Отклонениями в развитии

Теодор Рузвельт заметил, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам. К сожалению на основе этого критерия нашу страну нельзя отнести к передовым. Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится всё более актуальной вследствие того, что их число, как во всём мире, так и в России имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Рост числа лиц с ограниченными возможностями, и прежде всего детей, следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Прежде чем начать разговор об отношении к инвалидам детства и особенно к людям с нарушениями интеллектуального и психического развития, ответьте на несколько вопросов:

- Есть ли в Вашем окружении ребенок с нарушениями в развитии?

- Общались ли Вы когда-нибудь с такими детьми? Что Вы при этом чувствовали?

- Отдали бы Вы своего ребёнка в школу интегративного типа, где обучаются здоровые дети и дети с нарушениями развития (естественно, по разным программам, но какое-то время проводящие вместе)? Если нет, то чего Вы опасаетесь?

- Печальный факт состоит в том, что при общении с людьми с серьёзными нарушениями, особенно интеллектуального и психического развития, мы испытываем страх, неловкость и брезгливость. Родители ребёнка-инвалида стараются скрывать его от глаз соседей, а поездка в общественном транспорте становится истинным испытанием.

Основная причина такого отношения – в незнании, что такое нарушение развития и что из себя представляют люди с ограниченными возможностями. Наше общество старательно скрывает от нас наличие проблемы. Родители, решившие оставить и воспитать ребёнка с нарушениями развития в семье, встречают огромное сопротивление врачей, педагогов и недоумение знакомых и родственников.

Проведём небольшой экскурс в область дефектологии, чтобы познакомиться с основными категориями нарушений развития, врождённых и приобретённых в первые годы жизни.

- Нарушения слуха. К этой категории относятся нарушения слуха различной степени – от лёгкой потери (тугоухости) до полной.

- Нарушения зрения. К этой категории относятся нарушения зрения различной степени тяжести – от частичной потери до полной.

- Нарушения двигательной сферы. В эту категорию в основном входят детские церебральные параличи. Двигательные нарушения встречаются в разных формах – от неподвижности (паралич, парезы) до гиперкинезов (непроизвольных чрезмерных движений). Они могут быть также разной степени тяжести: от частичных нарушений координации до полной неподвижности.

- Нарушения речи. Нетяжёлые нарушения речи встречаются у многих детей (нарушение звукопроизношения, процесса чтения и письма), но в категорию тяжёлых входят серьёзные нарушения, при которых ребёнок не может обучаться по программе общеобразовательной школы.

- Нарушения интеллектуального развития. К этой категории относятся нарушения умственного и психического развития врождённого характера (олигофрения, являющаяся результатом органического поражения головного мозга) и приобретённые в результате психического заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.), как правило, в возрасте 2-3-х лет. Основным критерием нарушения является нарушение познавательной деятельности.

- Нарушения психического развития. К этой категории относится задержанное, искаженное и дисгармоническое психическое развитие. Особенности такого развития выражаются в проблемах общения, поведения, сложности адаптации различной степени тяжести (от полного отсутствия контакта с окружающими до небольших сложностей в адаптации к новым условиям). Дети с нарушением психического развития могут иметь сохранный интеллект, однако в некоторых состояниях они имеют нарушения интеллекта вторичного характера (то есть как последствие их собственного дефекта).

Деление на категории на практике часто оказывается условным, так как нарушения в чистом виде встречаются достаточно редко (особенно это касается нарушений интеллектуального, психического развития, а также нарушений речи и двигательной сферы). Кроме того, любое нарушение ведет за собой искаженное развитие всех сторон познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассматривая подробнее первые две группы, можно отметить, что на начало 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8% - с наследственной патологией и 1-2% - с врожденными аномалиями в развитии.

В настоящее время люди с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования. В специальных средствах образования нуждается до 8% населения, а фактически получает возможность их использовать только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы.

- Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, снижением общего уровня жизни семьи и др. Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

- недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

- ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

- недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.

К отклонениям в физическом развитии ребенка относятся: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения. Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины.

У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой – дебильности до глубокой – идиотии. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от наруше ния произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма. Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – попытки к самоубийству.

Рис. 7. Основные группы отклонений в развитии детей.

Для диагностики физических и психических недостатков создаётся постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия. В её состав входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт. Кроме того, в состав комиссии обязательно входят представители специального образования: логопед, олигофренопедагог (специалист, занимающийся детьми с отклонениями в умственном развитии), сурдопедагог (специалист, работающий с глухими детьми), тифлопедагог (специалист по работе со слепыми детьми), а также социальный педагог и юрист.

Установление психического или физического отклонения у ребёнка влечёт за собой создание определённых условий для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, опорно-двигательного аппарата, со сложными нарушениями (в том числе со слепо -глухонемотой и глухонемотой), для детей, подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям. Такие специализированные учреждения позволяют комплексно проводить работу как по оздоровлению детей, так и по их обучению и воспитанию.

Однако, изоляция ребенка в специальном образовательном учреждении, отделение от других, непохожих на него детей создает определенные трудности в его социализации, интеграции в общество. Поэтому такие дети, как правило, нуждаются в социально-педагогической помощи.

Большинство из нас, никогда не сталкивавшихся в жизни с людьми, имеющими психические и интеллектуальные нарушения, разделяют миф о том, что эти люди агрессивны, неконтролируемы и опасны для общества. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – отношение окружающих. Вторая – получение доступного образования. Начнем со второй. У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных школ охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но реальная ситуация такова, что получить образование могут только дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной сферы и нетяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Огромная часть детей не могут поступить в школу по следующим причинам. Как правило, школа специализируется на обучение детей с определенным нарушением: дефекты зрения, слуха, двигательной сферы, нарушения речевого развития, умственного развития. Растущее количество детей со множественными нарушениями остается без возможности реализации своего права на образование. Для таких детей предусмотрена индивидуальная форма обучения. Однако, тогда с проблемой сталкивается педагог, так как нет специальных программ для обучения таких детей. Создание же программ крайне затруднено из-за огромного количества вариантов проявления дефекта. Практически программа должна создаваться под каждого ребенка индивидуально. Кроме этого, дети часто лишены возможности общения со сверстниками.

Обычно эта проблема решается родителями-энтузиастами, берущими в свои руки создание клубов, организующих встречи. Другую, не менее серьезную проблему составляет обширная категория детей с тяжелыми формами нарушений как единичного, так и множественного характера. Они не могут обучаться в существующих школах и по существующим программам. Но это отнюдь не значит, что они не должны обучаться. В отечественной дефектологии есть странное понятие «необучаемость», которым и прикрываются некоторые педагоги, чтобы избежать проблем, связанных с обучением детей с тяжелыми формами нарушений. Однако, специализированные программы для таких детей могут и должны быть созданы.

Самую серьезную проблему составляет категория детей с психическими нарушениями. Если незначительная часть таких детей, имеющая сохранный интеллект и приемлемое поведение, может обучаться индивидуально при различных типах школ, то основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития вторичного характера и сложностей поведения, крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе. Более того, в учебных заведениях нашей страны до сих пор не готовят специалистов для работы с этой категорией детей, и лишь недавно стали вводиться экспериментальные спецкурсы.

А между тем количество детей с психическими нарушениями быстро растет. Есть еще проблема, которая напрямую затрагивает общеобразовательные школы. Это проблема детей с пограничными нарушениями. Такие дети могут обучаться как в специализированных, так и в общеобразовательных школах, и родители по закону имеют право настоять, чтобы их ребенок учился именно в районной общеобразовательной школе. Так что перед педагогическим коллективом любой школы может встать вопрос об обучении такого ребенка.

Итак, проблема образования остается одной из самых серьезных для детей с ограниченными возможностями. Но есть и другие важные вопросы, в решении которых общество может и должно принять участие. Имеется в виду проблема отношения к таким людям. От способности любого члена общества принять такого человека и спокойно, на равных общаться с ним, во многом зависит решение большинства проблем.

В сознании людей существуют мифы, которые подкрепляют негативное отношение к таким людям. Они считаются агрессивными, неконтролируемыми и опасными для общества. На практике же оказывается, что они гораздо более беззащитны, чем многие, так называемые практически здоровые. Многие родители не хотят отдавать своего ребенка в интегративную школу, руководствуясь именно страхом перед агрессивностью и неконтролируемостью детей с нарушениями развития. Хотя и в массовой школе ребенок подвергается гораздо большей опасности из-за невозможности контроля большого количества детей, а также агрессивности, зачастую стимулированной существующей системой образования.

Интегративные школы, напротив, характеризуются малокомплектностью и дружелюбной, терпимой обстановкой. Многие считают, что люди с нарушениями развития «заразны». Этот миф разделяют родители, которые боятся, что их ребенок «нахватается» у детей с нарушениями развития. Опыт показывает, что здоровые дети не только «не нахватываются», но и еще приобретают полезный опыт помощи ребенку, у которого не все получается. Этот истинно педагогический опыт они смогут использовать в дальнейшем при воспитании своих детей.

Так же считается, что дети в нарушениями развития появляются в основном в неблагополучных семьях. Приходится расстаться и с этим мифом (хотя проще считать, что здоровый образ жизни и современная медицина способны предотвратить появление детей-инвалидов). И мы сталкиваемся с нездоровыми детьми в благополучных, интеллигентных семьях, а в семьях неблагополучных чаще встречается педагогическая запущенность, а не тяжелые нарушения развития.

К сожалению, наряду с отклонениями в физическом и психическом развитии существуют педагогические и социальные отклонения. Понятие «педагогические отклонения» пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагогических целей используются определенные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления этих норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это касается стандартов, определяющих уровень образования. Педагогической нормой (или нормой образования) являются стандарты общего образования, которые приняты в стране.

В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование. Однако, есть дети, не получившие общего образования. Причин тому довольно много: это и неблагополучие в семье, отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие мотивации учения, необходимость зарабатывания на жизнь; это и различные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными и на некоторое время (а иногда и навсегда) выпадают из системы образования. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают школу.

Не следует сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых детей на снижение престижности образования («деньги можно заработать и другим путем»). Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе. Многое зависит от того, где живет ребенок, из какой он семьи – или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребенка, или же семья, например, алкоголиков, бомжей, где образование детей занимает далеко не первое место в жизни. Если добавить сюда семьи переселенцев и беженцев, то проблема получения образования детей еще больше усугубляется.

Своеобразной формой педагогических отклонений является педагогическая запущенность. Под педагогической запущенностью подразумевается стойкое, отчётливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Таких детей называют сегодня девиантами. Возникновение девиации – длительный процесс, проходящий несколько стадий. Первая стадия – это возникновение предпосылок педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольный период.

Доминанты отклонений – недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональная устойчивость, память и др.); слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искажённая информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков – счёта, чтения и т.д.). Вторая стадия – появление начальных форм отклонений в поведении. Чаще всего возникает у учащихся начальных классов. Доминанты отклонений: отсутствие успеха в различных видах деятельности; неумение выполнять требования педагога; слабость внутригрупповых отношений, проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться. Третья стадия – стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении школьника. Возникает преимущественно у младших и средних подростков (10-13 лет).

Проступки связаны с нарушением норм жизни класса, школы, носят чаще ситуативный, а иногда и преднамеренный характер. Школьник способен осознать нарушение норм, глубоко переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий. Четвёртая стадия – возникновение устойчивых признаков асоциального поведения – характерна для старших подростков и старшеклассников (14-17 лет). Проступки носят, как правило, преднамеренный характер. Школьники-девианты не только понимают асоциальную направленность своего поведения, но и нередко оправдывают свои действия. Подобные состояния являются серьёзной предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений.

Главное личностное затруднение у детей с педагогическими отклонениями заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении и получении профессионального образования. Профессиональное самоопределение выступает ведущим видом деятельности для подростка, закончившего 9 классов, и учащихся старших классов. Однако, получение желаемого образования, отвечающего интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами объективного и субъективного характера: уменьшается количество учебных заведений допрофессионального и начального профессионального образования; среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе; увеличивается платное обучение; для подростков зачастую характерна неадекватная оценка своих возможностей и др.

Особое значение в этом плане имеет профессиональное образование детей-инвалидов и детей, находящихся в местах лишения свободы. Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах. Такие дети не умеют (а иногда не желают) реализовать себя в социально значимой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образования, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма - это правила, образец действия или мера допустимого (дозволительного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей. Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.

В педагогической, психологической и социологической литературе достаточно четко описаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность. Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью в стране, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход и т. д. Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социальные службы. Дети, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста одиннадцати лет, по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии могут направляться в специальные школы или специальные профессиональные учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети-сироты и так называемые «социальные сироты» - дети, которые имеют родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др.

Говоря о всех видах отклонений (физические, психические, педагогические и социальные), следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения часто имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Поэтому в федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации».

В эту категорию входят фактически все дети, о которых шла речь выше:

- дети-инвалиды;

- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

- дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях;

- дети-жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети с отклонениями в поведении;

- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.

Социально-педагогическая деятельность по интеграции в общество детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии направлена, во-первых, на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, а во-вторых, - на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество.

Неадекватное, не соответствующее социальным ожиданиям поведение детей и подростков в рамках современной социальной модели обусловлено не только болезненными процессами, оно стало рассматриваться как деформированный процесс накопления социального опыта, как результат субъективных нарушений, связанных с семейным неблагополучием, недостаточной педагогической культурой родителей, негативным балансом поощрений и наказаний, отсутствием любви к ребенку и другими факторами, на которые можно влиять, которые можно корректировать.

Как бы не умалчивались (по разным причинам) проблемы детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии, они все равно рано или поздно (скорее рано, чем поздно) выйдут на поверхность социума как нормальные реакции на ненормальные условия, в которых оказались дети, как следствие равнодушия общества, как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Процесс интеграции в общество детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии займет долгие годы. И чем скорее он начнется, тем скорее общество излечит свои «социальные болезни», тем скорее решатся острейшие педагогические проблемы, ведь создание правового цивилизованного государства невозможно без учета прав этой большой и зачастую беспомощной части нашего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: