Основы декоративно-прикладного искусства

Теоретическая часть курса

«Основы теории декоративно-прикладного искусства

с практикумом»

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДЕКОРАТИВНО-

ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование), система основных идей, в той или иной отрасли знания; форма познания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Теория как форма исследования и как образ мысли существует только при наличии практики. Деятельность (ДЕЛАНИЕ) – вот что отличает декоративно-прикладное искусства от других искусств. Таким образом, в нем формируются основы декоративности в искусстве, при котором изобразительное искусство не сводится к обязательности рисования, а искусство более соответствует проблеме изображения, то есть наличия образности. Гладкая, тщательно выструганная доска в руках искусного столяра останется продуктом ремесла. Эта же доска в руках художника, даже и не выструганная, с заусеницами и занозами при определенных условиях может стать фактом искусства. ДПИ предполагает осознание ценности вещи в процессе ее делания. Теория основ декоративно-прикладного искусства приводит к практике этого искусства, его декоративной сущности. Декоративность как свойство проявляется в любом предмете, явлении, качестве, технологии. Само ДПИ декоративно по своей природе. С одной стороны это создания картин жизни, с другой – украшение этой жизни.

Декоративность определяется признаками и знаниями предмета. Decorе (фр.) – украшение. Понятие декоративности предмета определяется художественными признаками вещи, художественной практикой ее создания. Украшение – деятельность, направленная на преобразование образного мотива в мотив предметный. В центре этого процесса – художественная вещь как категория законченности. Вещь рассматривается как ценность, вещь художественная как исключительная ценность. Возникает фигура мастера, художника и автора. ДПИ делает вещи и наделяет ее прикладными значениями. Прикладные свойства ДПИ формируют задачи ее практики. В практике ДПИ находится в прямой зависимости от материалов и технологий, а представляется в абсолютной свободе изобразительности.

Проблемы ДПИ. Декоративно-прикладное искусство предполагает наличие деятельности в нем в отличие от чисто декоративного искусства, в котором деятельность может развиваться на уровне предположения и домысла.

Понятие декоративности присуще каждому из видов искусства. Художественная вещь украшает любую обывательскую нишу.

Любой художник должен думать о предназначении своей вещи, о наличии в ней декоративности. О наличие декоративности в вещи как предметного качества.

Любая художественная вещь упирается в проблему собственности. ДПИ предполагает, в том числе стоимость вещи с точки зрения ее делания.

Подходы ДПИ. (Подход – попытка осознания ценности вещи).

- Художественная эволюция предмета с точки зрения декоративно-прикладного искусства (историческое развитие определенной художественной формы, например стакан);

- Значение художественных достоинство объекта (индивидуальные свойства и достоинства определяют и влияют на значение предмета. Стакан в этом случае находится или в эпицентре потребительских интересов или, с позиции сегодняшнего дня, смещается на периферию этих интересов. Тем самым, снижается образная актуальность предмета как мотива деятельности ДПИ).

Предназначение ДПИ. (Оценка значимости ДПИ с позиции общекультурных ценностей).

- Общенародное (неповторимое достояние народа со своей индивидуальной историей);

- Культурологическое (наследие более узкой направленности, своя линия развития);

- Бытовое (предметное наследие, многолетнее применение, традиция пользования).

Формы существования ДПИ. Искусство ДПИ в отличие от других видов художественного творчества менее всего зависимы от профессиональных институтов деятельности. Ему доступны все категории социальных слоев общества. В этом плане ДПИ также следовало бы охарактеризовать как «общедоступное и общехудожественное». Ценности ДПИ, его созидательная деятельность и достижения, предстают как целостная многообразная структура существования художественной иерархии:

0. Аутсайдерское искусство. Основные образцы искусства этого слоя (дети, старики, инвалиды, люди с психическими расстройствами, заключенные, отчужденные от свободы и т.д.) рождаются сознании простых, обывательских людей всех возрастов и увлечений. Это деятельность ради самого процесса., в ходе которой возникают неповторимые, уникальные, в отдельных случаях исключительно гениальные вещи. Категории оценки такого искусства, в таком случае умозрительны. Их просто не существует. И они, вещи аутсайдеров, бесценны;

1. Самодеятельное или кустарное индивидуальное художественное творчество. Бабушка вяжет носки своим внукам, или хозяин покрывает кружевной резьбой ворота своей усадьбы. Каждый из них не задумывается о материальном смысле своей деятельности. Она бескорыстна, хотя имеет общественный резонанс. Но каждый предмет, созданный ими, индивидуален, неповторим и, безусловно, является произведением искусства;

2. Кустарно-корпоративное художественное творчество. Предполагает группу людей, объединенных задачей художественного производства вещей с целью реализации. Например, мастерские деревообработки, швейные, кузнечные, стекольные и т.д. Это вид простой профессиональной деятельности – народные промыслы. Они так же демонстрируют незаурядные подходы к задачам ДПИ. Особенностью корпоративного творчества является принцип разделения труда при организации производства. Один мастер отвечает за заготовки, другой за подготовку к отделке, третий непосредственно расписывает, четвертый лакирует и т.д. (пример из промысла Хохломская роспись). Коллективная ответственность, анонимное качество, но предмет тем не менее живой в своем образе, так как выражает дух человеческого сообщества и традицию региональной культуры.

3. Промышленное или массовое производство вещей. Наделенные бесспорными признаками и качествами художественного творчества, промышленные образцы являют пример перехода ДПИ в промышленный дизайн (художественное проектирование). В центре производства художник-декоратор (дизайнер – оформитель – конструктор), который занимается разработкой и исполнением замысла оформления на основе промышленных технологий. Дизайнер устремляется дальше – представляет замысел в проекте. Исполняет - технология и машина. Преимущество промышленного искусства в доступе нереальных материалов и технологий их обработки. А недостатком является конвейер и тираж, исключающий сомнение и индивидуальность. На выходе получаем примитив и бездушие, штамп и ширпотреб.

4. Профессионально- художественная. Область художественного творчества в ДПИ, где воплощаются авторские замыслы авторскими же руками предметы эксклюзивного качества. Это уникальный художественный объект ДПИ, предназначенный для ограниченного, чаще всего для индивидуального пользования. Это, в том числе и форма художественного самовыражения, высшая категория творческого сознания в практике современного искусства. Искусство как форма существования, как линия судьбы. Именно эти предметы искусства мы видим на художественных выставках наряду с другими образцами высокохудожественного творчества.

Признаки и задачи ДПИ. Признаки и задачи определяются замыслом и назначением. Любая декоративная вещь делается по определению своего образа жизни и для организации этого образа жизни. ДПИ выполняет задачи реабилитации (овеществления), материального воплощения представлений нашей жизни, наделяя их декоративными признаками. Переход процесса делания вещи из категории неосознанного (ремесленного) в категорию чувственного (художественного) и далее в категорию осознанного (проектного) представления вещи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: