях, то считается, что король дал свое утверждение.

4. Король обязан выразить свое согласие или свой отказ на каждом постановлении в течение двух месяцев с момента представ­ления.

6. Постановления, получившие утверждение короля, а также те, кото­рые будут ему последовательно представлены тремя следующими одна за другой палатами, имеют силу и носят название законов.

7....Не требуют королевской санкции акты, касающиеся ответствен­ности министров, а также постановления о возбуждении против них обви­нения.

8. Постановления законодательного корпуса, касающиеся установле­ния, продления и взимания государственных налогов, носят название зако­нов... Они опубликовы­ваются и исполняются без королевского утверждения…

Глава четвертая. Об осуществлении исполнительной власти

1. Высшая исполнительная власть сосредоточивается исключительно в руках короля. Король — верховный глава общего управления королевст­вом; заботы об охране общественного порядка и спокойствия вверены ему. Король - верховный главнокомандующий сухопутных и морских военных сил. Королю вручена охрана внешней безопасности королевства, охрана его прав и владений.

2. Король назначает послов и прочих агентов международных сноше­ний, командующих армией и флотом...

Отдел II. О внутреннем управлении

8. Всякий раз, когда король распорядится отстранить или же утвердить отстранение от должности (администраторов) органов управления или (администраторов) подчиненных им органов, он ставит об этом в извест­ность законодательный корпус. Последний может или отменить, или же утвердить устранение от должности, или даже распустить виновную часть (администрацию) управления и в случае необходимости передать всех или некоторых из должностных лиц управления уголовному судуилипостановить о возбуждении против них обвинения.

Отдел III. О внешних сношениях

1. Король один может поддерживать внешние политические сношения, вести переговоры, делать приготовления к войне в соответствии с такими же постановлениями соседних государств, распределять сухопутные и морские силы, как он это признает целесообразным, и определять их движение в случае войны.

3. Король имеет право договариваться и подписывать со всеми иност­ранными государствами все мирные, союзные, торговые и иные договоры и соглашения, какие он найдет необходимыми для блага государства, под условием ратификации их законодательным корпусом.

Глава пятая. О судебной власти

1. Власть судебная...не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем.

2. Правосудие будет отправляться беспошлинно судьями, избираемыми на срок народом и утверждаемыми в должности королевскими грамотами, в выдаче которых король не может отказать. Судьи не могут быть ни сме­щены иначе, как за преступления по должности, надлежаще установлен­ные в судебном порядке, ни временно отстранены от должности иначе, как вследствие возбуждения против них обвинения. Общественный обвинитель назначается народом.

3. Суды не могут ни вмешиваться в осуществление законодательной власти, ни приостанавливать применение законов, ни вторгаться в круг деятельности органов управления, ни вызывать к себе последних для объяснений по поводу их деятельности....

9. В делах уголовных ни один гражданин не может быть судим иначе, как по обвинению, возбужденному присяжными или законодательным корпусом в случаях, когда последнему предоставлено право возбуждать обвинение. После предания суду фактический состав деяния поступает на рассмотрение и суждение присяжных. Обвиняемый имеет право отвода их в количестве до 20 без указания причин. Присяжные, устанавливающие фактический состав деяния, не могут заседать в числе менее 12. Примене­ние закона производится судьями. Судебное следствие должно быть публич­ным. Обвиняемым не может быть отказано в содействии поверенного. Ни одно лицо, оправданное законным составом присяжных, не может быть вновь привлечено к ответственности или подвергнуто обвинению по поводу того же деяния.

10....Никто не может быть подвергнут задержанию или заключению иначе, как в силу полномочия органов полиции, приказа суда о взятии под стражу, обвинительного постановления законодательного корпуса в слу­чаях, когда ему предоставлено издавать таковое, или же судебного приговора, присуждающего к тюремному или исправительному заклю­чению....

19. При законодательном корпусе учреждается один кассационный суд для всего королевства. В его обязанности входит постановлять решения по кассационным жалобам на приговоры, вынесенные судами в последней инстанции, по ходатайствам о передаче дела из одного суда в другой вслед­ствие законных подозрений в пристрастии, по дисциплинарным делам, возбуждаемым против судей, и по искам, предъявляемым к суду в целом его составе.

23. Верховный национальный суд, в состав которого входят члены кас­сационного суда и верховное жюри, разбирает проступки министров и глав­ных агентов исполнительной власти, а также преступления, угрожающие обшей безопасности государства, по вынесении законодательным корпусом постановления об обвинении...

3. КОНСТИТУЦИЯ 24 июня 1793 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: