Введение. Игра представляет собой исторически сложившееся средство физического воспитания

Игра представляет собой исторически сложившееся средство физического воспитания. Игры, в отличии от строго регламентируемых движений, всегда связаны с неожиданно возникающими двигательными ситуациями и инициативным моментом их решения. Это имеет притягательную силу для её участников. Например, среди детей, как установили социологи, она стоит на высшей ступени их интереса. С ней ничто не может соперничать. Это обусловлено тем, что игра не только удовлетворяет естественные потребности в движениях, но и является прекрасным средством самоутверждения.

Однако ценность спортивных и подвижных игр заключается не только в воздействии на моторную функцию человека, но и на его психическую и эмоциональную сферы. В результате этого у человека воспитывается воля и упорство, инициатива и находчивость, смелость и решительность. Важно и то, что через игру формируется коллективизм, чувство локтя, согласованность в действиях, взаимовыручка и взаимопомощь.

Кроме того, чередование работы относительно высокой интенсивности с паузами для отдыха и их эмоциональная направленность позволяют играющим выполнять большой объём работы, что значительно устраняет дефицит их двигательной активности и, следовательно, оказывает благотворное влияние на функциональное состояние организма, в первую очередь, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Игры, используемые в физическом воспитании населения условно можно разделить на две большие группы: спортивные и подвижные.

Спортивные игры – это определённые виды спорта, возникшие на базе подвижных игр и достигшие высокой степени совершенства. В спортивных играх технические приёмы и некоторые двигательные действия, выполняемые участниками игры, строго регламентированы или оговорены официальными правилами соревнований. К спортивным играм, относятся: волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, теннис настольный, бадминтон, хоккей и многие другие.

Подвижные игры – разновидность игровой деятельности, основанная на применении простейших приёмов и двигательных действий. В подвижных играх её участники более свободны в выборе технических приёмов и двигательных действий для достижения результата. Особое место в перечне таких игр занимают подвижные игры, содержащие элементы спортивных игр, в первую очередь волейбола, баскетбола, футбола. К ним относятся: пионербол, стритбол, зонный футбол и др.

Значительное место спортивные и подвижные игры занимают и в системе физического воспитания лиц с ограниченными возможностями, так как они помимо положительного влияния на функциональное состояние их организма и физическое развитие благотворно воздействуют и на психику, что очень важно в данном случае. Мобилизуя их волю и интеллектуальные возможности, игра возвращает людям с физическими и умственными недостатками уверенность в себе, чувство социальной полноценности, позволяет им более полно реализоваться в обществе.

Одной из форм занятий спортивными играми является участие в соревнованиях. В зависимости от количества участвующих и целей соревнований они могут быть: командными, личными и лично-командными.

Командные соревнования – это когда играющие составляют отдельные коллективы (команды). Они характеризуются совместной игровой деятельностью всех членов команды, направленной на достижение общих целей, т.е. в данном случае подчинение личных интересов интересам команды.

Личные – это соревнования, в которых игровая деятельность направлена на достижение личного превосходства одного игрока над другим.

Лично - командные – это соревнования переходные от личных к командным. В этом случае играющие оспаривают личное первенство, а затем может вступать в совместную игровую деятельность с другим игроком для достижения командной цели.

Командные соревнования проводятся по баскетболу, волейболу, гандболу, футболу, хоккею и т. д. Личные и лично – командные – по бадминтону, настольному теннису, городкам, боулингу, шахматам, шашкам и т. п.

По своему назначению и задачам соревнования подразделяются на первенства или чемпионаты, соревнования на кубок, отборочные, матчевые и товарищеские встречи.

Всё это необходимо учитывать при подготовке и проведении соревнований по спортивным играм, которым уделяется большое внимание в работе различных учреждений и организаций, занимающихся физическим воспитанием населения. В данном пособие рассматриваются общие вопросы организации и проведения соревнований по спортивным играм как в низовых коллективах физической культуры (на предприятиях, в учебно-воспитательных учреждениях, физкультурно-оздоровительных и социально-оздоровительных центрах или клубах), так и для проведения соревнований более крупного масштаба: первенство города, региона и т. п.

При написании книги использован многолетний опыт практической деятельности автора и специалистов, работающих в сфере спорта вообще и в области организаторской деятельности по подготовке и проведению соревнований по спортивным играм в частности, а также материалы специальной литературы по рассматриваемым в ней вопросам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: