Круговая система

Суть проведения соревнований по данной системе заключается в том, что участники встречаются друг с другом. Круговая система проведения соревнований позволяет не только наиболее точно выявить победителя и определить места всех других участников, но и даёт точное представление о состоянии соревнующихся команд или участников.

Главным недостатком круговой системы соревнований является то, что на их проведение требуется большое количество времени. Соревнования по круговой системе обычно проводят в один круг. Для того, чтобы создать одинаковые условия для соревнующихся команд или участников, соревнования проводятся в два круга В этом случае команды или участники встречаются между собой два раза: на поле соперника и на своём поле. Количество игровых дней и игр, необходимых для проведения соревнований по круговой системе в один круг рассчитываются по определённым формулам.

Так для определения количества игровых дней необходимо знать общее число команд (участников), участвующих в соревнованиях. Если оно чётное, то число игровых дней будет на единицу меньше числа играющих команд (участников). Если оно нечётное, то число игровых дней будет равно числу команд (участников), участвующих в соревнованиях, т. е. Д = К - 1 (при чётном числе команд или участников) и Д= К(при нечётном), где:

Д – количество игровых дней соревнований;

К – число команд (участников) участвующих в соревнованиях.

Количество же игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг определяется по такой формуле:

К (К – 1)

И = --------------,

где: И – количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг; К – общее количество соревнующихся команд или участников; (К – 1) – число игр, которые должны провести участники в ходе соревнований (т.е. оно на единицу меньше количества команд, участвующих в соревнованиях); 2 – показатель того, что в игре одновременно принимают участие две команды (участника).

Если соревнование по круговой системе проводятся не в один круг, а в два, три, четыре и т.д., то количество игровых дней и игр возрастает соответственно в два, три, четыре и т.д. раза. Календарь игр при этом составляется по двум вариантам.

Первый вариант. Он более всего распространен при проведении соревнований по спортивным и подвижным играм и предусматривает чередование полей. В этом случае все участвующие команды должны иметь свое поле и каждая из них проводит часть игры на своём поле, часть – на поле соперника. Календарь игр по данному варианту составляется с помощью специальных схем и всегда на нечетное число команд, даже если в соревнованиях участвует их чётное количество. Например, в соревнованиях участвует 10 команд, то схема составляется для 9 команд, т.е. на единицу меньше. Изменению не подвергается только нечётное число команд. если команд восемь, то - для семи команд; если пять, то - для пяти. Порядок составления календаря игр сводится к следующему. Рассмотрим это на примере 7 команд. По количеству игровых дней (в нашем примере - семь) чертятся вертикальные линии (рис.1).

                           
             


5 4

6 3

7 2

Рис.1.

Под первой вертикальной линией ставится цифра 1, а далее снизу вверх между первой и второй вертикальными линиями в порядке возрастания проставляется столько цифр, сколько можно составить пар из семи команд. В данном случае это цифры 2, 3, 4. Цифры 5, 6, 7 дописываются сверху вниз слева от первой вертикальной линии соответственно напротив цифр 4, 3, 2 (см. схему1). Таким образом первый календарный день соревнований по первому варианту составлен.

Для последующих дней написание цифр производится по способу “волна” (в некоторых источниках его ещё называют «змейкой»), т.е. цифры от одного до семи пишутся между, над и под вертикальными линиями до тех пор, пока справа от последней вертикали не будут написаны снизу вверх цифры 5, 6, 7. При этом необходимо учитывать следующее: составляя схему, цифры надо писать строго посередине между вертикалями и соответственно друг против друга (рис.2).

5 6 7

5 4 6 5 7 6 1 7

6 3 7 4 1 5 2 6

7 2 1 3 2 4 3 5

1 2 3 4

Рис. 2

После составления данной схемы осуществляется распределение игр по игровым дням. Цифры, расположенные по одну из сторон вертикалей и под ними, по принятому в теории положению, принято считать “хозяевами” поля. В игровых парах они стоят первыми. Составление игровых пар начинается с цифр, стоящих под и над вертикалями, затем справа налево или слева направо, в зависимости от того, кого решено назначать хозяевами поля. В практике чаще всего игровые пары составляют справа налево. Распределение игр по игровым дням для семи команд показано на Рис. 3.

При нечётном числе команд-участниц против номеров команд, обозначенных цифрами 1, 5, 2, 6, 3, 7, 4, стоящими над и под вертикалями, проставляются ноли (см. рис. 3). Это значит, что данные команды будут выходными в игровом дне. Если число команд чётное (например 8, 10 и т.д.), то вместо цифры ноль ставится цифра 8, 10 и т.д.

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й

день день день день день день день

1-0 0-5 2-0 0-6 3-0 0-7 4-0

2-7 6-4 3-1 7-5 4-2 1-6 5-3

3-6 7-3 4-7 1-4 5-1 2-5 6-2

4-5 1-2 5-6 2-3 6-7 3-4 7-1

Рис. 3

Окончательное написание календаря оформляется в виде расписания, где игр вместо цифр (номеров, полученных командами при жеребьёвке) пишутся наименования команд, а также указываются: дата, время начала игры и место её проведения. При данном способе составления календаря соблюдается очерёдность смены полей в каждом календарном дне (приложение 1).

Второй вариант. Он значительно проще и применяется тогда, когда схема полей при проведении соревнований не играет никакой роли, т.е. соревнования проводятся в одном месте, на одном поле для всех участвующих команд. При этом способе порядок игр составляется непосредственно по календарным дням.

Номера, соответствующие количеству выступающих команд (в нашем примере - 6), записывается в колонку из двух столбиков, начиная с первого номера и далее по часовой стрелке - 2 3, 4, 5, 6 напротив друг друга. Это будет первый игровой день (см. рис. 4). Для составления последующих календарных дней номера передвигают против часовой стрелки, оставляя при этом первый номер на месте (рис.4).

1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день

1 - 2 1 - 3 1 - 4 1 - 5 1 - 6

6 - 3 2 - 4 3 - 5 4 - 6 5 - 2

5 - 4 6 - 5 2 - 6 3 - 2 4 - 3

Рис. 4

Если в соревнованиях участвуют нечетное число команд, то вместо последнего чётного числа ставится ноль. На рисунке 5 изображён порядок составления календаря для 7 команд.

1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-йдень

1 - 2 1 - 3 1 - 4 1 - 5 1 - 6 1 - 7 1 - 0

0 - 3 2 - 4 3 - 5 4 - 6 5 - 7 6 - 0 7 - 2

7 - 4 0 - 5 2 - 6 3 - 7 4 - 0 5 - 2 6 - 3

6 - 5 7 - 6 0 - 7 2 - 0 3 - 2 4 - 3 5 - 4

Рис. 5

Соответственно как и при первом варианте, команда, номер которой при распределении попадает в пару с цифрой ноль, будет выходной в игровом дне.

При проведении соревнований по круговой системе с большим числом участвующих команд, когда каждой из них нужно определить место в розыгрыше, а время для проведения соревнований ограничено, применяют `систему проведения соревнований в один круг с предварительными и финальными играми. Так, если число команд 18, то предварительно их разбивают на подгруппы, например на 6 подгрупп по 3 команды в каждой.

В каждой подгруппе соревнования проводятся в один круг и по результатам определяются места команд (с 1-го по 3-е). Затем команды, занявшие в подгруппах первые места, объединяются в первую финальную группу, где разыгрывают места с 1-го по 6-е; занявшие вторые места - во вторую финальную группу, где разыгрывают места с 7-го по 12-е; занявшие третьи места – в третью финальную группу, где разыгрывают места с 13-го по 18-е.

Исходя из количества участвующих команд, число команд в подгруппах, где проводятся предварительные игры, можно увеличить. Например, 18 команд разбить на 3 предварительные подгруппы (по 6 команд в каждой подгруппе). После проведения соревнований в подгруппах в первую финальную группу как правило объединяются команды, занявшие в подгруппах 1-ое и 2-ое места; во вторую - команды, занявшие 3-ье и 4-ое места и т.д. При 24 командах можно делать 4 подгруппы по 6 команд или 6 подгрупп по 4 команды и т.д. Принцип же формирования финальных групп остаётся прежним.

Для того, чтобы в финале повторно не проводить встречи между командами, вошедшими в одну финальную группу из одной предварительной подгруппы, результат встречи между ними в предварительной подгруппе может быть засчитан в финале. Это позволяет сократить время проведения соревнований.

Жеребьёвка команд в этом случае проводится следующим образом. Команды, занявшие первые и вторые места в подгруппах, получают парные номера. Они в расписании финальных игр учитываться не будут, так как сыграли между собой в подгруппах. Например, если число команд 6, то первый день будет выглядеть следующим образом: 1 – 2, 3 – 6, 4 – 5. Далее представители команд (любой из них), вышедших в финал из одной подгруппы, вытаскивают на жеребьёвке сначала парные номера (так как это показано выше), а затем, чтобы определить хозяина поля разыгрывают между собой те парные номера, которые они вытащили, т.е. 1 или 2, 3 или 6, 4 или 5. Таким образом, первый день финальных игр считается как бы сыгранным, а все последующие игры по дням составляются в соответствии с рассмотренным ранее вариантом (см. рис. 4) и в зависимости от номеров, которые они получили на жеребьёвке. Соответствующим образом проводится жеребьёвка для команд, занявших в подгруппах 3-е и 4-е, 5-е и 6-е места.

В том случае, когда команд немного и они играют между собой по кругу (т.е. в одной подгруппе), то проводится общая жеребьёвка. Если же команд много, а сроки соревнований ограничены, они комплектуются по подгруппам с помощью рассеивания. При этом команды по подгруппам рассеиваются по результатам прошлогодних, предварительных или отборочных соревнований. Это позволяет сформировать подгруппы относительно равные по составам. Для этого применяются два способа рассеивания: жребием и «змейкой» Рассеивание жребием производится по количеству подгрупп. Например, если подгрупп три, то команды, занявшие в прошлом году 1-е, 2-е и 3-е места, рассеиваются жребием по этим подгруппам (как правило. они ставятся во главе этих подгрупп). Затем аналогичным образом рассеиваются жребием команды, занявшие в прошлом году 4-е, 5-е и 6-е места, и так до тех пор пока не будут рассеяны все участвующие в данном соревновании команды. В тоже время, рассеиванию могут подвергаться как все команды, так и часть из них. Так, например, вначале по подгруппам могут рассеиваться команды – призёры прошлогодних (или победители оборочных, предварительных и т.д.) соревнований. Для остальных проводится общая жеребьёвка. При этом обращается внимание на то, чтобы в зависимости от полученного по результатам жеребьёвки номера команды попадали в определённую подгруппу.

Рассеивание по способу “змейка”. В этом случае командам, участвующих в соревнованиях, присваиваются номера в соответствии с местом, занятым ими на соревнованиях прошлого года, предшествующих данным соревнованиям или согласно рейтинга, проводимого федерацией игрового вида спорта (обычно это правило действует на соревнованиях международного уровня), после чего команды распределяются по группам.

Пример рассеивания восьми и двенадцати команд на две и три подгруппы представлены на рисунках 6 и 7. Как видно из представленных рисунков при рассеивании команд по способу «змейка» создаётся условное равенство команд в подгруппах.

1 2

4 3

5 6

8 7

Сумма мест – 18 Сумма мест – 18

(1-я подгруппа) (2-я подгруппа)

Рис. 6

1 2 3

 
 


6 5 4

 
 


7 8 9

12 11 10

 
 


Cумма мест – 26 Сумма мест – 26 Сумма мест 26

(1-я подгруппа) (2-я подгруппа) (3-яподгруппа)

Рис. 7

После распределения команд по подгруппам по одному из способов в них проводится дополнительная жеребьёвка. Способ распределения и количество команд в подгруппах должны быть предусмотрены Положением о соревнованиях.

Места команд по результатам соревнований определяется по сумме очков, набранных ими в играх. Начисление очков производится в соответствии со шкалой оценок, обычно принятой в том или ином игровом виде спорта (если она не предусмотрена Положением о проведении соревнований) и предусматривает начисление очков за победу, ничью, поражение или неявку команды на игру. Ход соревнований и его окончательные результаты отражаются в таблице. Образец такой таблицы на примере результатов соревнований на первенство района по футболу среди школ представлена в приложении 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: