Развитие интеллектуально-познавательной сферы дошкольника

Тема 19. Интеллектуальное развитие детей: теории, проблемы

Показатели и условия интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Задачи интеллектуально-познавательного развития детей. Специфика детского мировоззрения. Психология детских вопросов как показателя познавательной активности.

Классификация детских вопросов, отражение в них особенностей представлений детей о мире. Пути активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Соотношение интеллектуальных возможностей и познавательных потребностей. Возрастная динамика познавательной активности.

Тема 20. Сенсорное развитие дошкольников, формирование сенсорной культуры ребенка

Основные положения современной теории сенсорного развития ребенка. Современные исследования сенсорных способностей дошкольников. Развитие отдельных видов ощущений и восприятия у детей дошкольного возраста: развитие дифференцированной чувствительности, освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий, развитие восприятия пространства, времени и движения; восприятие картинки, рисунка, художественных произведений; восприятие музыки, литературных произведений различных жанров. Восприятие ребенком человека, развитие социальной перцепции как способности воспринимать и оценивать отношения со сверстниками и другими людьми. Этапы сенсорного развития, их связь с деятельностью ребенка. Формирование сенсорной культуры ребенка.

Тема 21. Развитие памяти в дошкольном возрасте

Проблема развития памяти в отечественной и зарубежной психологии. Особенности мнемической деятельности детей дошкольного возраста. Развитие представлений как основы образной памяти. Переход от непроизвольной памяти к произвольной, выделение цели мнемических действий. Формирование мнемической деятельности детей. Воспитание произвольной логической памяти. Применение приёмов самоконтроля в мнемической деятельности. Влияние установки и характера деятельности на продуктивность запоминания у детей.

Индивидуальные различия в области памяти. Случаи эйдетизма у дошкольников. Прошлое и будущее в структуре самосознания ребенка. Роль представлений памяти в формировании «Я - концепции» ребенка. Возможные отклонения в области памяти у детей дошкольного возраста, основные направления коррекционной работы.

Тема 22. Развитие мышления в дошкольном возрасте

Анализ теорий детского мышления. Генезис видов мышления. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Психологическая характеристика наглядно-образного и наглядно-схематического мышления у детей.

Развитие мыслительных операций в свете теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Формы обобщения опыта у дошкольников. Формирование простейших форм рассуждений. Причинное мышление у дошкольников. Овладение рациональными способами решения мыслительных задач. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности детей. Развитие общих интеллектуальных способностей. Освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования. Возможные отклонения в развитии мышления у детей разных возрастных групп дошкольников, основные направления коррекционной работы.

Тема 23. Воображение и творчество в детском возрасте

Зависимость воображения от опыта ребенка. Воображение и творчество в детском возрасте. Особенности воображения дошкольников: наглядность, подвижность, изменчивость фантастических образов, их яркая эмоциональная окраска. Освоение приемов создания образов воображения, приемов преобразования действительности: комбинирования, смещения признаков, преувеличения, преуменьшения, приписывания несвойственных качеств, превращения. Пути развития творческого воображения у детей дошкольного возраста: придумывание конца к рассказу или предложению, сочинение рассказов и сказок на заданную тему, замена сюжетов, подмена героев и др. Влияние совместной игровой и изобразительной деятельности на развитие творческого воображения у детей. Роль обогащенной социальной и предметной среды в развитии детского творчества. Возможные отклонения в развитии воображения у детей. Профилактика и пути коррекции отклонений.

Тема 24. Развитие внимания в дошкольном возрасте

Возрастные особенности внимания детей. Развитие свойств внимания у детей. Зависимость устойчивости внимания от характера воспринимаемых объектов. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Формирование устойчивости и сосредоточенности внимания. Роль слова в организации внимания. Пути и средства организации и поддержания внимания детей разного возраста. Взаимосвязь внимания и других психических процессов у детей. Расстройства внимания, способы их предупреждения и коррекции.

Тема 25. Речевое развитие дошкольника

Становление речи в дошкольном возрасте. Освоение речи как основного механизма социализации. Развитие фонематического слуха. Развитие пассивного и активного словаря. Освоение словарного состава и грамматического строя языка. Осознание звукового состава слова. Словотворчество и формирование чувства языка. Развитие форм и функции речи у дошкольников. Развитие обобщающей и планирующей функций речи. Роль речи в развитии познавательных процессов. Усвоение грамоты в процессе обучения. Овладение механизмом слогового чтения. Роль наглядного моделирования в усвоении грамоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: