Для повышения надежности и сокращении времени пуска на турбине Т – 100/120 – 130 применена схема парового обогрева фланцев и шпилек ЦВД, смонтирован обогрев крышки стопорного клапана, улучшена изоляция ЦВД.
а) коллектор обогрева фланцев и шпилек ЦВД установлен в непосредственной близости от ЦВД, что исключает охлаждение пара в паропроводах, подводящих пар от коллектора к фланцем и шпилькам.
б) дополнительно существующим сбросным паропроводам из задних концевых точек коробов обогрева фланцев смонтированы трубопроводы d=38∙3 мм, что позволило увеличить скорость пара в коробах и осуществить обогрев фланцев по всей длине.
в) подвод пара на обогрев шпилек выполняют отдельно к каждой шпильке, что увеличивает расход и скорость пара в шпильках. Для достижения более равномерного прогрева подвод пара к шпилькам выполнен т.о., чтобы обеспечить больший расход на шпильки, которые расположены в зоне более интенсивного прогрева фланцев ЦВД.
г) для обогрева крышки стопорного клапана по периметру крышки установлен змеевик изготовленный из трубы d=38∙3 мм к которому подведен свежий пар. Пространство между змеевиком и крышкой заполнено металлическими опилками. Одновременно с подачей пара в турбину был подан пар на обогрев крышки стопорного клапана.
Применение наружного обогрева крышки стопорного клапана при пуске турбины из холодного состояния понижает разность температур корпуса и крышки в 1,5 раза.
После подачи пара в турбину закрывается регулирующая диафрагма ч.н.д., за счет чего плотность пара в цвд возрастает и прогрев стенки корпуса цвд происходит интенсивнее, чем при пуске из холодного состояния. Перед повышением скорости вращения с 1600 до 2600 об/мин регулирующая диафрагма цнд полностью открыта, т.к. при работе турбины в режиме холостого хода при полном закрытии регулирующей диафрагмы цнд происходит значительное повышение температуры пара в перепускных трубах, а после открытия диафрагмы происходит понижение температуры пара до 70 – 80ºС. Такие значительные и резкие изменения температуры пара, поступающего в цнд могут отрицательно сказаться на работе цнд. При длительной работе турбины с полностью закрытой регулирующей диафрагмой цнд при 500 – 1500 об/мин температура пара в перепускных трубах составляет 85 – 90ºС.
Для уменьшения отрицательной разности температур по ширине фланцев в зоне паровпуска переходить на обогрев фланцев паром следует постепенно, подмешивая свежий пар от коллектора 8 – 13 ат или деаэратора 6 ат.
Увеличение скорости вращения и прогрев на холостом ходу определяется прогревом паровпускных частей турбины. При пуске турбины Т – 100/120 – 130 из холодного состояния оно должно составить не менее 2 ч 30 мин.
Прогрев турбины до достижения 1500 об/мин производится при низком вакууме и полностью закрытой регулирующей диафрагме цнд, что позволяет обеспечить в этот период пуска довольно интенсивный прогрев стенки цвд. Длительность прогрева турбины при скорости вращения ротора 750 – 1500 об/мин определяется относительным удлинением рвд и скоростью прогрева металла паровпускных частей. Сходя из условий прогрева цвд, турбина после включения генератора в сеть может быть нагружена до номинальной нагрузки за 2 часа. Таким образом, время разворота и нагружения турбины до номинальной величины при пуске из холодного состояния составляет 4 часа 30 мин.
Рассмотрим преимущества парового обогрева фланцев и шпилек
Применение парового обогрева фланцев и шпилек цвд позволяет сравнительно быстро производить пуск и нагружение турбин из любого теплового состояния.
Подача пара низкой температуры на обогрев фланцев цвд в начальной стадии пуска турбин из холодного состояния позволяет появления больших отрицательных разностей температур по ширине фланцев в зоне подвода пара. Переход на обогрев фланцев и шпилек цвд свежим паром следует осуществлять при повышении температуры металла цвд в зоне регулирующей ступени до 130 - 150ºС, постепенно подмешивая свежий пар к пару от деаэратора и таким образом повышая температуру пара в коллекторе обогрева фланцев и шпилек со скоростью 10 – 15ºС/мин.
На рост относительного удлинения рвд турбин существенно вляет температура пара, подаваемого на концевые уплотнения, а также работа охладителя пара уплотнений. Температура пара на уплотнения при пуске турбин из холодного состояния должна быть 140 – 150ºС, при пуске из горячего состояния – 170 – 180ºС. Охладитель пара уплотнений как при пуске, так и при работе турбин под нагрузкой должен находиться под разряжением.
Повышение скорости вращения ротора при пуске турбины из холодного состояния лимитируется прогревом паровпускных частей и относительным удлинением рвд; при пуске турбин после останова на 24 – 30ч повышение скорости вращения определяется только прогревом паровпускных частей. Цилиндр высокого давления при увеличении скорости вращения прогревается медленно, а в случае пуска неостывшей турбины он даже охлаждается. Поэтому для интенсификации прогрева корпуса цвд при пуске турбины из холодного и неостывшего (с температурой цвд 200ºС) состояний до скорости вращения свыше 1600 об/мин его прогревают при вакууме в конденсаторе не выше 350 мм рт. ст. и при полностью закрытой регулирующей диафрагме цнд. Значительно сокращается время повышения скорости вращения при пуске на скользящих параметрах пара.
При температуре верхней части цвд в зоне регулирующей ступени выше 410 – 450ºС турбину пускают без включения в работу устройств обогрева фланцев и шпилек цвд. При температуре цвд ниже 410ºС турбина должна пускаться с включением обогрева фланцев и шпилек цвд. В случае пуска турбины из неостывшего состояния (температура цвд 250 – 410ºС) генератора в сеть и при относительном удлинении рвд не ниже 0,58 – 1 мм.обогревфланцев и шпилек следует включать в работу после включения
Пуск турбины Т – 100 – 130 из горячего состояния производится с подогревом рвд путем подвода пара в камеру первого отсоса из переднего уплотнения цвд и повышения температуры пара, поступающего на уплотнения, до 180 – 190ºС.
Таким образом турбина приспособлена для работы в условиях резкопеременных нагрузок и может участвовать в регулировании частоты в энергосистеме.
Качественная изоляция цвд исключает появление в нем больших температурных перекосов и обеспечивает надежный пуск турбин из любого теплового состояния.