Robert L.Solso
COGNITIVE PSYCHOLOGY
Th edition
ALLYN AND BACON
Boston • London • Toronto • Sydney • Tokyo • Singapore
Роберт Солсо
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Е издание
Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск
Киев • Харьков • Минск
Оглавление
Предисловие..............................................................14
Студенту............................................................... 14
Преподавателю......................................................... 15
Глава 1. Введение в когнитивную психологию............................. 19
Что такое когнитивная психология?.....................................20
Модель обработки информации.........................................23
Сфера когнитивной психологии.........................................24
Когнитивная нейронаука............................................24
Восприятие......................................................... 25
Распознавание паттернов............................................26
Внимание........................................................... 26
Сознание........................................................26
Память..............................................................21
Репрезентация знаний..................................................28
Воображение........................................................28
Язык................................................................29
Психология развития................................................29
Мышление и формирование понятий...............................30
Человеческий и искусственный интеллект...........................30
Краткая история когнитивной психологии..............................31
Первые представления о мышлении..................................31
Познание в эпоху Возрождения и после нее..........................32
Когнитивная психология: начало XX столетия.......................34
Когнитивная психология сегодня....................................37
Концептуальная наука и когнитивная психология.......................39
Когнитивные модели................................................41
Компьютерная метафора и человеческое познание.....................43
Когнитивная наука.................................................45
Нейронаука и когнитивная психология..............................45
Параллельная распределенная обработка (PDP) и когнитивная психология.............48
Эволюционная когнитивная психология.............................49
Резюме.................................................................51
Рекомендуемая литература.............................................52
Глава 2. Когнитивная нейронаука.........................................53
Исследование и картирование мозга....................................54
XXI век — наука о мозге................................................54
Проблема психики и тела...............................................55
Когнитивная нейронаука...............................................57
Когнитивная психология и нейронаука...............................58
Нервная система.......................................................59
Нейрон..............................................................61
Головной мозг: от компартментализации к массовому действию.......64
Анатомия головного мозга........................................... 66
Современные методы нейрофизиологии.................................74
Отображение магнитного резонанса и эхо-планарная томография..... 74
Компьютерная аксиальная томография...............................75
Позитронно-эмиссионная томография...............................77
История о двух полушариях............................................82
Когнитивная психология и науки о мозге.............................91
Резюме.................................................................91
Рекомендуемая литература.............................................92
Глава 3. Восприятие и внимание........................................... 93
Вычислительный мозг..................................................94
Ощущение и восприятие................................................95
Иллюзии............................................................ 96
Предшествующее знание.............................................96
Сенсорная предрасположенность мозга..............................98
Объем восприятия.....................................................100
Иконическое хранение.................................................102
Влияние задержки подсказки.......................................104
Эхоическое хранение..................................................104
Функции сенсорных хранилищ........................................106
Внимание.......................... 107
Пропускная способность и избирательность внимания.................. 111
Слуховые сигналы....................................................111
Модели избирательного внимания —.................................113
Модель с фильтрацией (Бродбент)..................................113
Модель делителя (Трейсман).......................................117
Зрительное внимание............................................. 120
Автоматическая обработка............................................. 122
Нейрокогнитология внимания.........................................125
Внимание и человеческий мозг......................................125
Внимание и ПЭТ...................................................126
Резюме................................................................127
Рекомендуемая литература............................................129
Глава 4. Распознавание паттернов........................................130
Теории восприятия....................................................132
Распознавание зрительных паттернов..................................134
Зрение.............................................................135
Субъективная организация.........................................136
Теория гештальта......................................................138
Канонические перспективы............................................141
Принципы обработки информации: «снизу вверх» и «сверху вниз». 144
Сравнение с эталоном.................................................145
Теория геонов......................................................148
Метод предварительной подготовки ................................. 150
Подетальный анализ...................................................152
Движения глаз и восприятие паттерна..............................155
Прототипное сравнение........___....................................155
Абстрагирование зрительной информации..........................156
Псевдопамять......................................................158
Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков.... 160
Восприятие формы: интегрированный подход..........................161
Распознавание паттернов экспертами..................................162
Распознавание образов в шахматах...................................162
Роль наблюдателя в распознавании паттернов..........................165
Резюме......166
Рекомендуемая литература............................................167
Глава 5. Сознание.......................................................168
История изучения сознания.....................169
Когнитивная психология и сознание...................................171
Эксплицитная и имплицитная память............................... 173
Исследования с подготавливающими стимулами....................174
Нейрокогнитивные исследования: сон и амнезия....................178
Сознание как научный конструкт......................................181
Ограниченная пропускная способность.............................183
Метафора новизны.................................................184
Метафора прожектора..............................................184
Метафора интеграции: театр в обществе разума.....................185
Современные теории сознания..................................... 187
Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера.. 187
Теория общего рабочего пространства Баарса...................188
Функции сознания....................................................192
Резюме.................................................................193
Рекомендуемая литература............................................194
Глава 6. Мнемоника и эксперты..........................................195
Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты.....196
Мнемонические системы..............................................197
Метод размещения.................................................198
Система «слов-вешалок»...........................................199
Метод ключевых слов..............................................201
Организующие схемы..............................................203
Воспроизведение имен..........................................205
Воспроизведение слов..........................................206
Выдающиеся мнемонисты.............................................208
Ш.:Лурия..........................................................208
V. Р.: Хант и Лав....................................................211
Другие примеры....................................................213
Оглавление
Эксперты и мастерство................................................ 214
Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и
Чаленко.................................................216
Структура знания и мастерство.....................................220
Теоретический анализ мастерства...................................221
Резюме...........:....................................................222
Рекомендуемая литература............................................223
Глава 7. Память: структуры и процессы..............................224
Кратковременная память..............................................225
Нейрокогнитология и КВП.........................................227
Рабочая память.....................................................229
Объем КВП.........................................................231
Кодирование информации в КВП...................................233
Воспроизведение информации из КВП..............................241
Долговременная память...............................................243
Нейрокогнитология и ДВП.........................................243
ДВП: структура и хранение.........................................245
Сверхдолговременная память (СДВП)..............................249
Автобиографические воспоминания.................................254
Ошибки памяти и свидетельские показания.........................257
Резюме................................................................ 260
Рекомендуемая литература.................:..........................261
Глава 8. Память: теории и нейрокогнитология............................262
Первые исследования..................................................263
Нейрокогнитология памяти............................................267
Два хранилища памяти................................................269
Место памяти в процессе познания.....................................272
Модели памяти........................................................ 273
Модель Во и Нормана..............................................273
Модель Аткинсона и Шифрина.....................................275
Уровень воспроизведения (УВ).....................................277
Уровни обработки (УО): Крэйк.....................................278
Эффект соотнесения с собой (ЭСС).................................283
Эпизодическая и семантическая память: Тульвинг...................285
Коннекционистская (PDP)модель памяти: Румельхарт и
Мак-Клелланд..................................................288
Резюме..............................................................293
Рекомендуемая литература.............................................294
Глава 9. Репрезентация знаний...........................................296
Семантическая организация...........................................298
Ассоцианистский подход..............................................299
Организующие переменные: Бауэр..................................299
Оглавление 9
Когнитивные модели семантической памяти...........................301
Теоретико-множественные модели..................................301
Модель сравнительных семантических признаков...................302
Сетевые модели....................................................305
Пропозициональные сети...........................................309
Репрезентация знаний — нейрокогнитивистская позиция...............316
Поиск неуловимой энграммы.......................................316
О чем говорят нам больные амнезией, когда они забывают...........317
Знание «что» и знание «как»........................................319
Таксономия структуры памяти......................................319
Память: консолидация.................................................321
Коннекционизм и репрезентация знаний...............................322
Резюме................................................................325
Рекомендуемая литература............................................326
Глава 10. Мысленные образы.............................................327
Исторический обзор...................................................328
Образы и когнитивная психология.....................................329
Гипотеза двойного кодирования....................................332
Концептуально-пропозициональная гипотеза.......................333
Гипотеза функциональной эквивалентности.........................334
Нейрокогнитивные данные............................................339
Когнитивные карты...................................................345
Мысленные карты: где я?...........................................348
Синестезия: звучание цвета............................................350
Резюме................................................................354
Рекомендуемая литература............................................355
Глава 11. Язык (I): структура и абстракции..............................356
Язык: познание и нейронаука..........................................357
Лингвистика..........................................................360
Лингвистическая иерархия.........................................360
Фонемы............................................................361
Морфемы..........................................................362
Синтаксис..........................................................364
Теория грамматики Хомского..........................................364
Трансформационная грамматика....................................365
Психолингвистические аспекты........................................368
Врожденные способности и влияние окружения.....................368
Гипотеза лингвистической относительности.........................368
Когнитивная психология и язык: абстрагирование лингвистических идей....................371
«Война призраков»: Бартлетт.......................................371
«Муравьи ели желе»: Брансфорд и Франкс..........................374
Знание и понимание...................................................377
«Мыльная опера», «воры» и «полиция».............................378
Кинч и ван Дейк: «Копы и штрафные квитанции»...................381
Модель понимания: Кинч..............................................382
Пропозициональная репрезентация текста и чтения.................384
Язык и нейронаука....................................................386
Резюме................................................................389
Рекомендуемая литература............................................390
Глава 12. Язык (II): слова и чтение.......................................392
Объем восприятия.....................................................395
Обработка текста: регистрация движений глаз.......................399
Лексические задачи....................................................405
Опознание слов: когнитивно-анатомический подход....................409
Понимание............................................................412
Резюме................................................................418
Рекомендуемая литература............................................419
Глава 13. Когнитивное развитие..........................................420
Онтогенетическое развитие............................................421
Психология развития...............................................422
Нейрокогнитивное развитие........................................422
Сравнительное развитие............................................423
Когнитивное развитие..............................................423
Психология развития..................................................423
Ассимиляция и аккомодация: Пиаже................................424
Разум в обществе: Выготский.......................................431
Выготский и Пиаже................................................432
Нейрокогнитивное развитие...........................................435
Развитие нервной системы в раннем возрасте.......................435
Окружение и развитие нервной системы............................436
Исследования латерализации.......................................437
Когнитивное развитие.................................................438
Интеллект и способности...........................................439
Развитие навыков приобретения информации.......................441
Память.............................................................446
Познание «высшего порядка» у детей...............................450
Формирование прототипа у детей...................................454
Резюме................................................................456
Рекомендуемая литература............................................458
Глава 14. Мышление (I): формирование понятий, логика и принятие
решений..............................................................459
Мышление............................................................460
Формирование понятий...............................................461
Ассоциация........................................................ 462
Проверка гипотез...................................................463
Логика................................................................ 465
Умозаключения и дедуктивное рассуждение........................467
Формальное мышление.............................................470
Принятие решений....................................................477
Индуктивное рассуждение..........................................477
Принятие решений в «реальном мире»..............................478
Рассуждение и мозг.................................................482
Оценка вероятностей...............................................485
Фреймы решения...................................................487
Репрезентативность................................................488
Теорема Байеса и принятие решений................................489
Принятие решений и рациональность.................................492
Резюме...............................................................493
Рекомендуемая литература............................................494
Глава 15. Мышление (II): решение задач, творчество и человеческий интеллект.....................496
Решение задач.........................................................497
Гештальт-психология и решение задач..............................498
Репрезентация задачи.............................................500
Внутренняя репрезентация и решение задач.........................503
Творчество............................................................ 507
Творческий процесс................................................507
Творчество и функциональная устойчивость........................509
Творчество с точки зрения теории инвестирования..................510
Анализ творчества..................................................512
Человеческий интеллект...............................................515
Проблема определения.............................................515
Когнитивные теории интеллекта....................................516
Нейрокогнитология и интеллект....................................525
Резюме................................................................530
Рекомендуемая литература............................................531
Глава 16. Искусственный интеллект......................................534
Искусственный интеллект: начало.....................................537
Компьютеры.......................................................538
Компьютеры и искусственный интеллект...........................539
Искусственный интеллект и человеческое познание.................543
Машины и разум: «имитирующая игра»
и «китайская комната»..............................................546
«Имитирующая игра», или тест Тюринга............................547
«Китайская комната»...............................................548
Опровержение «китайской комнаты»...............................549
Восприятие и искусственный интеллект................................550
Распознавание линий...............................................550
Распознавание паттернов...........................................551
Распознавание сложных форм......................................555
Язык и искусственный интеллект......................................559
ELIZA, PARRY и NETtalk............................................560
Значение и искусственный интеллект...............................563
Непрерывное распознавание речи...................................564
Программа понимания языка.......................................565
Решение задач, игры и искусственный интеллект.......................566
Компьютерные шахматы............................................571
Искусственный интеллект
и художественное творчество......................................572
Роботы................................................................575
Будущее искусственного интеллекта...................................576
Искусственный интеллект и научные исследования....................579
Резюме................................................................580
Рекомендуемая литература............................................581
Алфавитный указатель.............................................. 583
Памяти моей матери,
Элизабет Пресли Солсо, которая учила меня любить жизнь, и памяти моего отца, Ф. И. Солсо, который учил меня любить знания