Государственная социальная помощь

Социальная помощь в Российской Федерации оказывается в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178‑ФЗ «О государственной социальной помощи». Указанный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования рассматриваемого закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Основные понятия, используемые в законе:

государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия – имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

компенсация – возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством. При применении рассматриваемого закона необходимо обращаться к Федеральному закону от 24 октября 1997 г. № 134‑Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральному закону от 25 сентября 1997 г. № 126‑ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

• поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

• адресного и рационального использования бюджетных средств.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. В случае недостаточного количества бюджетных средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально‑демографических групп населения. В случае если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации поквартально в целом по стране.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на право собственности имущества, устанавливается Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. № 44‑ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящем органе социальной защиты населения и (или) в суде.

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

• денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъектов Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность социальной защищенности?

2. В чем разница между терминами «социальная защита» и «социальное обеспечение», а также между терминами «социальная защита» и «социальная защищенность»?

3. Охарактеризуйте объекты и субъекты социальной защиты.

4. Охарактеризуйте капиталистический и социалистический подходы к решению проблемы социальной защиты граждан.

5. Назовите виды социальной защиты.

6. Перечислите организационно‑правовые формы социальной защиты.

7. Назовите признаки социального обеспечения.

8. Перечислите основные критерии дифференциации при обеспечении адресности социального обеспечения.

9. Каковы организационно‑правовые формы социального обеспечения?

10. Дайте нормативное определение благотворительной деятельности.

11. Назовите принципы социального обслуживания.

12. Перечислите и охарактеризуйте виды социального обслуживания и государственной социальной помощи.

Литература

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // РГ, 25 декабря 1993 г.

2. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. В. Кудрявцева, М., 1996.

3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195‑ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

4. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165‑ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178‑ФЗ «О государственной социальной помощи», СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166‑ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», 2001. № 51. Ст. 4831.

7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173‑Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», СЗ РФ. 2001. № 52 (Часть I). Ст. 4920.

8. Холоспюва Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие. М., 2001.

9. Якушев Л. П. Социальная защита: Учеб. пособие. М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: