Лекция №8 гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков - это учебная дисциплина, которая занимается гигиеническими проблемами детства и юношества. По данным Федеральной службы государственной статистики в России проживает свыше 33 млн детей, подростков и молодежи в возрасте до 19 лет (включительно), а это более 25% населения страны.

(слайд 2) Основная особенность детей и подростков заключается в том, что, в отличии от взрослых, их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей степени, по сравнению со взрослыми подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействие весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться незаметными и незначительными.

Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека заключается в том, что внешние воздействия сказываются не только на функциональном состоянии в настоящий момент, но и влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве. Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

Однако сохранение и укрепление здоровья, недостаточны для детей и подростков. Для них самое главное - благоприятное развитие. Поэтому в гигиене детей и подростков любой фактор среды оценивается по его влиянию на развитие ребёнка.

(слайд 3) Гигиена детей и подростков - профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.

(слайд 4). Нормирование в гигиене детей и подростков - это научно обоснованное определение характеристик факторов, воздействующих на организм, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. При этом нормируется интенсивность и длительность воздействия, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие. Для неблагоприятных факторов истинной «норме» соответствует нулевое значение, т.е. их отсутствие.

Основанием для установления гигиенических норм воздействия изучаемых факторов служит функциональное состояние организма детей при разной интенсивности и длительности воздействующих факторов.

(слайд 5). Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования.

1. Специфичность норм. В связи с особенностями чувствительности развивающегося организма к большинству факторов среды (и потребностью в них) для детей и подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие нормы.

2. Непостоянство (сменяемость) норм. В процессе возрастного развития организм проходит ряд периодов, каждому из которых свойственен определенный, именно ему присущий уровень чувствительности к воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми.

3. Развивающая, тренирующая направленность норм. Гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой и оптимальное его состояние в настоящий момент, но и спо­собствуют наилучшему развитию.

4. Дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.

На каждом возрастном этапе организм оказывается созревшим, подготовленным лишь к определенным параметрам воздействий окружающей среды, и именно эти параметры должны считаться нормальными для данного возраста.

(слайд 6). Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов:

- здоровье детей и подростков;

- гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня;

- гигиена физического воспитания;

- гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся;

- гигиена питания детей и подростков;

- гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков;

- гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков;

- медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.

(слайд 7). Основным методом в гигиене детей и подростков является метод естественного гигиенического эксперимента. В дополнение к нему обычно применяется метод лабораторного эксперимента. Широко используется метод гигиенического наблюдения. Обработка и анализ полученных в ходе исследований материалов невозможны без использования санитарно-статистического метода. В дополнение ко всем этим методам в настоящее время широко применяется современный математический аппарат - методы математического прогнозирования.

Основоположниками, теоретиками и крупными организатора­ми современной отечественной гигиены детей и подростков явля­ются профессора А.В. Мольков, С.М. Громбах, академики РАМН Г.Н. Сердюковская и А.Г. Сухарев.

(слайд 8). Альфред Владиславович Мольков (1870-1947) - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Профессор А.В. Мольков - выпускник медицинского факультета Московского университета, земский врач, талантливый организатор и знаток санитар­ного просвещения, основоположник отечественной школьной гигиены. Им сформулированы цели и задачи, определены основные пути научно-исследовательской и педагогической работы в области школьной гигиены, написаны первые учебник и руководство к прак­тическим занятиям студентов по школьной гигиене. Особый интерес и сегодня представляют динамические исследования физического развития детей различных национальностей. Эти исследования поло­жили начало повсеместному изучению динамики здоровья детского населения. Много исследований А.В. Молькова посвящено изуче­нию детского общественного питания, гигиеническому обоснованию строительства, благоустройства и оборудования школ и детских учреждений, дошкольному обучению и воспитанию.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ (слайд 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: