1. Королевская власть неделима - она вверена наследственно царствующему дому и переходит по мужской линии в порядке первородства...
2. Особа короля неприкосновенна и священна;он носит титул короля французов.
3. Во Франции нет власти, стоящей над законом. Король царствует лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения.
6. Если король станет во главе армии и направит войска против народа или если он путем формального акта не воспротивится подобному предприятию, выполняемому его именем, то следует считать, что он отрекся от королевской власти.
7. Если король, покинув королевство, не возвратится после приглашения, обращенного к нему законодательным корпусом, в установленный в прокламации срок, который не должен превышать двух месяцев, то следует считать его отрекшимся от королевской власти...
Отдел IV. О министрах
1. Назначение и увольнение министров принадлежит всецело королю.
2. Члены Национального Собрания настоящего и следующих созывов, члены кассационного суда, а также лица, исполняющие обязанности верховных присяжных, не могут ни служить в каком-либо из министерств, ни получать места, награды, пенсии, жалования или поручения от исполнительной власти или ее агентов как во время исполнения своих обязанностей, так и в течение двух лет по их прекращении. То же относится к тем, кто будет хотя бы внесен в список верховных присяжных, на все время включения их в этот список....
4. Ни один приказ короля не подлежит исполнению, если он не подписан им и не скреплен министром или распорядителем кредитов соответствующего ведомства.
6. Королевский указ, устный или письменный, ни в коем случае не может освободить министра от ответственности.
Глава третья. Об осуществлении законодательной власти
Отдел I. Полномочия и обязанности Национального законодательногособрания
1. Конституция поручает исключительно законодательному корпусу следующие полномочия и обязанности: 1) законодательную инициативу и установление законов; король может только приглашать законодательный корпус войти в рассмотрение того или иного вопроса; 2) определение государственных расходов; 3) установление государственных налогов...; 4)...наблюдение за употреблением всех государственных доходов и требование по ним отчетности; 5) издание постановлений об учреждении и упразднении государственных должностей...; 8) ежегодное издание по предложению короля постановлений о численности личного состава и количестве судов, образующих сухопутные и морские силы...; 10) привлечение к ответственности перед верховным национальным судом министров и главных агентов исполнительной власти...
2. Решение начать войну может быть принято лишь по утвержденному королем постановлению законодательного корпуса, вынесенному обязательно по формальному предложению короля...
3. Законодательному корпусу принадлежит ратификация мирных, союзных и торговых договоров; ни один договор не получит силы без такой ратификации.
Отдел III. О санкции короля
1. Постановления законодательного корпуса восходят к королю, который может с ними не согласиться.
2. В случае, если король откажет в своем согласии, такой отказ имеет лишь суспензивное значение. Если две легислатуры, следующие за представившей такое постановление, последовательно представят то же постановление в тех же самых выражениях, то считается, что король дал свое утверждение.
4. Король обязан выразить свое согласие или свой отказ на каждом постановлении в течение двух месяцев с момента представления.
6. Постановления, получившие утверждение короля, а также те, которые будут ему последовательно представлены тремя следующими одна за другой палатами, имеют силу и носят название законов.
7....Не требуют королевской санкции акты, касающиеся ответственности министров, а также постановления о возбуждении против них обвинения.
8. Постановления законодательного корпуса, касающиеся установления, продления и взимания государственных налогов, носят название законов... Они опубликовываются и исполняются без королевского утверждения…
Глава четвертая. Об осуществлении исполнительной власти
1. Высшая исполнительная власть сосредоточивается исключительно в руках короля. Король — верховный глава общего управления королевством; заботы об охране общественного порядка и спокойствия вверены ему. Король - верховный главнокомандующий сухопутных и морских военных сил. Королю вручена охрана внешней безопасности королевства, охрана его прав и владений.
2. Король назначает послов и прочих агентов международных сношений, командующих армией и флотом...
Отдел II. О внутреннем управлении
8. Всякий раз, когда король распорядится отстранить или же утвердить отстранение от должности (администраторов) органов управления или (администраторов) подчиненных им органов, он ставит об этом в известность законодательный корпус. Последний может или отменить, или же утвердить устранение от должности, или даже распустить виновную часть (администрацию) управления и в случае необходимости передать всех или некоторых из должностных лиц управления уголовному судуилипостановить о возбуждении против них обвинения.
Отдел III. О внешних сношениях
1. Король один может поддерживать внешние политические сношения, вести переговоры, делать приготовления к войне в соответствии с такими же постановлениями соседних государств, распределять сухопутные и морские силы, как он это признает целесообразным, и определять их движение в случае войны.
3. Король имеет право договариваться и подписывать со всеми иностранными государствами все мирные, союзные, торговые и иные договоры и соглашения, какие он найдет необходимыми для блага государства, под условием ратификации их законодательным корпусом.
Глава пятая. О судебной власти
1. Власть судебная...не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем.
2. Правосудие будет отправляться беспошлинно судьями, избираемыми на срок народом и утверждаемыми в должности королевскими грамотами, в выдаче которых король не может отказать. Судьи не могут быть ни смещены иначе, как за преступления по должности, надлежаще установленные в судебном порядке, ни временно отстранены от должности иначе, как вследствие возбуждения против них обвинения. Общественный обвинитель назначается народом.
3. Суды не могут ни вмешиваться в осуществление законодательной власти, ни приостанавливать применение законов, ни вторгаться в круг деятельности органов управления, ни вызывать к себе последних для объяснений по поводу их деятельности....
9. В делах уголовных ни один гражданин не может быть судим иначе, как по обвинению, возбужденному присяжными или законодательным корпусом в случаях, когда последнему предоставлено право возбуждать обвинение. После предания суду фактический состав деяния поступает на рассмотрение и суждение присяжных. Обвиняемый имеет право отвода их в количестве до 20 без указания причин. Присяжные, устанавливающие фактический состав деяния, не могут заседать в числе менее 12. Применение закона производится судьями. Судебное следствие должно быть публичным. Обвиняемым не может быть отказано в содействии поверенного. Ни одно лицо, оправданное законным составом присяжных, не может быть вновь привлечено к ответственности или подвергнуто обвинению по поводу того же деяния.
10....Никто не может быть подвергнут задержанию или заключению иначе, как в силу полномочия органов полиции, приказа суда о взятии под стражу, обвинительного постановления законодательного корпуса в случаях, когда ему предоставлено издавать таковое, или же судебного приговора, присуждающего к тюремному или исправительному заключению....
19. При законодательном корпусе учреждается один кассационный суд для всего королевства. В его обязанности входит постановлять решения по кассационным жалобам на приговоры, вынесенные судами в последней инстанции, по ходатайствам о передаче дела из одного суда в другой вследствие законных подозрений в пристрастии, по дисциплинарным делам, возбуждаемым против судей, и по искам, предъявляемым к суду в целом его составе.
23. Верховный национальный суд, в состав которого входят члены кассационного суда и верховное жюри, разбирает проступки министров и главных агентов исполнительной власти, а также преступления, угрожающие обшей безопасности государства, по вынесении законодательным корпусом постановления об обвинении...
3. КОНСТИТУЦИЯ 24 июня 1793 г.