Психолого-педагогический аспект познавательного интереса школьников

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что без развития познавательного интереса развитие мышления ребенка было бы серьезно нарушено. Психолого-педагогический аспект изучения смысла понятия «познавательный интерес» дает право говорить о многоплановости и сложности понятия, которое подвергается исследованию. Массовые убеждения на сущность познавательного интереса суммарно можно представить в виде нескольких направлений, в русле которых данное понятие, начинает связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой личности. Невзирая на то, что мнения авторов в определении познавательного интереса несколько разные, в понимании его сущности есть и существенное сходство.

Равным для всех подходов является утверждение связи интереса с мотивационно - потребностной сферой личности. С одной стороны, интерес может выступать в качестве важного мотива деятельности; с другой стороны, именно в интересах наиболее ярко проявляются потребности. Познание потребности может зародить интерес к предмету, который способен удовлетворить эту потребность. Концентрирование школьника на предмете интереса создает своеобразное желание, которое ближе познакомит его с предметом, углубленно в него проникнуть. Необходимо отметить, что в интересе выражен и момент избирательности.

В своей работе мы будем использовать понятие "познавательный интерес". Первоначально волевой компонент связан, с тем, что школьник старается сам организовывать свою работу. Внимание ребенка к урокам, которое полагает активно-действенное отношение к предмету своей деятельности. Выражается это в той мере упорстве ребенка в усвоении конкретной области, в преодолении сложностей в процессе реализуемой деятельности. С течением времени у школьника развивается навык, который позволяет управлять своим поведением, разумно ставить перед собой определенные цели, что в свою очередь указывает на становлении интереса.

Эмоциональный компонент выражается в удовольствии, положительных эмоциональных переживаниях, которое вызывает самим процессом познавательной деятельности, ходом и результатами учения. Его можно различить по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. По мнению А.Н. Леонтьева, чувство начинает превращатся в мотив поведения, в побуждение к действию.

Поведенческий компонент выражается в поэтапном переходе от внешней регуляции к саморегуляции. С помощью воздействия познавательного интереса у ребенка регулярно появляются вопросы, ответы на которые он ищет сам постоянно и активно. Уровень развитости интереса (глубина, стойкость, осознанность) во многом определяют характер, который помогает школьнику вникнуть в деятельность и ее действенность. Поведенческий аспект характеризует степень действенности интереса, ее актуализацию в практической деятельности. У школьника наблюдается тенденция развития внимания, контроля и самоконтроля.

Рассуждая о познавательном интересе как о движущей силе обучения, необходимо рассмотреть его качественные характеристики. В психолого-педагогической литературе авторы различны, выделяют они разное их число.

Интерес характеризуется, минимум, тремя обязательными моментами:

1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2. наличие познавательной стороны этой эмоции, т. е. радостью познавания и познания;

3. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).

Во всяком случае чаще всего выделяют две группы психологических характеристик познавательного интереса: содержательные характеристики (связаны с содержанием интереса, с особенностями деятельности, с активностью учащихся) и динамические характеристики (характеризуют выраженность интереса) [10, с.109].

Взаимоизбирательность, решительность, разумность, самостоятельность возникновения, доминирование в общей структуре мотивации, устойчивость, интенсивность, широта, эмоциональная окраска. Иные мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) которые смогут оказать помощь в возникновении и укреплении интереса, но мотивы не смогут уточнить его смысл. Интересы человека всегда означают несколько образов, как и весь окружающий мир. Любого человека интересует то, что важно для его индивидуального развития. Предметная направленность ограниченна, также как и сферы деятельности. Можно различать интересы, связанные с художеством, спортом и с остальными видами деятельности. По предметной направленности интересов и ограниченно связанными с ними сферами деятельности абсолютно оправданно отличать интересы художественные, спортивные, технические и т.д. Если смотреть каждую область изнутри, то можно понять, что между интересами существует разграничения к различным видам спорта и др. Познавательный интерес всегда может распространяться для того, что получить информацию.

Позже в сферу познавательного интереса включается не только те знания, которые приобретают школьники, но и то как ученик овладевает знаниями, процесс учения в общем, который позволяет приобретать нужные способы познания. Самое главное, что есть в познавательном интересе, это то, что познавательная деятельность дает интеллектуальное удовлетворение личности ученика.

Познавательный интерес всегда необходим школьникам, для саморазвития. Сама суть этого интереса в том, что объектом его является процесс познания. С помощью которого, ребенок проникает в саму суть. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется:· активный поиск;· догадка;· исследовательский подход;· готовность к решению задач.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: