double arrow

Правовые основы предпринимательской деятельности

В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государствен­ного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.

Основой правового регулирования является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. и представляющая собой юридичес­кую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, сво­бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держку конкуренции, свободу экономической деятельности. При­знаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные право­вые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В Конституции РФ определена главная экономическая и пра­вовая проблема - проблема собственности, установлены много­образие форм собственности и их одинаковая регистрация. По Конституции частная собственность охраняется законом, а иметь в частной собственности землю разрешено только российским гражданам и их объединениям.

Установлены гарантии свободы экономической деятельнос­ти, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направ­ленной на создание монополии.

Единственной денежной единицей, обращающейся на терри­тории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечи­вать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области эконо­мики и предпринимательства, служит созданию условий для сво­бодного развития человека.

Предпринимательское право представляет собой комплексную отрасль законодательства, регулирующую предпринимательскую деятельность. Основу этой отрасли законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людьми, занятыми предпринимательской деятельностью или уча­ствующими в ней (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Взаимоотношения предпринимателей, оформляемые догово­рами, и возникающие в связи с этим обязательства являются пред­метом гражданского права.

Основной сферой в предпринимательском праве являются пра­воотношения, складывающиеся в процессе деятельности, направ­ленной непосредственно на систематическое получение прибыли.

Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности.

Источники предпринимательского права многочисленны, сложны и противоречивы. К ним относятся: Конституция РФ, гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В регулировании предпринимательской деятельности, обес­печении экономических реформ задействованы практически все отрасли права. Так, предпринимательские имущественные отно­шения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, со­держащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламен­тируют особенности источников ее гражданско-правового регу­лирования, их участия в обязательствах.

Предпринимательская деятельность регулируется множеством нормативных актов различного уровня.

Источники предпринимательского права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы предпринимательского права.

Главный источник предпринимательского права - Консти­туция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.

Среди источников предпринимательского права немало та­ких, которые содержат нормы и других отраслей права - госу­дарственного, административного, гражданского и т.д.

Источники любого права - это объективная форма выраже­ния права. Данный термин ввел в научный оборот Тит Ливии при характеристике Законов XII таблиц. В формальном (юриди­ческом) смысле под источниками права понимаются формы вы­ражения, объективизации нормативной государственной воли (нормативные акты).

Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Нормативные акты подразделяются на:

1. Законы

2. Акты федеральных органов государственного управления

3. Акты федеральных органов исполнительной власти

4. Акты исполнительных органов субъектов Российской Феде­рации.

Закон - это нормативный акт, принимаемый представитель­ным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов.

По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъек­тов Федерации.

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением ус­тановленной Конституцией РФ процедуры, вносящий измене­ния и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие ко­торого специально предусмотрено в Конституции. ФКЗ имеют более высокую юридическую силу в сравнении с федеральными законами и принимаются по вопросам: изменения конституци­онно-правового статуса субъекта РФ; принятия в состав нового субъекта Российской Федерации; проведения референдума; о режиме военного положения; о чрезвычайном положении и т.д.

Федеральный закон - нормативный акт, принимаемый Феде­ральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может проти­воречить федеральным конституционным законам.

Закон субъекта Российской Федерации - нормативный акт, при­нимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.

Акты федеральных органов исполнительной власти - норма­тивные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, обя­зательные к применению предприятиями и гражданами. Мини­стерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных феде­ральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

Нормативными актами являются также акты законодатель­ных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Большое значение имеют постановления Президиума (Плену­ма) и письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федера­ции, комментирующие и разъясняющие применяемые норматив­ные акты. Постановления и решения судебных органов получили название судебная практика.

Нормативно-правовые акты более низкого уровня применя­ются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня и не содержат в себе норм, регулирующих дан­ные гражданско-правовые общественные отношения.

Обычаи делового оборота применяются в области предприни­мательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (пред­принимательской деятельности) правило поведения, не предус­мотренное законодательством, независимо от того, зафиксирова­но оно или нет в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обя­зательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнан­ные принципы и нормы международного права, такие, как свобода торговли, международные договоры России. Международные дого­воры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для и применения требуется издание российского акта. Если междуна­родным договором РФ установлены иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским законодательством, то применяют­ся правила международного договора.

Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности.

Нормативные правовые акты, регулирующие предпринима­тельскую деятельность, можно распределить на четыре группы.

Первая группа определяет внутренние отношения предприни­мательской деятельности, порядок учреждения субъекта предпри­нимательской деятельности, управления, организации труда.

Вторая группа регулирует отношения по вертикали: между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуп­равления - с другой, в том числе с законодательными (предста­вительными) и исполнительными органами государственной вла­сти субъектов РФ.

Третья группа регулирует отношения субъектов предпринима­тельства по диагонали, в частности, с банками и иными кредитны­ми организациями.

Четвертая группа регулирует отношения субъектов предпри­нимательской деятельности по горизонтали со своими партне­рами в связи с экономической деятельностью: поставщиками, покупателями, перевозчиками.

Среди источников предпринимательского права особая роль принадлежит принятым в 1994 и 1996 гг. первой и второй частям Гражданского кодекса РФ. В них определены имущественные отношения рынка, основные права и обязанности предпринима­телей. Кодекс является основой для последующего формирова­ния законодательства Российской Федерации в сфере предпри­нимательства и защиты имущественных прав граждан.

За совершенные в предпринимательской сфере противоправ­ные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступ­ление всех перечисленных видов ответственности, а для юридичес­кого - только административная, гражданская и материальная.

Уголовная ответственность это вид юридической ответ­ственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уго­ловным кодексом РФ.

В соответствии с задачами, стоящими перед Уголовным ко­дексом РФ, а именно: охрана прав и свобод человека и граждани­на, собственности общественного порядка и общественной безо­пасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и бе­зопасности человечества, а также предупреждения преступлений, УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответ­ственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанав­ливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характе­ра за совершение преступлений.

При этом лицо подлежит уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответствен­ности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступ­лению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотрен­ного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

В Уголовном кодексе разделе VIII непосредственно указаны нарушения и ответственность за них в сфере предпринимательс­кой деятельности.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом административных правонарушений (КоАП) и другими правовыми актами.

Административным правонарушением (проступком) призна­ется посягающее на государственный или общественный поря­док, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, винов­ное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП). При этом административная от­ветственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, на­ступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголов­ной ответственности.

К административной ответственности граждане Российской Федерации могут быть привлечены с 16-летнего возраста.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

1. Предупреждение;

2. Штраф;

3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного пра­вонарушения;

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения и непосредственным объектом административного правонарушения;

5. Лишение специального права, предоставленного гражда­нину (например, права охоты);

6. Исправительные работы;

7. Административный арест (не могут быть подвергнуты лица, не достигшие 18 лет);

8. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного лица или лица без гражданства.

Административную ответственность за административные пра­вонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, несут на общих основаниях иностранные граждане и лица без граж­данства, если они не пользуются иммунитетом от административ­ной юрисдикции РФ.

За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охра­ны порядка управления, государственного и общественного по­рядка, природы, здоровья населения, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности, административной ответственности подлежат только должностные лица. К должностным лицам могут быть применены только два вида админист­ративной ответственности: предупреждение и штраф.

За нарушение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства в ряде фе­деральных законов РФ предусмотрена административная ответ­ственность для юридических лиц. Например, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» должност­ные, физические и юридические лица несут административную ответственность за превышение предельно допустимых выбро­сов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыпол­нение обязанностей по проведению государственной экологи­ческой экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправиль­ных и необоснованных заключений, несвоевременное предос­тавление информации и предоставление искаженной информа­ции, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной об­становке и т.д.

Налоговая ответственность — это вид юридической ответ­ственности физических и юридических лиц за налоговые право­нарушения.

Налоговым кодексом РФ предусматривается, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. За­конодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ст. 3).

Налоговое правонарушение - это виновно совершенное про­тивоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налого­вого агента и их представителей, за которое установлена ответ­ственность Налоговым кодексом РФ. Иными словами, налого­вое правонарушение - это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательстве, причем дея­ние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

К налоговым правонарушениям в соответствие с Налоговым кодексом РФ относятся:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118);

- нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов (ст. 119);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объек­тов налогообложения (ст. 120);

- нарушение правил составления налоговой декларации (ст. 121);

- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122);

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержа­нию и (или) перечислению налогов (ст. 123);

- незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124);

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) рас­поряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);

- непредставление налоговому органу сведений о налогопла­тельщике (ст. 126);

- отказ от представления документов и предметов по запро­су налогового органа (ст. 127);

- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля по делу о налоговом правонарушении, а также отказ от дачи показаний и дача заведомо ложных показаний (ст. 128);

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заклю­чения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129).

Налоговая ответственность физического лица, предусмотрен­ная Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступ­ления по уголовному законодательству РФ. Привлечение орга­низации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих органи­заций (при наличии соответствующих оснований) от админист­ративной, уголовной или иной ответственности, предусмотрен­ной законами Российской Федерации (ст. 108 Налогового кодекса РФ). Физическое лицо может быть привлечено к налоговой от­ветственности с 16-летнего возраста.

Налоговая ответственность распространяется на всех налого­плательщиков, независимо от форм собственности, организаци­онно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организа­ций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, налоговыми агентами и т.п.).

Налоговая ответственность состоит в применении к наруши­телю специальных финансовых санкций - денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

Гражданско-правовая ответственность - это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к на­рушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстано­вить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида - возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санк­ции. По признаку основания применения тех или иных мер граж­данско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и нео­сновательное обогащение).

В гражданско-правовой ответственности противоправным является деяние, нарушающее императивные нормы гражданс­кого права либо противоречащее общим началам и смыслу граж­данского законодательства и нарушающее права и охраняемые законом интересы третьего лица. Например, в экологической сфере гражданско-правовая ответственность выражается в основ­ном в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, по­несенный в результате нарушения правовых экологических тре­бований.

Особой мерой гражданско-правовой ответственности являет­ся ответственность за неисполнение денежного обязательства, предусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Данная от­ветственность состоит в обязанности должника, нарушившего денежное обязательство, уплатить проценты на его сумму за вре­мя, прошедшее от нарушения до даты его фактического испол­нения. Проценты являются мерой гражданско-правовой ответ­ственности, а взыскание процентов носит зачетный характер, т.е. убытки возмещаются в доле, превышающей сумму процентов.

Одним из видов гражданско-правовой ответственности явля­ется субсидиарная ответственность, предполагающая дополни­тельную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязатель­ства в случаях, предусмотренных законом или договором.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ субсидиарную ответственность несут:

• члены полного товарищества по обязательствам товарищества;

• члены потребительского кооператива по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива;

• собственник имущества, закрепленного за учреждением, по обязательствам учреждения при недостаточности указанного имущества;

• в случае несостоятельности (банкротства) дочернего обще­ства по вине основного общества (товарищества) последнее не­сет субсидиарную ответственность по его долгам и т.д.

Материальная ответственность - это обязанность работни­ка возместить в установленном порядке и в определенных разме­рах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприя­тию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответствен­ности регулируются Кодексом законов о труде РФ и рядом дру­гих нормативных актов.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный пред­приятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, огра­ничивается его средним месячным заработком. При определе­нии ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Трудовое законодательство предусматривает ограниченную и полную материальную ответственность (ст. 119 и 121 КзоТ РФ).

Полная материальная ответственность наступает в следую­щих случаях:

• когда ущерб причинен преступными действиями работни­ка, установленными приговором суда;

• когда такая ответственность возложена на работника по законодательству;

• когда между работником и предприятием заключен пись­менный договор о полной материальной ответственности;

• когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обя­занностей;

• когда имущество и другие ценности были получены работ­ником под отчет по разовой доверенности или по другим разо­вым документам;

• когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничто­жением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, орга­низацией работнику в пользование;

• когда ущерб причинен работником, находившимся в не­трезвом виде.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность вво­дится при совместном выполнении работ, когда невозможно раз­граничить материальную ответственность каждого письменного договора между предприятием, учреждением, организацией и всеми членами коллектива (бригады). Перечень работ, при вы­полнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, утвержден постановлением Гос­комтруда СССР и ВЦСПС от 14 сентября 1981 г.

В экологической сфере, например, материальную ответствен­ность несут должностные лица и другие работники, по вине ко­торых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, при­чиненного экологическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, органи­зации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дис­циплинарный проступок.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправ­ное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение ра­ботником своих трудовых обязанностей.

В постановлении Пленума ВС РФ от 22 декабря 1992 г. №16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федера­ции законодательства при разрешении трудовых споров» (п. 24) в редакции от 25 октября 1996 г. указано, что дисциплинарная от­ветственность может наступить за следующие нарушения:

а) отсутствие работника без уважительной причины на работе в пределах трех часов в течение рабочего дня, а также нахожде­ние без уважительной причины не на своем рабочем месте, хотя и в помещении другого или того же самого цеха, отдела и т.п., в том числе и более трех часов в течение рабочего дня;

б) отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 103 КЗоТ РФ), так как в силу трудового договора лицо обязано выполнять обусловленную работу с подчи­нением правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 15 КЗоТ);

в) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условиием допуска к работе.

Кроме того, если в соответствии с законодательством с работни­ком должен быть заключен договор о полной материальной ответ­ственности и если выполняемые им обязанности составляют основ­ную трудовую функцию, и это было оговорено при приеме на работу, то отказ работника заключить договор о полной материальной ответ­ственности рассматривается как неисполнение трудовых функций со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:

1. Общая, предусмотренная КЗоТ;

2. Специальная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственнос­ти жестко урегулированы КЗоТ (ст. 135) и расширительному тол­кованию не подлежат.

К этим мерам относятся:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- увольнение в случаях:

а) систематического неисполнения работником без уважитель­ных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распоряд­ка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;

б) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

в) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелко­го) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или поста­новлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер обществен­ного воздействия;

д) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации (филиа­ла, представительства, отделения и другого обособленного под­разделения) и его заместителями.

Законодательством о дисциплинарной ответственности и ус­тавами, положениями о дисциплине, кроме того, могут быть пре­дусмотрены и другие дисциплинарные взыскания для других ка­тегорий работников.

Так, на государственных служащих может быть наложено дис­циплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном слу­жебном соответствии (Федеральный закон «Об основах государ­ственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 1 19-ФЗ). По специальным положениям несут дисциплинар­ную ответственность судьи, прокуроры, следователи.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учиты­ваться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых: он совершен, предшествующая работа и поведение ра­ботника.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинар­ное изыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в от­пуске. Причем за каждое нарушение трудовой дисциплины мо­жет быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применявшим его органом или должностным лицом по соб­ственной инициативе или по ходатайству непосредственного ру­ководителя или трудового коллектива, если подвергнутый дис­циплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: