Каждый лень сбора обязательно должен заканчиваться огоньком - обсуждением дня и подведением итогов. Подроб-нее об этом в главе ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК.
А что говорить о самом первом огоньке? Важность и определяющее значение ОГОНЬКА ЗНАКОМСТВ трудно пе-реоценить. Его особенность в том, что на нем каждый рассказывает о себе то, что считает нужным. Считается, что это позво-ляет детям это самое... как его... «получше узнать друг друга».
Первый огонек лучше всего проводить в закрытом помещении при свечах. Костер на поляне конечно романтичней, а посему предпочтительнее, но времени на это хлопотное дело в первый день может не найтись. Да и дождь зарядит обязате-льно. (Он не может не зарядить). Вполне подойдет старая коряга, утыканная свечками, вокруг которой разбросаны на полу матрасы.
Детям дается пять минут пять на посещение туалета. За эти полчаса они успеют не только покурить, но и тщательно все зажевать резинкой. Только наивный комиссар верит в силу запретов и угроз наказания). Наконец (минут через сорок) все собираются у огня. Отрядный Комиссар берет в руки свечку и говорит примерно следующее:
|
|
«Закончился наш первый день на лагерном сборе. Каждый вечер мы с вами будем собираться в нашем тесном кругу и подробно подводить итоги прожитого дня. Но сегодня - наш первый огонек. Сегодня нам предстоит не только обсудить то, как был прожит сегодняшний день, но и познакомиться немного поближе. У меня в руках свечка. Сейчас я расскажу вам о себе. О том, кто я и откуда. Каковы мои увлечения и взгляды на некоторые явления. В общем, ничего особенного, самые простые вещи. Вы можете задавать мне любые вопросы, мне будет очень приятно, если вы будете их задавать. Когда я зако-нчу рассказывать о себе, постаравшись не занять на это слишком много времени, то передам эту свечу, сидящему справа от меня, чтобы уже он рассказал о себе и ответил на наши вопросы. Но прежде чем мы начнем, давайте споем с вами песню. Она очень простая. Ее не нужно знать наизусть. Каждая строчка повторяется два раза. Пойте ее вместе с нами.»
Можно например исполнить одну очень милую песенку из кинофильма «Семь стариков и одна девушка)).
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Совершите чудо, руку протяните!
Надо чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом.
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым грустный человек.
Мы не зря мечтали о волшебном чуде,
Пусть планету кружит сумасшедший век,
Совершите чудо, пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.
|
|
Свечка идет по кругу. Каждый рассказывает о себе, отвечает на вопросы. Последним говорит приглашенный на ого-нек гость или второй комиссар (если по глупости организаторов он все-таки есть). Завершается первый огонек обсуждением дня. (Подробнее в главе ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК).
Это общеизвестная и широко лет практикуемая методика... Отдавши ей необходимые почести, теперь бы мне хоте-лось бы высказать по поводу ее свое личное мнение.
Должен опять же сказать со всей откровенностью: я еще не видел ни одного ОГОНЬКА ЗНАКОМСТВ, который бы мне понравился. Дети еще зажатые, неразговорившиеся, и выходит из огонька не дело, только мука. Хорошо, если в отряде 10-12 детей, тогда еще минут сорок это занудство можно перетерпеть. А если их 25-30? Хорошо если весь отряд состоит из зубров, за плечами у которых по несколько сборов, тогда еще можно их рассказы послушать (да и в этом случае они очень достают «А вот когда я был на сборе «Юный огнетушитель»...). А если это не так? Добавим к этому бесконечно тихие го-лоса, требующие сильного напряжения слуха...
Словом, лично я в своей практике очень быстро похоронил ОГОНЕК ЗНАКОМСТВ и превратил его в просто ВЕЧЕ-РНИЙ ОГОНЕК, о чем никогда не жалел.
Ну совершенно мне все равно, какие оценки в школе получают мои питомцы и нравится ли им певицам Алсу. Гораз-до интересней особенности их характеров и творческие способности, а это уже и так сильно прояснилось в течение дня. По-этому нечего тут тратить речи по-пустому, давайте обсудим все сегодняшние события и дадим им оценку.
Если более опытные в сборовских делах товарищи меня поправят - я буду им очень признателен.
Пишите опять же Е-mail: lasukoff@mail.ru.
Так заканчивается самый трудный и самый длинный день. Дети отправляются спать, а комиссары заседать. Чтобы подвести итоги прожитого дня и уточнить план дня второго. Это заседание закончиться где-то в районе пяти часов утра.
Спокойной ночи, комиссары.
ДЕНЬ 2
09.45 - 10.00 УТРЕННИЙ РАЗВОД.
10.00 - 10.30 Завтрак.
10.30 - 11.30 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ по планам Отрядных Комиссаров.
11.30 - 12.30 Клубы по интересам.
12.30 - 14.00 Подготовка к ЗОЛОТОМУ ВОВОЧКЕ.
14.00 - 14.30 Обед.
14.30 - 15.30 ЗОЛОТОЙ ВОВОЧКА.
15.30 - 16.30 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ.
16.30 - 18.30 БОЛЬШОЙ ПРЫЖОК.
18.30 - 19.30 РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН.
19.30 - 20.00 СПЕВКА.
20.00 - 20.30 Ужин.
20.30 - 22.30 Подготовка к вечернему делу.
22.30 - 23.30 Вечернее дело ШЕДЕВРЫ РОК-Н-РОЛЛА.
23.30 - 00.30 ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК.
00.30 Отбой.
01.00 Совет комиссаров.
Второго дня дождаться также невозможно, как и зарплаты. Когда же он все-таки наступает, то комиссары долго не верят своим глазам и все переспрашивают. Второй день - это как второй тайм в футболе, который начинается при счете 2:0 в твою пользу. Многое еще может произойти, но играть намного спокойнее.
Дети еще не самые близкие друзья комиссаров. Но они уже верные союзники, готовые ринуться куда угодно по пер-вому мановению комиссарской руки. Дисциплина теперь железная т.к. прочно держится на двух китах: четком осознании ее необходимости и леденящем душу страхе, что тебя могут за что-нибудь отправить домой.
Помню, как приехала к какому-то мальчику мама, чтобы взять у него лишние вещи и увезти их домой. Я послал за этим мальчиком с просьбой передать, чтобы он пришел в штаб с вещами. Не совсем сознательный вестовой забыл при пере-даче сообщения сказать про маму. Мальчик появился весь трясущийся и заикающийся, на грани обморока.
Это чувство (леденящий душу страх) внушается утренним шоу с выгоном взашей одного-двух идиотов, которые, не вняв предупреждениям, все-таки правила игры нарушили. Их истерика и слезы никакого влияния на принятое решение не оказывают и к каждому приходит осознание истины: комиссары не шутят, сказали, - сделают.
Но такая мелочь, как отстрел парочки маргиналов быстро забывается и все затопляет непреходящая, всепоглощаю-щая радость. Радость дела, радость творения, радость общения.
|
|
Помимо нарушителей, в каждом отряде может найтись по одному мунявому ребенку, который ничего не нарушает, но все делает с такой кислой миной, что сильно напрягает остальных. Все мунявые присылаются Отрядными Комиссарами ко мне, и я ласково предлагаю им не мучится, а потихоньку собрать вещи и уехать... Небывалый творческий подъем мгно-венно загорается в их глазах, им начинают нравится все мероприятия, все песни... в общем, в дальнейшем Отрядные Комис-сары просто не могут нарадоваться на их активность и энтузиазм.
Второй день - это день самоидентификации групп, время интенсивного внутриотрядного общения. Во второй день ребят мало занимают другие отряды, им интересен только свой, а остальные занимают только с точки зрения сравнения, За-жим и настороженность у многих, однако, еще сохраняются. Но уже загораются первые звездочки, утверждаются лидеры и все внимание теперь приковано к ним, а не к жалким остаткам оппозиции.
Настроения второго дня:
Утро – приподнятое, эйфория, ожидание вчерашних вечерних ощущений.
Середина дня – легкое разочарование. Оттого, что ощущения уже не так сильны, как ожидалось. Потеря чувства но-визны.
Вечером – спокойная и нежная любовь к сбору, отряду и ко всему происходящему.
К хорошему привыкаешь быстро. Кажется, что уже давным-давно живешь именно так, вся прошлая жизнь – в смут-ной дымке. Все спрашивают друг у друга: «Вы не помните, кто такой Путин?». С большим юмором вспоминаешь себя в час заезда.
Счастливого второго дня.