В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.
Основой правового регулирования является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. и представляющая собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема - проблема собственности, установлены многообразие форм собственности и их одинаковая регистрация. По Конституции частная собственность охраняется законом, а иметь в частной собственности землю разрешено только российским гражданам и их объединениям.
|
|
Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.
Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека.
Предпринимательское право представляет собой комплексную отрасль законодательства, регулирующую предпринимательскую деятельность. Основу этой отрасли законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людьми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Взаимоотношения предпринимателей, оформляемые договорами, и возникающие в связи с этим обязательства являются предметом гражданского права.
Основной сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности, направленной непосредственно на систематическое получение прибыли.
|
|
Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности.
Источники предпринимательского права многочисленны, сложны и противоречивы. К ним относятся: Конституция РФ, гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ задействованы практически все отрасли права. Так, предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.
Предпринимательская деятельность регулируется множеством нормативных актов различного уровня.
Источники предпринимательского права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы предпринимательского права.
Главный источник предпринимательского права - Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.
Среди источников предпринимательского права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - государственного, административного, гражданского и т.д.
Источники любого права - это объективная форма выражения права. Данный термин ввел в научный оборот Тит Ливии при характеристике Законов XII таблиц. В формальном (юридическом) смысле под источниками права понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли (нормативные акты).
Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Нормативные акты подразделяются на:
1. Законы
2. Акты федеральных органов государственного управления
3. Акты федеральных органов исполнительной власти
4. Акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Закон - это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов.
По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон (ФКЗ) - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции. ФКЗ имеют более высокую юридическую силу в сравнении с федеральными законами и принимаются по вопросам: изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ; принятия в состав нового субъекта Российской Федерации; проведения референдума; о режиме военного положения; о чрезвычайном положении и т.д.
Федеральный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам.
Закон субъекта Российской Федерации - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
|
|
Акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.
Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применяемые нормативные акты. Постановления и решения судебных органов получили название судебная практика.
Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня и не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.
Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно или нет в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.
Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как свобода торговли, международные договоры России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для и применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.
|
|
Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности.
Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, можно распределить на четыре группы.
Первая группа определяет внутренние отношения предпринимательской деятельности, порядок учреждения субъекта предпринимательской деятельности, управления, организации труда.
Вторая группа регулирует отношения по вертикали: между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления - с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Третья группа регулирует отношения субъектов предпринимательства по диагонали, в частности, с банками и иными кредитными организациями.
Четвертая группа регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по горизонтали со своими партнерами в связи с экономической деятельностью: поставщиками, покупателями, перевозчиками.
Среди источников предпринимательского права особая роль принадлежит принятым в 1994 и 1996 гг. первой и второй частям Гражданского кодекса РФ. В них определены имущественные отношения рынка, основные права и обязанности предпринимателей. Кодекс является основой для последующего формирования законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательства и защиты имущественных прав граждан.
За совершенные в предпринимательской сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического - только административная, гражданская и материальная.
Уголовная ответственность это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
В соответствии с задачами, стоящими перед Уголовным кодексом РФ, а именно: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждения преступлений, УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
При этом лицо подлежит уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.
Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).
В Уголовном кодексе разделе VIII непосредственно указаны нарушения и ответственность за них в сфере предпринимательской деятельности.
Административная ответственность - это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом административных правонарушений (КоАП) и другими правовыми актами.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП). При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
К административной ответственности граждане Российской Федерации могут быть привлечены с 16-летнего возраста.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
1. Предупреждение;
2. Штраф;
3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения и непосредственным объектом административного правонарушения;
5. Лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты);
6. Исправительные работы;
7. Административный арест (не могут быть подвергнуты лица, не достигшие 18 лет);
8. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного лица или лица без гражданства.
Административную ответственность за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, несут на общих основаниях иностранные граждане и лица без гражданства, если они не пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ.
За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности, административной ответственности подлежат только должностные лица. К должностным лицам могут быть применены только два вида административной ответственности: предупреждение и штраф.
За нарушение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства в ряде федеральных законов РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц. Например, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.
Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.
Налоговым кодексом РФ предусматривается, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ст. 3).
Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ. Иными словами, налоговое правонарушение - это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательстве, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.
К налоговым правонарушениям в соответствие с Налоговым кодексом РФ относятся:
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);
- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118);
- нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов (ст. 119);
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120);
- нарушение правил составления налоговой декларации (ст. 121);
- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122);
- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123);
- незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124);
- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);
- непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126);
- отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа (ст. 127);
- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля по делу о налоговом правонарушении, а также отказ от дачи показаний и дача заведомо ложных показаний (ст. 128);
- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129).
Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ст. 108 Налогового кодекса РФ). Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.
Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организаций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, налоговыми агентами и т.п.).
Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций - денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.
Гражданско-правовая ответственность - это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида - возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).
В гражданско-правовой ответственности противоправным является деяние, нарушающее императивные нормы гражданского права либо противоречащее общим началам и смыслу гражданского законодательства и нарушающее права и охраняемые законом интересы третьего лица. Например, в экологической сфере гражданско-правовая ответственность выражается в основном в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, понесенный в результате нарушения правовых экологических требований.
Особой мерой гражданско-правовой ответственности является ответственность за неисполнение денежного обязательства, предусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Данная ответственность состоит в обязанности должника, нарушившего денежное обязательство, уплатить проценты на его сумму за время, прошедшее от нарушения до даты его фактического исполнения. Проценты являются мерой гражданско-правовой ответственности, а взыскание процентов носит зачетный характер, т.е. убытки возмещаются в доле, превышающей сумму процентов.
Одним из видов гражданско-правовой ответственности является субсидиарная ответственность, предполагающая дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ субсидиарную ответственность несут:
• члены полного товарищества по обязательствам товарищества;
• члены потребительского кооператива по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива;
• собственник имущества, закрепленного за учреждением, по обязательствам учреждения при недостаточности указанного имущества;
• в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам и т.д.
Материальная ответственность - это обязанность работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответственности регулируются Кодексом законов о труде РФ и рядом других нормативных актов.
Материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается его средним месячным заработком. При определении ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не учитываются.
Трудовое законодательство предусматривает ограниченную и полную материальную ответственность (ст. 119 и 121 КзоТ РФ).
Полная материальная ответственность наступает в следующих случаях:
• когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;
• когда такая ответственность возложена на работника по законодательству;
• когда между работником и предприятием заключен письменный договор о полной материальной ответственности;
• когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;
• когда имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
• когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование;
• когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом виде.
Коллективная (бригадная) материальная ответственность вводится при совместном выполнении работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого письменного договора между предприятием, учреждением, организацией и всеми членами коллектива (бригады). Перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 14 сентября 1981 г.
В экологической сфере, например, материальную ответственность несут должностные лица и другие работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.
Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей.
В постановлении Пленума ВС РФ от 22 декабря 1992 г. №16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (п. 24) в редакции от 25 октября 1996 г. указано, что дисциплинарная ответственность может наступить за следующие нарушения:
а) отсутствие работника без уважительной причины на работе в пределах трех часов в течение рабочего дня, а также нахождение без уважительной причины не на своем рабочем месте, хотя и в помещении другого или того же самого цеха, отдела и т.п., в том числе и более трех часов в течение рабочего дня;
б) отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 103 КЗоТ РФ), так как в силу трудового договора лицо обязано выполнять обусловленную работу с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 15 КЗоТ);
в) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условиием допуска к работе.
Кроме того, если в соответствии с законодательством с работником должен быть заключен договор о полной материальной ответственности и если выполняемые им обязанности составляют основную трудовую функцию, и это было оговорено при приеме на работу, то отказ работника заключить договор о полной материальной ответственности рассматривается как неисполнение трудовых функций со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:
1. Общая, предусмотренная КЗоТ;
2. Специальная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.
Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственности жестко урегулированы КЗоТ (ст. 135) и расширительному толкованию не подлежат.
К этим мерам относятся:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- увольнение в случаях:
а) систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;
б) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
в) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия;
д) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями.
Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами, положениями о дисциплине, кроме того, могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания для других категорий работников.
Так, на государственных служащих может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии (Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 1 19-ФЗ). По специальным положениям несут дисциплинарную ответственность судьи, прокуроры, следователи.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых: он совершен, предшествующая работа и поведение работника.
До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное изыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Причем за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применявшим его органом или должностным лицом по собственной инициативе или по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый дисциплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.