Право конкуренции в системе норм Европейского права

Статья 3 Договора об учреждении Европейского Сообщества устанавливает в качестве одной из задач Сообщества создание системы поддержания конкуренции на общем рынке. Аналогичные нормы имеются в Договорах о ЕОУС и Евратоме.

Политика в области конкуренции находится в сфере действия Парижского и Римских договоров и не выходит за рамки Первой опоры Европейского Союза. На правоотношения, возникающие в сфере конкуренции, распространяются нормы первичного, а также вторичного права, принимаемые институтами трех Сообществ, поэтому применительно к праву конкуренции следует употреблять термин «право Европейских сообществ».

Основные нормы первичного права ЕС о конкуренции содержатся в разделе VI Договора об учреждении Европейского Сообщества. С заключением Договора о Европейском Союзе и Амстердамского договора нелишним является анализ положений универсального права ЕС с точки зрения принципов субсидиарной пропорциональности. Эти принципы должны учитываться при анализе норм права конкуренции ЕС. Согласно принципу субсидиарности в сфере, не отнесенной к исключительной компетенции Сообщества, Сообщество может действовать лишь постольку, поскольку поставленная задача не может быть решена индивидуальными усилиями государств-членов, учитывая, что политика в области конкуренции практически полностью относится к исключительной компетенции Сообществ.

Правом принятия актов вторичного права по вопросам конкуренции обладает Совет, но в ряде случаев Совет делегировал это право Европейской Комиссии.

Роль Комиссии в вопросах конкуренции особенно значительна в связи с тем, что она не только готовит и иногда принимает нормативные акты в этой сфере, но и, что особенно важно, следит за их применением, обладая контрольными даже карательными функциями. За вопросы конкуренции отвечает один из членов Европейской Комиссии, в ведении которого находится Генеральная дирекция № 4, являющаяся специализированным структурным подразделением Комиссии по конкуренции. Генеральная дирекция № 4 состоит из пяти дирекций. Дирекция А отвечает за разработку политики, законодательства и координацию политики ЕС в области конкуренции. Дирекция В называется «группой по слияниям» и занимается проверкой слияний, о которых была сделана нотификация (см. ниже). Дирекции С—F занимаются рассмотрением индивидуальных дел.

Как и в отношении иных сфер права Сообществ, особая роль в интерпретации права конкуренции ЕС принадлежит Суду Европейских сообществ. Наиболее часто Суд использует телеологический метод толкования (учитывая, что Договор имеет рамочный характер, ставит цели и определяет принципы). При толковании Договора Суд исходит из общих целей и системы Договора. Именно в этом свете понимаются и положения Договора о конкуренции. Поэтому, как показывает практика, буквальное токование Договора, если оно идет вразрез с его целью и общими началами, вряд ли будет применяться.

В настоящее время обращения в Суд чаще всего им место в связи с запросами в порядке ст. 177 (н.н. ст. 234). Процесс Суда в преюдициальном порядке сейчас занимает около двух лет. С 1989 г. дела по вопросам конкуренции перешли в юрисдикцию Суда первой инстанции Евросоюза.

Особого внимания заслуживает вопрос о природе права конкуренции ЕС. Являясь нормативной базой проведения политики ЕС в области конкуренции, право конкуренции охватывает целый ряд предметных сфер регулирования. В первую очередь право конкуренции регулирует права и обязанности участников рыночных отношений: на их экономическую деятельность накладываются ограничения; устанавливаются условия и процедуры создания и реорганизации компаний; предусматриваются возможности ограничения использования прав интеллектуальной собственности; вводятся основания и последствия недействительности сделок и т. д. В этой части анализ предмета регулирования права конкуренции ЕС позволяет отнести эту отрасль к частноправовой сфере.

С другой стороны, право конкуренции ЕС устанавливает систему контроля за соблюдением правил конкуренции и соответственно систему штрафных санкций за их нарушение, налагаемых Комиссией в административном порядке. Для права конкуренции зачастую характерен императивный метод регулирования. Кроме этого целый ряд предписаний по вопросам конкуренции относится к государствам-членам ЕС. В этой части можно говорить о публично-правовом характере права конкуренции ЕС.

На самом деле право конкуренции ЕС, как и европейское право в целом, обладает свойством системности, которое заключается в том, что характер принимаемых нормативно-правовых актов должен адекватно отвечать потребностям объекта регулирования и отражать специфику предмета регулировала. Объектом регулирования права конкуренции ЕС являются экономические отношения и действия, влияющие на конкуренцию на общем рынке. Предметом регулирования выступает, права и обязанности участников упомянутых отношений и действий. Сложность объекта регулирования обуславливает комплексный характер предмета регулирования, следовательно, необходимость системности метода регулирования, что и нашло свое отражение в системе изучаемой отрасли права ЕС.

Право конкуренции ЕС запрещает антиконкурентные меры, злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 85 и 86 (н.н. ст. 81 и 82) Договора). Контроль за деятельностью предприятий осуществляется на основании Регламента № 4064/89, принятого в 1989 г. В рамках проведения политики в области конкуренции осуществляется контроль за государственными (публичными) предприятиями, а также за предприятиями, наделенными специальными или исключительными правами (ст. 90 (н.н. ст. 86) Договора), а также контроль над помощью государств-членов национальным предприятиям (ст. 92—94 (н.н. ст. 87—89) Договора).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: