Основная часть

1.

Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Мы отправимся с вами в путешествие по Северной Двине - в гости к мастерам Пермогорья. Чем ближе цель нашей поездки, тем выше горы. Вот и пристань, расположенная на самом высоком берегу Северной Двины. Поэтому и названа она "Пермогорье", что здесь первые по высоте горы.
Когда поднимешься на самый верх от пристани, открываются такие дали, что невольно хочется остановиться и оглядеться: алый цвет зари, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо...
Вот откуда, оказывается, яркие узоры в росписи художников Пермогорья. Они повторяли то, что видели в родной природе Севера. Вместе с яркой росписью в жилище крестьянина входило солнце и лето даже в темный зимний день.
В 4 километрах от пристани, в деревнях Большой Березник, Грединская, Черепанова (общее название - Мокрая Едома), испокон веков жили люди трудолюбивые и веселые, одним словом - мастеровые.
И действительно, простые крестьяне создавали неповторимую сказку, радующую и согревающую сердце. Все свои изделия мастера изготовляли из липы, осины и бересты.

Пермогорская роспись удивляет нарядностью белого фона, затейливостью композиций и простотой рисунка. Туеса, сундуки и санки, люльки и прялки, чаши покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемешку с птицами Сирин, пряхами и единорогами. Возникла роспись, вероятнее всего, в XVIII веке. Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты – все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами. Особенно это видно на поверхности прялки.

Сюжеты на пермогорских прялках можно разделить на два встречающихся чаще других варианта. В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирин в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни. Внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд или выезд купца. В другом варианте – изображались «супрядки», как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками в «шашечку». Внизу изображался свадебный поезд. Дом изображался по традиции книжной миниатюры – в разрезе, с шатровой крышей, единорогом и львом на задних лапах по обе стороны. Эти звери в такой же позе были символом московского Печатного двора и изображались на книгах.

Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далеком, давно забытом времени. Среди многих работ, падавших на плечи крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще, и уплатить холстом подати. Вот и сидела пряха за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось почти пять месяцев. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.

Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства; чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Тут творческая фантазия автора не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, предавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. До наших дней сохранились необыкновенной красоты люльки, хлебные короба, туески (бурачки), братины, блюда и многое другое. Часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели – сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде – большая рыба. Крестьянские семьи были большие, соль дорогая, и ее выносили на праздничный стол в солонице - конике.

В коробе-хлебнице подавали хлеб к столу, это был своеобразный ритуал, обряд. Выходя замуж, девушка уносила ее как приданое.

С туеском и набирухой ходили деревенские ребятишки в лес по грибы да ягоды. В набируху дары леса собирали, а в туесок наливали квас или ключевую воду, которая весь день на солнышке оставалась такой же холодной, как и в самом ручье или ключе.

Для пива и хмельных напитков была предназначена другая парадная посуда из дерева - скобкарь.

Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи. На стенках коробов и колыбелей писали жанровые сценки: семейная трапеза, поездка в возке, бык, единорог, охотник и птицы, ткачиха за станом, пряха за прялкой, швея за швейкой, мальчик на коне, мужчина с котомкой за плечами, мальчик с собакой. Свободное поле заполняли растительным узором, а по ободкам верх и низ расписаны геометрическим орнаментом.

Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе "волосами" земли. Земля же имела в представлении крестьян особую силу, о чем говорит выражение "кормилица - мать сыра земля", термин "сыра" указывает на неразрывную связь с водой. Вода изображалась зубчатой или волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера. Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия означала реки и озера, а вертикальная символизировала дождь. Широко представлен в росписях образ "древа" в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами.

Выделяются три яруса в росписи прялок, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются люди и животные, в верхнем - птицы. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

Дерево с птицами - "древо жизни" - стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.

Пермогорская роспись – графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Расписывали прялки в такой последовательности: сначала наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом или циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.

Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». Красный преобладал, отчего роспись кажется особенно праздничной и нарядной.

Роспись превращала деревянные предметы в подлинные произведения искусства. Используя всего несколько элементов: бордюры-ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушков, птицу Сирии, а также жанровые сценки из повседневной жизни, небогатую палитру - красный, желтый, зеленый цвет и черный контур, гусиное или сорочье перо, пермогорские мастера расписывали предметы быта, которые служили им долгую службу.

2.

Перед тем, как ученики приступят к работе, учитель объясняет задание и последовательность выполнения работы. Детям предлагается сначала выполнить мини-упражнение на формате А5. В помощь предлагается карточки.

Основной растительный мотив - трилистник – образ цветка, проклюнувшегося зерна. Лепестки его мягкие, элемент может быть несимметричен.

3. Задание: нарисовать свою композицию по мотивам пермогорской росписи с образом древа или цветка в центре.

Элементы росписи:

бордюры-ленточки из треугольников, ромбов, дуг с капельками;

округлые листочки и ягодки; трилистники; древо; тюльпановидные цветы, возможно розетты.

Цвет: желтый; красный; зеленый; контур, оживка – черный.

Приступаем к созданию эскиза росписи с ленточными орнаментами и растительными мотивами. Намечаем композицию карандашом, раскрашивать начинаем так же с жёлтой краски, потом вводятся красные и зелёные элементы. После просыхания краски обводим тоненькой кистью черного цвета. Необходимо сделать напоминание детям, что нужно попытаться скопировать образцы элементов росписи, так как мы учимся сегодня у пермогорских мастеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: