Предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков

Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из‑за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально‑экономического положения соотечественников при установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья. Для этого органы государственной власти Российской Федерации должны содействовать скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения граждан, гарантирующих их права и обязанности органов государственной власти по содействию добровольному переселению; оказывать содействие в получении соотечественниками, проживающими в государствах СНГ и Балтии, объективной информации об условиях переезда и проживания в Российской Федерации.

Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения потоков перемещенных лиц на территории России. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ должны пресекать попытки таких нарушений, действуя в рамках законодательства России и субъектов Федерации, уделять особое внимание соблюдению прав меньшинств, учитывая вступление в 1998 г. для Российской Федерации в силу европейской Рамочной конвенции по защите прав национальных меньшинств; стремиться к ускорению принятия федерального законодательства о национальных меньшинствах.

В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах государственной помощи для поддержания основ жизнедеятельности проживающего в них населения. Это относится к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к тем населенным пунктам, в которых в результате действий государственных и негосударственных структур произошла невосполнимая ликвидация рабочих мест (моноотраслевые поселки) и сокращение учреждений социальной сферы. Органы государственной власти должны в самой ближайшей перспективе уточнить перечень регионов и населенных пунктов, с учетом потенциальной конкурентоспособности размещенных в них отраслей и производств, для оказания мер по поддержке системы рабочих мест и основных условий жизнеобеспечения населения. Кроме того, осуществить следующие мероприятия:

• стимулирование переселения пенсионеров путем первоочередного восстановления вкладов, привлечения средств внебюджетных фондов, реформирования системы пенсионного обеспечения в части установления единого порядка выхода на пенсию;

• постепенный переход на преимущественно ротационную систему формирования трудовых ресурсов с учетом реальных потребностей производства, более широкое использование вахтового метода ведения работ.

Органы государственной власти должны оказывать поддержку в переселении граждан, проживающих в населенных пунктах, подлежащих ликвидации, и способствовать привлечению средств хозяйствующих субъектов к финансированию мероприятий по переселению. Необходимо ведение мониторинга экологической обстановки в регионах Российской Федерации. В случае, если последняя не будет отвечать необходимым требованиям проживания населения, органы государственной власти должны осуществлять мероприятия по ликвидации причин нарушения экологической обстановки, в случае невозможности – осуществлять комплекс мероприятий по переселению населения и привлечению к финансированию этих мероприятий организаций (всех форм собственности), чьи действия привели к нарушению условий проживания населения. Органы государственной власти должны проводить мероприятия по дестимулированию притока населения в районы с экологически неблагоприятными условиями проживания.

2. Интеграция на новом месте вынужденных переселенцев из‑за пределов России, перемещенных лиц и беженцев.

Интеграция на новом месте вынужденных мигрантов предполагает:

• учет коренных интересов, затрагиваемых миграцией групп населения. Следует избежать противопоставления вынужденных мигрантов местному населению при оказании помощи вынужденным мигрантам, развитии инфраструктуры в районах их компактного расселения. Важно учитывать этническую, культурную, языковую и конфессиональную дистанцию между вынужденными мигрантами и местным населением;

• приемлемый для субъектов и для вынужденных мигрантов выбор места жительства последних. Концентрация вынужденных мигрантов в густонаселенных, экономически депрессивных, экологически неблагополучных районах или иноэтнической среде может препятствовать их интеграции в местное общество и создать дополнительную напряженность в отношениях с местным населением;

• создание материальных условий и помощь в реализации гарантируемых государством основных прав и свобод. Основными направлениями являются разработка и осуществление жилищных программ (выделение земельных участков, оказание помощи и предоставление субсидий, льготное налогообложение и кредитование), содействие в поисках работы и переподготовке, поощрение предпринимательской инициативы, обеспечение реального доступа к правовым, медицинским и пенсионным услугам, образованию интегрируемых лиц, различная помощь их общинам. Наиболее эффективно увязывание программ помощи с программами экономического развития субъектов, позволяющих комплексно решать проблемы интеграции вынужденных мигрантов и социально‑экономического развития региона;

• информационное обеспечение местных властей и населения по проблемам адаптации вынужденных мигрантов. Властные и административные структуры, неправительственные организации, ассоциации вынужденных мигрантов должны опираться на систему образования, средства массовой информации для того, чтобы местное население относилось с большим пониманием к проблемам и правам интегрируемых лиц.

В ряде субъектов Российской Федерации продолжают действовать законы и иные нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству, в том числе Федеральному закону «О вынужденных переселенцах», ограничивающие права и свободы граждан Российской Федерации, включая право на свободу передвижения и выбора места жительства, владения и распоряжения собственностью и др. По‑прежнему распространена практика неправового ограничения прав и свобод граждан. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ должны стремиться к созданию условий, облегчающих процесс интеграции вынужденных переселенцев, прибывших из‑за пределов Российской Федерации, а также внутренних перемещенных лиц, имея в виду:

• приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации учредительных актов, законов и подзаконных актов субъектов РФ, ограничивающих права и свободы граждан Российской Федерации, находящихся на территории этих субъектов, в том числе лиц, имеющих статус вынужденного переселенца;

• разработку и реализацию региональных миграционных программ в увязке с программами социально‑экономического развития территорий, с включением в них специальных разделов; предусмотреть в вышеназванных программах специальные разделы (подпрограммы) по интеграции вынужденных переселенцев, прибывших из‑за пределов России, и перемещенных лиц;

• повышение эффективности направляемых на помощь и поддержку вынужденных переселенцев средств; поиск дополнительных ресурсов, направляемых на помощь и поддержку лицам, имеющим статус вынужденного переселенца, включая внебюджетные источники финансирования.

Интеграция беженцев и лиц, получивших статус временного убежища, не имеющих гражданства России, имеет свои специфические особенности. Большинство беженцев из других государств СНГ прибыли в Российскую Федерацию в начале 1990‑х годов и в ближайшее время лишатся статуса беженца. Их возвращение в места постоянного проживания представляется проблематичным ввиду того, что в большинстве своем они глубоко интегрировались в местную среду. Однако беженцы из других государств СНГ, как и беженцы из Южной Осетии, находящиеся на территории Северной Осетии, также нуждаются в разработке процедур их легализации. Органы государственной власти субъектов РФ должны способствовать легализации и социально‑экономической интеграции лиц, получивших статус беженца до вступления в силу новой редакции Закона «О беженцах» (1997) и утративших статус беженца на территории этих субъектов в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: