В современном обществе семья является естественной и основной ячейкой, важнейшей социальной ценностью

Государство исходит из понимания непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

В России, по данным официальной статистики, 90 % граждан проживают в составе семьи[46].

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

Согласно Указу Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Причины негативных явлений связаны не только с трудностями перехода к рыночной экономике, но и во многом они исходят из упрощенного понимания социальной защищенности как гарантированного минимума материального достатка. В связи с этим необходимо действенное просвещение населения в области предоставляемых социальных услуг.

§ 1. Социально‑экономическое положение семьи в современной России

С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми‑инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов питания.

Происходящая в последние годы социально‑экономическая и политическая трансформация российского государства и общества привела к коренной ломке экономических и социальных структур. В этих условиях особое значение имеют изучение и сохранение такого важнейшего первичного базового института общества, каким является семья.

Основные принципы семейной политики, провозглашенные ООН, заключаются в следующем:

• семья как важнейшая ячейка общества заслуживает внимания, защиты и поддержки со стороны государства независимо от типов семей, многообразия индивидуальных предпочтений и социальных условий;

• необходимо поощрять права и свободы индивида в семье;

• семейная политика должна быть направлена на поощрение равноправия между мужчинами и женщинами в распределении семейных обязанностей и закреплять равные их возможности участвовать в трудовой и общественной жизни;

• все меры семейной политики должны укреплять самостоятельность и независимость семей, обеспечивая помощь семье в выполнении присущих ей функций, не подменяя их государственными структурами.

Мировым сообществом сформулированы также приоритетные для всех государств задачи семейной политики:

• формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье;

• улучшение положения неполных семей с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи;

• защита семей от нищеты и лишений, от негативных воздействий изменений, которые связаны с экономикой, миграцией, урбанизацией, экологией, и вследствие чего семья часто утрачивает возможность выполнять свои функции;

• создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождениями детей и их количества;

• предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.

Проблемы, с которыми сталкивается современная российская семья в результате социальных и экономических изменений:

• низкая материальная обеспеченность;

• увеличение социальной и географической мобильности; миграция, в том числе и за пределы государства;

• ухудшающееся состояние здоровья, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

• фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщины;

• рост количества неполных семей;

• повышение коэффициента иждивенчества;

• насилие в семье, социальное сиротство.

Не всегда последовательное построение государственности России, ошибки, допущенные в реформировании социально‑экономической жизни, нанесли ущерб таким социальным достижениям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей. Система эта позволяла родителям совмещать семейные обязанности с участием в структурах рынка труда, приобщала молодежь к различным видам творчества, помогала ей в выборе жизненного пути.

Из‑за роста родительской платы и сокращения числа мест из года в год все меньше детей посещают дошкольные учреждения. По этой же причине сокращается число детей, занимающихся в платных спортивных секциях и художественных студиях.

Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты.

Весьма болезненная проблема для большинства семей – улучшение жилищных условий, особенно для молодых семей, не имеющих собственного жилья.

Растет число семей беженцев и вынужденных переселенцев, как внутри страны, так и из‑за ее пределов.

Исследования специалистов показывают, что отказ части семей от рождения детей из‑за неблагоприятных экономических и психологических условий может при продолжении социально‑экономического кризиса перерасти в новые репродуктивные установки, выражающиеся, в частности, в резком снижении ценностей детей для родителей, что приведет в дальнейшем к новому витку депопуляции – например, к сокращению численности населения и трудовых ресурсов, а также к безнадзорности и запущенности детей.

Ухудшается психологический климат в обществе, что напрямую связано с ростом насилия, преступности, распространением алкоголизма и наркомании, проституции и порнографии. Семья, являясь частью общества, перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. Как следствие, число неблагополучных семей увеличивается.

Тем не менее, ослабление негативных последствий реформирования общества вполне возможно. Выход видится не в отказе от реформ, а в придании им социальной направленности, подъеме экономики, стабилизации общественно‑политической обстановки. Государство ставит задачу рассматривать интересы семьи как цель развития экономики и социальной сферы.

Государство не должно навязывать семье образ жизни, число детей, занятость родителей. Семья автономна в принятии всех решений, ее право – выбирать меры поддержки.

Социальное рыночное государство призвано осуществлять социальную защиту семьи дифференцированно, обеспечивая приемлемый уровень жизни для нетрудоспособных членов семьи: детей, инвалидов, пенсионеров, а также многодетных семей.

Особого внимания требуют неполные семьи с одним кормильцем: одинокие матери, разведенные мужчины и женщины с детьми, вдовы и вдовцы с детьми, а также опекунские семьи.

В то же время в обществе необходимо создать условия для самообеспечения семей с трудоспособными членами на трудовой основе. Нужна новая политика доходов. Заработная плата и пенсионное обеспечение должны, в частности, обеспечивать все потребности семьи в условиях платности социальных услуг (здравоохранения, бытового обслуживания и т. п.).

Важно обеспечить условия для партнерства государства, разделения ответственности за судьбу российских семей со всеми гражданскими институтами и всеми гражданами на основе сотрудничества.

В настоящее время основным методом решения проблем семьи является разработка и реализация федеральных и региональных программ.

Согласно приоритетам семейной политики, проблема выживания, защиты и развития детей в соответствии с идеологией и основополагающими документами ООН является приоритетом № 1, в России с 1994 г. осуществляется федеральная программа «Дети России». В ее состав входят подпрограммы «Детское питание», «Дети‑сироты», «Дети‑инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля». Выполнение этих программ находится под контролем Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации. Несмотря на столь высокий уровень программы, ее судьба была трудной. Так, в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 ноября 1998 г. № 3201‑II ГД отмечалось недостаточное финансирование программы и, как следствие, ее невыполнение. Поэтому в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 декабря 1998 г. № 3344‑II ГД «О необходимости усиления мер по социально‑правовой защите детей и молодежи» отмечалось:

В последние четыре года крайне неудовлетворительно финансируются федеральные целевые программы, входящие в президентскую программу «Дети России». Подобное положение дел повлекло за собой принятие ряда нормативных актов, направленных на улучшение финансирования и продления срока действия программы, а также на обеспечение гарантий прав детей в Российской Федерации[47].

Несмотря на предпринимаемые усилия в осознании проблем детства, необходимости их решения на основе Конвенции о правах ребенка, подтверждение этого Указом Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90‑е годы», положение детей вызывает обоснованную тревогу.

Решение проблем детства, на наш взгляд, возможно лишь на программно‑целевой основе.

В последние годы принят ряд государственных мер, направленных на обеспечение минимальных социальных гарантий детям, прежде всего в области улучшения питания, охраны здоровья, сохранения доступа к образованию, дошкольному и внешкольному воспитанию, предупреждения безнадзорности и преступности. Особое внимание обращено на детей‑сирот, детей‑инвалидов, детей из многодетных семей, малолетних правонарушителей. В настоящее время действует федеральная целевая программа «Дети России» на 2003–2006 гг.

Новое направление семейной политики – социальное обслуживание семей, получившее развитие буквально в последние годы. Сегодня в России насчитывается около 500 учреждений социального обслуживания семей, открытых в основном в республиканских, краевых и областных центрах.

Во многих территориях предпочтение отдается многопрофильным территориальным центрам социальной помощи семье и детям. В ряде мест открываются специальные приюты для детей и подростков, центры реабилитации с ограниченными возможностями.

Кадровое обеспечение системы социального обслуживания семьи и детства является актуальнейшей задачей современной России. Масштабы и качество подготовки кадров социальных работников, практических психологов и других специалистов сегодня не удовлетворяют потребности формирующейся системы социального обслуживания. Многие социальные службы, оказывающие помощь населению, а также органы государственного управления в значительной степени испытывают дефицит профессиональных работников. Существующее положение вызывает необходимость создания целостной системы многоуровневой фундаментальной подготовки социальных работников, социально‑правовых основ статуса социального работника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: