Работа с вещью

Работа с вещью является одним из наиболее специфических моментов в воспитании движения актера. Работа с вещью развивает фантазию и находчивость актера при обыгрывании предмета в сценическом действии, дает навыки мастерского обращения с предметом, введенным no-плану роли, и, кроме того, способствует выработке осмысленного и оправданного движения и жеста.

Работа с вещью может быть выделена в особую дисциплину. Если же она входит, как один из отделов, в раздел сценических навыков, — в виде метания, ловли, поднятия ч переноски, — то материал ее, имея в основе усвоение а повышение техники указанных навыков, значительно расширяется в сторону сценической специфики.

Требуя точности, внимания и хорошей координации-движений, работа с вещью должна приучать актера к точному учету пространства и времени и к осознанию объекта и партнера.

Каждый предмет имеет свою форму, величину, цвет,-вес и материал, из которого он сделан. Дли актера все качества предметов и их свойства имеют особое значение-Актер ограничен в своих движениях размерам.сценической площадки, декорациями, условиями определенных мизан-сцэн, костюмом.

Он за-частую имеет дело с бутафорским предметом,, который сто своему весу и качеству материала не всегда соответствует настоящему.

Актер должен суметь обыграть предмет и не только-донести до зрителя обыгрываемый предмет, но и «подать» его так, как этого требует его актерская задача.

Вся работа с вещью должна- быть направлена на овладение техникой обращения с вещью, на достижение автоматизма элементарных навыков, чтобы в дальнейшем техника движения яе являлась самоцелью и не отвлекала внимания от основной актерской задачи и чтобы обыгрывание предмета в конечном итоге было осмыслено и органически связано с основной задачей актера, являясь средством усил'е-ния сценической выразительности.

Первой задачей работы с вещью является изучение техники держания, поднятия, переноски, передами, бросания, толкания, ловли, вращения и баланса предмета и других приемов обращения с вещью.

Предметы для данного раздела используются самые разнообразные, которые только могут быть применены в условиях -сцены.

Упражнения производятся на месте, на ходу, на бегу, з танце.

По мере усвоения техники, упражнения производятся на плоскостях наклонных, ступенчатых, различной высоты и размеров, а также в движении со всевозможными препятствиями. (

Все упражнения должны проводиться с р а в н о м е р-н о и нагрузкой на обе стороны тела и выполняться правой и левой рукой, выравнивая развитие и координацию обеих сторон.

Техника бросания и ловли вначале изучается на упражнениях с большими и малыми мячами. Для этой цели используются мячи волейбольные, баскетбольные и медицин-болы различного веса и маленькие резиновые и теннисные мячи.,

При броске и- ловле больших мячей и тяжелых предметов следует использовать пружину всего тела. Каждый бросок должен иметь подготовку, то есть замах, а в момент падения предмета вниз на руки следует всем телом как бы продолжать движение предмета вниз.

Большие мячи обхватывают всей ладонью, широко раз-.двинув пальцы и обхватывая ими мяч.

При ловле медицивболэ одна рука ставится перед грудью, ладонью от себя кнаружи, принимая иа себя толчок мяча и сдерживая удар.

В работе -с предметами, дающими возможность захватить их кистью и пальцами, пользуются приемами жонглирования, дающими прекрасную технику владения вещью. (См. «Элементы жонглирования».)

При поднимании и переноске тяжелых вещей следует пользоваться не столько силой, сколько ловкостью и умением приспособиться, затрачивая минимум усилий. 'Для этого необходимо изучить основные приемы и способы, поднятия тяжестей.

Актеру знание этих приемов особенно необходимо, так как он, имея дело с бутафорским предметом, должен уметь правильно передать усилие, которое необходимо вложить в то или иное движение.

К упражнениям с тяжелыми вещами обдует подходить очень осторожно и постепенно, учитывая силы занимающихся.

Важным отделом для актера является работа с «живым грузсм>, то есть поднимание и переноска человека, где нет возможности облегчить фактический вес поднимаемого. Тут на помощь должна притти техника движения, при которой поднимаемый партнер сам незаметно.может облегчить его.подъем.

В' данной книге работа с вещью дана в очень сокращенном виде и ограничивается лишь элементарной техникой обращения с предметами различной формы, веса н прочее. Такие темы, как костюм, оружие и бытовые предметы различных эпох и. т. д., сюда не введены, так как они тесно связаны с вопросами изучения стиля, истории театра, костюма и т. д.

Упражнения

1045. Бросить мяч вверх и поймать.

1046. Бросить мяч вверх, дать упасть на пол и поймать.

1047. Бросить мяч в стену, дать упасть и поймать.

1048. Бросить мяч в стену и поймать его, не давая ему упасть на пол.

1049. Поймать мяч правой рукой, брошенный под левую, опирающуюся на стену, руку.

1050. Поймать мяч, брошенный иа-яод ноги.

1051. Поймать мяч спереди и.сбоку, у груди, над.головой и у пояса.

1052. Бросить от груди вверх.

1053. То же: вперед.

1054. То же: в стороны.

1055. Бросить снизу из-под ног и вперед.

1056. То же: через голову назад.

1057. Бросить из-за головы и вверх и вперед.

1058. Бросить одной рукой толчкам вверх.

1059. Бросить из бокового замаха, одной рукой вперед.

1060. Элементы баскетбола: различные способы бросания и ловли; «дрибль» одной рукой; «дрибль», чередуя руки; ведение мяча вдвоем; ведение мяча вдвоем с перехватыванием третьим участником; броски в корзину одной рукой, обеими руками от груди, снизу из-за головы.

1061. Элементы волейбола и итальянской лапы: подача, отбивание мяча, пассовка.

1062. Попа дани е в цель. Выходное положение. Начертить мелом на столе квадраты. За два-три метра до стола провести на полу линию.

Упражнение. Бросать по заданию в квадраты коробки спичек, папиросы, книги и прочие вещи.

То же: на табурет или на стул.

То же: стоя, сидя, на ходу.

1063. С табуретом. Выходное положение. Повернуть табурет ножками вверх и поставить его-на другой табурет. Каждый держит в руках комок бумаги, размером в яйцо.

Упражнение. Проходя мимо перевернутого табурета шага за два или четыре, поочередно бросают на ходу свой бумажный комок в табурет.

То же: на бегу.

То же: построить в противоположных концах зала две колонны и поставить посредине зала два перевернутых табурета.

Упражнение. По команде на ходу, в порядке соревнования каждая колонна бросает комки в свой табурет. Цель соревнования — в какой колонне будет большее количество попаданий.

1064. С мячами. Выходное положение. Один становится у полки, ящика или стола, где сложены мячи.

Упражнение. Группа колонной проходит мимо него, и он бросает каждому по мячу.

То же: вся группа на ходу поочередно, не торопясь, бросает каждый свой мяч, а он лояит и в порядке укладывает.

1065. Метание в цель. Выходное положение. Начертить на стене, иа высоте двух-трех метров, круг, диаметром в один метр, и внутри его еще четыре круга. Встать за семь-десять метров перед чертой.

Упражнение. Бросать в цель резиновые маленькие мячи.

То же: бросать на таком же расстоянии волейбольный или футбольный мяч.

То же: бросать в меньшую цель.

То же: бросать в бегающих товарищей. Игра в салки мячом.

1066. Игра с метанием мяча. Площадка делится чертой на равные половины, игроки делятся на две равные партии.

У одной команды мяч по жребию.

Условия. Попасть мячом в противника (кроме рук и не выше плеч). Игроки защищаются, подставляя руки.

В кого попадет прямой мяч, тот выходит из игры. Игра — до последнего.

Примечание. За черту площадки не выходить. Рикошетный мяч при попадании от стены, от пола или от игрока не считается.

1067. С м е д и ц инб о л ом. Выходное положение. Взять медицинбол и, нагнувшись вперед, положить его на спину, ближе к затылку между лопатками, руки на поясе.

Упражнение. Пробежать с мячам на спине до конца зала и обратно.

То же: в две колонны, эстафетой.

1068. Б р ос а н и е и ловля медицинбол а. Выходное положение. Двое становятся спиной к стенке на расстоянии трех-четырех метров друг от друга. У одного футбольный мяч.

Упражнение. Бежать до противоположной стены, перекидывая друг другу на бегу мяч, не роняя.

То же: у каждого по мячу.

То же: втроем. Двое перебрасывают один мяч, а третий старается перехватить его.

1069. Игра с мячом. Выходное положение, йстать в круг.

Упражнение. Подбросить мяч и подкидывать его вверх головой, не давая ему упасть на пол.

То же: разделиться на две равные группы, разместившись полукругом или в один-два ряда.

Упражнение. Перекидывать мяч головой в сторону противника. Проигрывает та группа, у которой мяч упадет иа пол (не принятый от противника или упавший по своей вине).

То же: играют двое.

1070. С медицинболом. Выходное положение. Взять медицинбол.обеими руками, ноги врозь на ширине плеч, чуть согнуты в коленях.

Упражнение. Приседая, опустить мяч вниз. Резко выпрямляясь, подбросить его вверх. Вначале бросать невысоко. Ловить мяч, постепенно сдерживая его падение, приседая и мягко опуская мяч вниз.

То же: постепенно увеличивая вес мяча и высоту броска.

То же: с меньшим приседанием, сдерживая падение одними руками.

1071. Парное с мячом. Выходное положение. Двое становятся лицом один к другому на расстоянии от трех метров. Первый, слепка присев, бросает мяч вверх вперед ко второму, второй ловит, приседая, и возвращает первому.

То же: у каждого по мячу одного веса и размера. Оба одновременно бросают и ловят.

То же: увеличивая вес мяча или вводя другие по форме предметы (табурет, стул, небольшой чемодан, корзинка), перебрасывая их по одному.

То же: по конвейеру.

1072. С мячом. Выходное положение. Встать, йоги врозь, держа мяч обеими руками, замести его за голову, почти касаясь мячом спины.

Упражнение. Одними руками бросить мяч из-за головы вверх. Поймать.

То же: занести мяч за голову, слегка присев, бросить его с прыжком вверх, выпрямляя ноги.

То же: вдвоем, встав лицом друг к другу, постепенно увеличивая расстояние.

То же: у каждого по мячу, бросают оба вместе друг ДРУГУ-

1073. Выходное положение. Взять в правую руку медицинбол, встать, ноги врозь, шире плеч.

Упражнение. Перекидывать мяч через голову с руки на руку.

1074'. Игра «Мяч я воздухе». Выходное положение. Становятся в круг. Один становится в середину круга.

Упражнение. Участники в кругу перебрасывают между собой мяч,с таким расчетом, чтобы во время полета водящий его не поймал или не застал в руках у играющего. В том и другом случае они меняются местами.

Правила. Мяч бросать не выше вытянутых вверх рук водящего. За уроненный мяч или пойманный водящим, водит тот, кто последним до него дотронулся.

То же: стоя на коленях в кругу, перекатывать мяч. Бросать не разрешается.

1075. Игра «Наездник с мячом». Выходное положение. Встать в круг по два человека в затылок. Задние садятся передним на спину, повыше, обхватив их ногами. У одного из всадников надувной мяч или -очень легкий медицинбол.

Упражнение. Всадники перебрасывают мяч друг другу. Лошади двигаются, подпрыгивают, мешают поймать; как только всадник уронит мяч, меняются ролями.

1076. Парное с мячом. Выходное положение. Встать лицам друг к другу за три-четыре метра. У первого лежит перед собою медицинбол.

Упражнение. Положив правую ногу на мяч, покатить его на себя. Подставить 'снизу ногу, вытянуть иосок и подбросить подъемом ноги мяч партнеру в руки. Тот также возвращает обратно.

1077. Парное с мячом. Выходное положе-и и е. Встать лицом друг к другу за. три-четыре метра, нрГИ слегка врозь. У одного в правой руке медицинбол.

Упражнение. Держа иа ладони правой руки мяч, замести его аа спину. С поворотом тела вправо, прогибая

••спину, махом правой руки бросить мяч партнеру из-за спины. Партнер ловит и так же возвращает левой рукой.

1078. С мячом. Выходное положение. Встать.за три-пять шагов лицом к стене. Положить мяч на пол между нотами, больше назад.

Упражнение. Приподнявшись на носки, крепко зажать пятками середину мяча. Сгибая ноги в коленях, бросить ногами мяч через себя вперед и в стену. Бросая мяч, одновременно прыгнуть вперед, сильно сгибая ноги назад.

То же: по-двое, встав лицом друг к другу.

1079. С мячом. Выходное положение. Лечь за три-пять метров от стены на пол. лицам вниз. На ладони правой руки лежит мяч. Ноги врозь. Левая рука со-.лнута и опирается локтем на пол.

Упражнение. Опираясь левой рукой на пол, чуть приподняв корпус, бросить мяч прямой правой рукой повыше в стену.

То же: левой рукой.

То же: по два. Лечь за пять-восемь метров друг от друга, лицом вниз.

Упражнение. Бросать друг другу медицинбол поочередно одной рукой.

1080. Парное с мячом. Выходное п о л о ж е-н и е. Встать лицом друг к другу. Один держит -мяч за спиной вытянутыми вниз руками.

У п р а ж н е н и е. Резко наклоняя корпус, рывком рук сзади через спину кинуть медицинбол вперед стоящему напротив партнеру. Тот,- поймав мяч, возвращает так же.

1081. С мячом. Выходное положение! Встать, ноги шире плеч, держать мяч на опущенных руках.

Упражнение. Сильно нагнуться вперед вниз, просунуть руки,с мячом как можно дальше между коленями. Броском рук вверх бросить вверх мяч как можно выше, быстро выпрямиться и, с поворотом крутом, поймать мяч.

То же: вдвоем, встать лицом друг к другу и бросать ме вверх, а друг к другу.

1082. Парное или групповое. Выходное л о л о ж е н я е. Один сидит на верхней рейке шведской стенки, второй стоит на табурете, третий стоит на полу, с другой стороны. Все трое образуют треугольник.

Упражнение. Перекидывают поочередно друг другу легкий мяч, медицинбол, палку, пакет, полотенце и другие вещи.

То же: сразу все трое бросают одновременно wo предметов

1083. С медицинбол ом. Выходное положение. Встать, ноги слегка врозь.

Упражнение. Бросать медицинбол вверх и ловить, как указано в упр. 1070. Затем бросать и ловить мяч, как легкий и надувной. Бросок производится коротким резким рывком кисти. Мяч держать не ладонью, а пальцами. При ловле и броске кисти рук не опускать ниже груди.

То же: бросать и ловить этот же мяч, как очень тяжелый.

1084. Выходное положение. Держать мяч 'внизу на вытянутых руках. Ноги согнуть в коленях. Плечи сведены вперед, корпус чуть наклонен.

Упражнение. Рывком головы и корпуса назад, выпрямляя одновременно ноги в коленях, подбросить мяч вверх почтя не сгибая рук, как очень тяжелый.

1085. Выходное положение. Поднять мяч к правому плечу обеими руками. Опустить плечо значительно вниз. Правая нога отставлена в сторону назад и согнута в колене больше левой ноги.

Упражнение. Резким толчком ног, вставая на носки и полувыпрямляя руки, подбросить корпусом и плечом мяч невысоко вверх, как большую тяжесть. Сейчас же схватить руками, резко сгибая корпус.

Примечание. Подбрасывать мяч вверх, близко перед собой, не выше головы и не разчодя рук в стороны, сейчас 'же схватывая мяч обеими согнутыми в локтях руками и резко наклоняя корпус вперед (как бы от тяжести мяча). Одновременно полуприсесть. Выдох.

То же: на коленях.

То же: проделать без мяча.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: