Содержание работы с дополнительной литературой на уроках для выявления возможностей творческой работы учителя по развитию познавательного интереса школьников

Дополнительная литература очень развивает, что делает её продуктивной. Всегда может помочь. Чтобы все контролировать, изобрели специальную методику, которая строится на развитии познавательного интереса..

Использовать дополнительную литературу могут любые школы в нужных им направлениях (урок, внеклассная работа).

Работа с дополнительной литературой проводится:

А) в ходе систематических классно-урочных занятий;

Б) в плане внеучебной работы, связанной с учебным содержанием.

Выделяются следующие приемы работы с дополнительной литературой:

- ознакомить учащихся с дополнительной литературой по каждой теме;

- нужно учащимся самостоятельно прочитать дополнительную литературу перед изучением любой темы;

- учитель должен прочитать отрывки из научно-популярных и научно-художественных книг, при том, что чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте;

- подготовить доклады и сообщения учащимися по прочитанной книге;

- сочинения о природе написанные по материалам научно-популярной литературы, подводящие итоги работы по определенному разделу или теме;

- коллективное чтение дополнительной литературы;

- ответы на вопросы учащихся в связи с самостоятельным чтением дополнительной литературы;

- ведение дневников или альбомов;

- игровые приемы в виде викторин, конкурсов, кроссвордов;

- создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся читать книги о природе.

Приемы: ввести наблюдение о природе, побуждать детей к тому как составить вопросы, которые учитель сознательно оставлял без ответа, а предлагал обратиться к поиску ответа в той или иной книге.

Методы развития познавательного интереса:

1. Формирование готовности восприятия учебного материала.

Метод представляет собой одно или несколько упражнений или заданий учителя направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока.

2. Выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий.

Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Многие игры, в особенности дидактические помогают детям развить свою память, внимание, наблюдательность, на основе этих игр дети учатся использовать приобретенные знания, также игры могут активировать разные процесс умственный, пополнять свой словарный запас, они помогают научить детей игре вместе. Это способствует детям в том, что они могут пользоваться природными предметами, находить сходства и различия, можно зависти тетрадь для исследований и записывать какие произошли изменения в природе. Дидактические игры позволяют помочь школьникам делать свои выводы, группировать.

Важную ценность для того чтобы развивать детей допускают творческие игры, которые связанны с природой. Основа этих игр в том, что их нужно организовать и проводить только если дети сами захотят и будут действовать самостоятельно. В процессе этих игр дети узнают и открывают очень много полезной информации для себя узнают самое главное о труде взрослых в природе, дети осознают как нелегок труд взрослых, уже формируются представления о многом.

Самым эффективным методом для стимуляции интереса к учению является метод, который помогает использовать различное количество игр и игровых форм. Также могут использоваться и простые игры, такие как шахматы или же нарды. Игры можно использовать, как для одного урока, отдельной дисциплины или же всей учебной деятельности, на любом промежутке времени. Можно выделить три группы игр:

Короткие игры.

К ним относятся предметные, сюжетно – ролевые и иные игры, которые используются для развития интереса у школьников к учебной деятельности

Игровые оболочки.

Эти игры можно проводить длительный период

Представление урока в виде целостной учебы - игры.

Например: сюжетом объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам»

Длительные развивающие игры. Это игры воспитывающей направленности.

3. Метод стимулирования занимательным содержанием.

Здесь нужно подобрать абстрактный, веселый, занимательный учебный материал и добавить его к общему ряду учебных примеров и заданий.

Приемы: нужно ввести очень многоразличных занимательных примеров

Наблюдение – учитель организовывает и планирует, для того чтобы проверить активное ли у них восприятие объектов и явлений природы.

Цель наблюдения является то, как усваиваются различные знания– устанавливается свойства и качества, структур и то, как внешне устроены предметы.

Метод наблюдения и знакомство детей с окружающей природой является основным. Лучше всего, когда учитель представляет ребенку все в ярком, красочном цвете. Ребенок будет лучше усваивать. Если постоянно использовать наблюдения в ознакомлении с природой, все это приучает детей, уже понимать ее особенности и это приводит развитию наблюдательности а значит, это может решить одну из важнейших задач умственного воспитания.

Опыт – это тоже самое наблюдение, которое проводится оно безусловно организованных местах. Проводя опыты дети узнают всю суть этого занятия, также опыты формируют у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Всегда в опыте раскрывается суть того явления, которое мы наблюдаем, а после всех опытов дети делают выводы по поводу проделанной работы, высказывают свои мнения. Они уже понимают, в чем смысл всей проделанной работы.

Например: в природоведении это могут быть примеры типа «круговорот воды в нашем городе», «явление природы в сказках».

4. Методы создания ситуаций творческого поиска.

Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность.

Начиная знакомить детей с окружающей нас природой, учитель начинает использовать иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины репродукции с художественных картин фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино и телефильмы.

Иллюстративно-наглядный материал может всегда помочь закрепить и уточнить представления детей, которые они получили в процессе восприятия природных явлений. Они помогают формировать знания об объектах и явлениях, которые нельзя увидеть в какой то момент времени. (например, можно показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине.).

Иллюстративно-наглядный материал помогает понять все эти явления (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). Важную роль следует отметить тому, чтобы демонстрировать модели, с их помощью можно углубить знания детей, как всегда помочь понять суть всего, что происходит. Огромное значение имеет этот материал в том, чтобы сформировать эстетическое восприятие, в том как сами дети смотрят на эстетическое восприятие, как они его воспринимают. Чаще всего наглядные материалы используют вместе с разговорами, которые полезны для ребенка.

Методы иллюстрации предполагают показывать ученикам иллюстрированных пособий плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске [12, с.167].

При изучении практики того, как преподают природоведение в школах, ч выяснила, что дополнительную литературу не используют. Но для того, чтобы целенаправленно проводить работу по формированию интереса, в школах почти не проводится. Таким образом, я выявила, что существует противоречие между потребностью в школе практики в методике привлечения младших школьников к чтению дополнительной литературы, чтобы формировать познавательный интерес и то как не разработана методика свидетельствует об актуальности данной проблемы, что и обусловило выбор темы, определение цели, объекта и предмета исследования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: