«Испытуемый предъявляет жалобы на пониженное настроение, трудности сосредоточения, субъективное ощущение пустоты в голове, тягостное отсутствие мыслей – потерю мыслей, нежелание что-либо делать. Считает себя «плохим», не заслуживает счастья, т.к. был несправедлив к родным, агрессивен, жесток. Отмечает утрату интереса к жизни, кроме витальных потребностей. При этом речь маломодулирована, лицо гипомимично, отсутствуют адекватные эмоциональные реакции. Критика к состоянию формальная.
При исследовании познавательных процессов выявлено:
В мышлении – при исследовании методикой классификации отмечается сохранность уровня обобщения и отвлечения, замедлен темп ассоциаций, мышление отличается уменьшением количества представлений, оно малоподвижно, инертно. В своих рассуждениях больной медлителен, испытывает затруднения в формировании словесного отчета о ходе мыслей – суждения нечеткие, расплывчатые.
При исследовании личностных особенностей по ММРI код профиля 721 с повышением шкал за пределы нормативных значений». Вопрос: К какому патопсихологическому синдрому относятся перечисленные особенности протекания мыслительной деятельности у данного испытуемого?
|
|
Ситуационная задача №2.
«Значительная истощаемость, которая обнаруживается в процессе исследования длительными методиками. Так, характерны продолжительные паузы, ошибки в конце методики отсчитывания, увеличение латентного периода и затруднения в подборе слов на заключительном этапе исследования методикой подбора слов антонимов. Характерными являются также нарушения памяти (к примеру – невозможность вспомнить даты, имена). При использовании методики «10 слов» выявляется недостаточность удержания: так больной, воспроизводивший 10 слов после 4–5 повторений, после 15–20 минутного перерыва называет лишь часть этих слов. Развитие заболевания сопровождается снижением уровня процессов обобщения и отвлечения». Вопрос: Определите тип изменения психических процессов по следующим симптомам: