Ступени жизни

Если ветхая (Еф. 4,22) природа наследовалась потомка­ми Адама в естественном порядке, то рождение от Второго Адама (1 Кор. 15,47) и приобщение Духу Святому происхо­дит через сознательно-волевой процесс личной активнос­ти, имеющий две принципиально различные ступени.

Первая, когда уверовавший духовно рождается в Та­инстве Крещения, получая семя (Мф. 13, 3-23) Нового Ада­ма и тем самым становясь членом Его Тела — Церкви. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних грехах своих и очищает ся от них в Таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя»49. Но Крещением человек не превращается «авто­матически» из «ветхого человека» (Еф. 4, 22) в «нового» (Еф. 4, 24). Очищаясь от всех грехов своих и уподобляясь тем первозданному Адаму, верующий в Крещении, тем не менее, сохраняет, по выражению преп. Максима Исповед­ника, страстность, тленность и смертность50, унаследован­ные им от согрешивших прародителей, в нем остается удобопреклонность к греху.

Поэтому та святость, к которой человек призван, Таин­ством Крещения еще не достигается. Этим Таинством пола­гается лишь ее начало, а не свершение, человеку дается лишь семя, но не само древо, приносящее плоды Духа Свя-, того.

Второй ступенью является та правильная (пра­ведная) духовная жизнь, благодаря которой верующий воз­растает в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4,13) и становится способным к принятию особого освящения Духом Святым. Ибо семя Крещения у христиан «лукавых и ленивых» (Мф. 25, 26) так и остается не проросшим и потому бесплодным (Ин. 12,24), но, попа­дая на добрую землю, дает всходы и приносит соответству­ющий плод. Этот плод (а не семя) и означает искомое при­общение Духу Святому — святость. Притча о «закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13, 33), наглядно выражает характер этого таинственного изменения человека и его приобщения Духу Святому в Церкви и действительное значение в этом процессе Таинств. Как закваска, положенная в тесто, оказыва­ет свое действие постепенно и при вполне определенных ус­ловиях, так и «закваска» Крещения «переквашивает» плотско­го человека в духовного (1 Кор. 3,1-3), в «новое тесто» (1 Кор. 5,7) не моментально, не магически, но во времени, при соот­ветствующем духовно-нравственном его изменении, указан­ном в Евангелии. Таким образом, от христианина, получивше­го талант оправдания даром (Рим. 3,24), зависит, погубить его в земле своего сердца (Мф. 25,18) или умножить.

Последнее и означает особое приобщение Духу Свято­му крещеного. И это один из важнейших принципов пра­вославного понимания духовной жизни, христианского совершенства, святости. Просто и кратко он был выражен преп. Симеоном Новым Богословом: «Все старания и весь подвиг его (христианина. — АО.) должен быть обращен на то, чтобы стяжать Духа Святого, ибо в этом и состоит духов­ный закон и благобытие»51.0 том же говорил в одной из бе­сед и преп. Серафим Саровский: «Цель жизни христиан­ской состоит в стяжании Духа Божия, и это цель жизни всякого христианина, живущего духовно»52.

Итак, оказывается, верующему, получившему в Таинст­вах полноту Даров Духа Святого, требуется еще особое Его «стяжание», которое и есть святость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: