Материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования. Однако экстренная медицинская помощь в соответствии с законом от 2 апреля 1993 г. оказывается вне зависимости от наличия у пациента страхового полиса, поскольку она финансируется за счет государственного бюджета. Поэтому отказ от оказания такой помощи является явным нарушением Закона. Тем не менее, на практике есть уже немало случаев, когда пациентам, не имеющим страхового полиса, отказывают в оказании экстренной помощи. Есть примеры и другого рода, когда, оказав неотложную помощь, например, больному с инфарктом миокарда, ему отказывают в продолжении лечения, поскольку без страхового полиса страховая компания не перечислит деньги медицинскому учреждению. В этих случаях гражданин вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного его здоровью.

Много вопросов на практике возникает и в связи с тем, что человек живет в одном районе, а зарегистрирован в другом. Его заставляют совершать переезды с тем, чтобы он получал медицинскую помощь по месту его регистрации. По названному закону он имеет право обратиться в любую поликлинику: в ближайшую, в ту, которая, по его представлениям, лучше оснащена оборудованием, и даже в ведомственную, если она входит в систему обязательного медицинского страхования. При отказе поликлиники в оказании медицинской помощи гражданин вправе обратиться в страховую компанию, выдавшую ему страховой полис, или территориальный страховой фонд. Эти органы обязаны защищать права пациента.

Большие трудности возникают у граждан, нуждающихся в дорогостоящих видах медицинской помощи (например, протезирование суставов или клапанов сердца), которые не финансируются территориальными фондами. Они должны оплачиваться из федерального бюджета. Но средства, выделяемые бюджетом на эти цели, весьма незначительны, и перед таким пациентом стоит дилемма: или он оплатит медицинскую помощь сам (либо предприятие, учреждение, где он работает) или вынужден будет отказаться от ее получения с риском для жизни и здоровья.

Основы законодательства об охране здоровья граждан определяют компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в вопросах охраны здоровья граждан, устанавливают источники ее финансирования (средства бюджетов всех уровней, единый социальный налог, средства целевых фондов, средства хозяйствующих субъектов, доходы от ценных бумаг и др.) и предусматривают разработку и реализацию федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактики заболеваний и по другим вопросам.

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2002 г. № 44 принята Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002–2004 гг.» Главной целью Программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков в России, а в последующем – поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. В ней предусмотрен комплекс скоординированных общегосударственных мер социального, медицинского, правового и организационного характера по борьбе с этим социальным злом.

Программные положения и нормы, направленные на укрепление здоровья и его охрану, содержатся в ряде федеральных законов и подзаконных актов: Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29‑ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Концепция государственной политики в области здорового питания до 2005 г., основные положения которых направлены на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52‑ФЗ «О санитарно‑эпидемиологическом благополучии населения», который, в частности, определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленное на повышение санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни является обязательным; Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157‑ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний; Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80‑ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3‑ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170‑ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изм.); Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38‑Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ‑инфекции)» (с изм. и доп.); Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26‑ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно‑оздоровительных местностях и курортах»; Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185‑1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм.); одобренная Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, содержит основные принципы развития здравоохранения, направленные на улучшение качества диагностики заболеваний, лечения больных, лекарственного обеспечения; Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.

Должностные лица всех рангов, виновные в сокрытии фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Под сокрытием в данном случае следует понимать не только утаивание определенной информации, но и распространение заведомо недостоверной, информации о состоянии окружающей среды, санитарно‑эпидемиологической обстановке и других фактах и событиях (катастрофах, авариях и т. д.).

Названное конституционное положение конкретизируется в нормах различных отраслей законодательства. Так, уголовное законодательство предусматривает наказание за причинение телесных повреждений, заражение некоторыми видами болезней (например, венерическими, СПИДом), нарушение правил охраны труда, загрязнение окружающей среды обитания, а также за преступления, посягающие на здоровье или создающие угрозу здоровью людей.

Трудовое законодательство содержит целый комплекс правил об охране труда и предусматривает различные меры ответственности за их нарушение (штрафы, увольнение с работы, возмещение материального вреда).

Нормы гражданского законодательства регламентируют порядок возмещения убытков и вреда, причиненных здоровью граждан неправомерными виновными действиями. При этом здоровье граждан защищается путем возмещения как материального, так и морального вреда. Специальные нормы, направленные на возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, содержатся в пенсионном законодательстве, а также в ранее перечисленных законах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: