Значимость моральной и социальной ответственности

Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.

Системный подход при формировании социальной ответст­венности базируется на двух способах представления социальной действительности:

многоуровневое вертикальное разделение социальных групп по доходу, интересам, образованию;

горизонтальное разделение по областям общественной жиз­ни, в которых принимаются УР: экономика, политика, нравственность, сферы искусства и др. УР, принимаемое в каждой области, влияет на уровень жизни населения. Так, политические, экономические и другие решения могут увеличить или уменьшить число состоятельных и малообес­печенных граждан, граждан среднего достатка.

Сочетания вертикального и горизонтального разделения об­щественной жизни позволяют строить серию матриц для оценки и контроля социальной ответственности при РУР. Каждая мат­рица фиксирует текущее состояние благосостояния населения. На рис. 5.1 показан характер изменения текущего состояния от трех решений, принятых в области экономики, политики и пра­ва. По изменению этих состояний и судят о социальной ответст­венности лиц, реализовавших УР.

Социальная ответственность тесно связана с моральной ответственностью. Моральная ответственность наступает при нанесении морального ущерба, под ней понимается нравственное или физическое воздействия, нанесенных противоправными действиями (ущемление достоинства и др.).

               
 
Вертикальное разделение (группы по доходу)
 
   
 
Состоятельные граждане
 
 
Граждане среднего достатка
 
 
Малообеспеченные граждане
 
 
   


Рис. 5.1 Матрица одного из срезов общества для оценки

социальной ответственности при РУР

(н – начальное состояние разделения по доходу, к – конечное состояние)

Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности – это черта характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества. Развитие ответственности личности включает два этапа: овладение практическими правилами и осознание правил. Первый этап состоит из четырёх последовательных стадий:

следование правилам своего «Я» (унаследованным или ранее приобретенным);

включение приемлемых правил, принятых в ближайшем окружении людей (производственном коллективе, неформальном объединении);

использование преимущественно корпоративных правил;

полное подчинение корпоративным правилам.

Второй этап включает три стадии:

механистическое восприятие правил (так всегда было и будет);

связывание правил с общественными, культурными, научными и другими авторитетами страны или мира;

связывание правил с конкретной общественно-политической и нравственной обстановкой, понимание возможности их изменения, ликвидации или возникновения новых.

Этапы могут идти последовательно (рис. 5.2), параллельно и смешано.

           
 
   
Формирование полной ответственности
 
   
 


Рис. 5.2 Последовательная схема формирования ответственности

Социальная и моральная ответственность реализуется в форме замечаний, осуждений, изменения, выполнения предпи­санных действий, изменения общественного мнения о руково­дителе, вынесении ему общественного порицания, объявления о его несоответствии должности по общечеловеческим соображениям.

Параметры социальной ответственности. Многосторонний ха­рактер деятельности человека порождает различные виды ответ­ственности: за техническое состояние какого-либо объекта, за сохранность флоры и фауны на закрепленной территории, за ре­зультаты деятельности подчиненных людей и т.д. (рис. 5.3).

Объекты Человек, коллектив, общество
Характер Перед кем, за кого, какая?
Объекты Технические и биологические
Характер Перед кем, за что, какая?


Рис. 5.3 Объекты и характер социальной ответственности.

Социальная ответственность возникает при выполнении служебных, семейных, гражданских, общественных и личных обязанностей. Она отражает склонность личности придержи­ваться в своем поведении общепринятых в обществе социаль­ных норм и отвечать за результаты их исполнения. Примером может служить «Клятва Гиппократа» — общепринятая норма социальной ответственности для врачей перед пациентами. Социальная ответственность может быть индивидуальной, групповой и общественной. Она неразрывно связана с реали­зацией социальных инициатив в рамках принятых социальных целей (рис. 5.4).

 
 


Рис. 5.4 Элементы, сопутствующие социальной ответственности.

К социальным целям компании относятся: достижение соци­альной справедливости, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации труда, достойное пенсионное обеспе­чение, формирование условий для развития личности.

Социальная ответственность постепенно охватывает руково­дителей и подчиненных в процессе их деятельности. Так, созда­вая компанию, большинство учредителей думает, прежде всего, о реализации своих собственных интересов. Для этого они приоб­ретают оборудование, нанимают персонал, находят поставщиков сырья и потребителей своей продукции. Компания становится частью местного, регионального или международного бизнеса. Многие руководители новых компаний и сами не замечают, как их компания начинает обрастать непроизводственными (инсти­туциональными) связями, или не придают этому большого зна­чения. Так, местные политические лидеры и функционеры ви­дят в работниках компании своих избирателей, служба занятости населения надеется на компанию как на источник снижения безработицы, благотворительные фонды рассчитывают на ком­панию как на потенциального спонсора и т.д. Любую компанию можно представить в виде шишки на живой сосне. Если эта шишка будет думать только о себе и не будет кормить вместе с другими шишками, корнями и листвой все дерево, то может за­сохнуть сук или сучок, на котором висит эта шишка, и она в конце концов упадет раньше срока.

Осознание необходимой сопричастности компании с окру­жающей средой является важнейшей составной частью профес­сионального управления. Эта сопричастность трактуется в управ­ленческой литературе как социальная ответственность компании и руководителя. Социальная ответственность руководителя отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений.

Она реализуется в конкретных делах компании и руководи­теля, направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, чле­нов их

семей и социально незащищенных групп населения. Эта помощь может реализоваться в прямом или косвенном виде. В прямом виде помощь может оказываться в форме бесплатных обедов; продажи товаров по пониженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде — это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив других компаний или государства и т.п. На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению к благосостоянию компании.

Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляет­ся в миссии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение по­требностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей, то это означает минимальную социальную ответ­ственность компании. При этом, руководители компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.

Возложение на себя социальной ответственности может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет ощущать. Вопросы ак­тивизации социальной ответственности рассматривались многими учеными и практиками США и Японии. На основе опублико­ванных материалов можно составить общую картину мотивов, активизирующих социальную ответственность компании, спе­циалистов или руководителя:

чувство долга, предвыборные обещания;

желание принести больше пользы своим работникам, на­селению, прилегающей территории;

получение удовлетворения от видимых работниками и на­селением результатов (самовыражение, самопроявление);

избежание общественных порицаний и взысканий;

повышение имиджа или карьерный рост;

выигрыш в споре или конкурсе;

отвлечение от постоянных личных переживаний.

Важными параметрами социальной ответственности являют­ся широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.

Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую безопасность, своевре­менную оплату труда, социальную справедливость и др.

Временной интервал — это период устойчивого внимания и кон­кретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапа­зоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

Придаваемое значение это важность социальной ответст­венности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реали­зации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство ком­пании решило закупить технологию, в которой не использует­ся асбест в качестве наполнителей для строительных блоков.

Вовлеченность персонала уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основ­ных варианта организации выполнения социальных целей:

путем формирования отдельных коллективов в составе компании;

путем участия всего коллектива компании на обществен­ных началах во внеурочное время.

Список литературы

Юткаева В.С. Управленческие решения: Уч. пособие. – М.: ОПС 1998

Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд. ЭКМОС, 1998

Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез»

Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

[Е.С.1]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: