Государственная политика в отношении семей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к инвалидам или, как принято говорить, людям с ограниченными возможностями (ОВ), особенно это касается детей с умственными и физическими недостатками.

Создание условий для успешной коррекции нарушений и развития ребенка, воспитания, обучения, его социально‑трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач любого государства.

По данным Министерства труда и социального развития РФ (с 6. 04. 2004 г. – Министерство здравоохранения и социального развития РФ), в России в 1993 г. социальные пенсии получали 344 тыс. детей с ОВ, не достигших возраста 16 лет. В начале 1998 г. их число составило уже 564 тыс. Еще более полумиллиона детей, находящихся на полном государственном обеспечении, обучаются в школах‑интернатах для детей с умственными недостатками (83 тыс.) и во вспомогательных школах (470 тыс.)[50].

В настоящее время, в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей‑инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.

Подавляющее большинство детей‑инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. В 1439 школах‑интернатах системы образования проживают и обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими недостатками (из них 22,9 тыс. – дети‑сироты), 30,5 тыс. детей воспитываются в 151 доме‑интернате системы социальной защиты населения (половина из них – сироты) и 19,5 тыс. детей находятся в 249 домах ребенка системы здравоохранения. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Рост числа детей с ограниченными возможностями (ОВ) – серьезная проблема, сказывающая на состоянии не только отдельно взятой семьи, но и общества в целом. Поэтому с каждым днем возрастает потребность в помощи со стороны специализированных учреждений социального обслуживания, здравоохранения, образования и других.

Среди причин, способствующих росту числа детей с ОВ здоровья основными можно назвать ухудшение экологической обстановки, усиление антропогенного загрязнения, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни, а также низкий уровень материально‑технического обеспечения медицинских учреждений, не позволяющих проводить раннюю диагностику наследственных заболеваний. (Ежегодно в стране рождается около 30 тыс. детей с врожденными наследственными заболеваниями, из них 70 % являются инвалидами)[51].

Семьи, имеющие ребенка с ОВ, а в них проживает более 4 млн человек, как правило, испытывают материальные трудности, а нередко находятся на грани нищеты. Стоимость медицинского обслуживания ребенка с ОВ в три раза больше, чем здорового.

Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях с ОВ. Плохо развиты надомные формы трудовой деятельности, трудно решают предприятия вопрос о гибком трудовом графике, неполном рабочем дне для матери ребенка с ОВ.

Родители детей с ОВ, особенно матери, испытывают тяжелый психологический груз; до 30 % отцов, не выдержав тягот воспитания такого ребенка, оставляют семьи.

Не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка с ОВ. Нам представляется, что необходимы учреждения для кратковременного содержания ребенка с особо тяжелыми формами инвалидности (на неделю, месяц), поскольку семье, имеющей такого ребенка, нужна хотя бы кратковременная психологическая разгрузка.

За последние годы сформировались основные положения государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Самое главное, в обществе постепенно произошло осознание нового взгляда на инвалидность как социальные последствия заболеваний, травм, дефектов, выражающиеся в нарушении взаимоотношений между человеком и социальной средой.

Основные нормативно‑правовые акты, касающиеся семей, имеющих детей с ограниченными возможностями

К основополагающим документам мирового сообщества относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. – особенно ст. 23–27, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г., Конвенция и Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1983 г. и др.

Общей основой и руководством для принятия мер в национальном и международном плане в области защиты прав инвалидов, предупреждения инвалидности, вызванной физическими или умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г.

В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как: Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. (ст. 26, 28), Конституция РФ 1993 г. (ст. 2, б, 7, 17, 38–42, 45, 46, 55, 72), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г., Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Семейный кодекс РФ (ст. 54, 69, 70, 86), Указы Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г., Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей‑инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей‑инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», Федеральная целевая программа «Дети‑инвалиды» на 2003–2006 гг., Постановление Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 «О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000–2005 гг. "», Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», Положение о детском доме‑интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР, Положение о детском доме‑интернате для детей с физическими недостатками Министерства социального обеспечения РСФСР и др.

Знания этих нормативных актов помогут как родителям детей с ОВ, так и специалистам в рассматриваемой сфере деятельности наиболее полно реализовать права детей и обеспечить им защиту и поддержку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: