Основные конституционные гарантии прав граждан в области семейных отношений

В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что «семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак». В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него. Государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей. Аналогичные нормы, в которых государства‑подписанты призываются оказывать особую охрану и помощь семье, особенно при ее образовании и пока на ней лежит ответственность и забота о несовершеннолетних, содержатся также в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о гражданстве замужней женщины.

Названные международно‑правовые нормы по сути воспроизведены в Конституции Российской Федерации 1993 г. и развиты в Семейном кодексе (СК) Российской Федерации.

Так, ст. 7 Конституции Российской Федерации закрепляет государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству. Статья 38 Конституции Российской Федерации устанавливает защиту государством материнства детства и семьи. Она устанавливает равное право и обязанность родителей заботится о детях и об их воспитании. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Соответственно, ст. 1 СК РФ провозглашает: что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; что признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; что запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В СК РФ прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей, расширении сферы договорного регулирования, применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права[48].

Одним из главных назначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как записано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г. интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В ст. 54 СК РФ установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание ребенка и забота о нем осуществляется органами опеки и попечительства.

Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК содержит главу 21, регулирующую различные аспекты приемной семьи, приемных родителей и содержания ребенка в такой семье.

Семейный кодекс исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация родительских прав, обусловленная законом, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что новшеством названного Кодекса является закрепление в нем прав несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло.

В этом же Кодексе достаточно подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей. Воспитание детей есть одновременно и право, и обязанность. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Важным представляется и то положение названного Кодекса, что права и обязанности родителей даются в тесной взаимосвязи с правами несовершеннолетних детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Не случайно поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение интересов детей – предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Если факты такого воспитания имеют место, то это является одним из законных оснований для лишения родительских прав.

Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего, является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 Семейного кодекса, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который может, с учетом мнения ребенка, отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает его интересам.

Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по содержанию несовершеннолетних детей. При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяется родителями самостоятельно. Новшеством СК РФ следует признать то обстоятельство, что родители вправе заключать соглашение об уплате алиментов, удостоверенное нотариально. При неисполнении одним из родителей обязанности по содержанию детей алименты взыскиваются в судебном порядке.

§ 3. Совершенствование и развитие нормативно‑правовой базы государственной семейной политики

Тенденция повышения ответственности государства за семью получила отражение в законодательстве страны.

Принятые государством меры имели целью законодательно закрепить основные социальные гарантии для лиц с несовершеннолетними детьми, трудящихся с семейными обязанностями (пособия на детей, налоговые, пенсионные, другие льготы). В трудовом законодательстве предусмотрены гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, связанные с их трудоустройством и увольнением, улучшением условий труда. Часть этих льгот была распространена на одиноких мужчин, воспитывающих детей (гл. 41 ТК РФ). Обоим родителям, имеющим несовершеннолетних детей, уменьшен налогооблагаемый совокупный доход на сумму в размере двух минимальных зарплат на каждого ребенка. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии назначаются по достижения возраста 50 лет: 1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; 2) женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Принципиальным сдвигом является рассмотрение семьи в некоторых государственных документах в качестве субъекта права. В частности, такой статус в 1995 г. был придан семьям вынужденных переселенцев. Эта тенденция прослеживается и в жилищном законодательстве. По Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об основах федеральной жилищной политики“» от 12 января 1996 г. № 9‑ФЗ размер расходов на оплату жилья связан с совокупным доходом семьи на одного человека, причем компенсации (субсидии) предусматриваются, если доход не превышает установленный прожиточный минимум. Кроме того, в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“» от 13 января 1996 г. № 12‑ФЗ «семейное образование признается одной из форм системы образования». В ст. 52 «Права и обязанности родителей» это положение вновь находит подтверждение: родители «имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье».

Вопросы государственной семейной политики нашли также отражение в нормативных документах, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин. По этим направлениям социальной политики приняты пакеты нормативных документов, ряд предусмотренных в них мер адресованы семье и могут быть отнесены к компетенции семейной политики. В этой связи следует выделить такие документы, определяющие политику в отношении детей, как Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 839 «Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе „Дети России“» на 2003–2006 гг.»; Приказ Федеральной службы занятости РФ от 30 апреля 1996 г. № 104 «Об утверждении „Положения о порядке отдыха и оздоровления детей безработных граждан“», Указание Генеральной прокуратуры РФ от 27 февраля 1996 г. № 12/21 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите материнства и детства».

Проблема чрезмерной нагрузки работающих женщин‑матерей нашла отражение в Указе Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 932 «О национальном плане действий по улучшению положения женщины и повышению ее роли в обществе до 2000 г.» и разработанного на его основе Распоряжения Правительства РФ от 28 июня 2001 г. № 855‑р «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин в РФ и повышению их роли в обществе на 2001–2005 гг.». Утвержденный Правительством в соответствии с указом развернутый план действий предусматривает, в частности, решение социальных проблем женщин, связанных с совмещением профессиональных и семейных обязанностей.

В Федеральном законе от 20 апреля 1996 г. № 36‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» нашла отражение специфика социально‑экономического положения ряда категорий семей. В ст. 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» в качестве объектов государственной политики в области содействия занятости населения, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, выделяются:

• молодежь в возрасте до 18 лет;

• одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей‑инвалидов;

• семьи, в которых оба родителя признаны безработными.

Важным этапом в развитии государственной семейной политики стал вышеназванный Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712. Основные направления государственной семейной политики отражают многие острые проблемы жизнедеятельности семьи. Впервые на государственном уровне семейная политика получила государственное определение. Она рассматривается как составная часть социальной политики, система принципов, оценок и мер, нацеленная на «обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи» (ст. 8).

На сегодняшний день на федеральном уровне нет ресурсов для дальнейшего наращивания льгот. Поэтому, на наш взгляд, был бы целесообразен переход к индивидуализации социальной поддержки семьи на уровне территории, а повышение эффективности такой поддержки может обеспечить комплексный подход к проблемам семьи для устранения, прежде всего, причин неблагополучия, а не только последствий. Необходимо смещение акцентов в структуре видов помощи, приоритет должен быть отдан активным формам поддержки (дополнительному обучению, переквалификации, трудоустройству, кредитованию на цели обеспечения самозанятости и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: