С чем к нам приходит ребенок

Для того чтобы адекватно реагировать на слова ребенка, важно также услышать его и понять, что именно он хочет, когда обращается к нам.

Вот три основных варианта, с чем к нам может подойти ребенок.

1. Он задает вопрос и конкретный вопрос и хочет получить конкретный ответ.

2. Он хочет, чтобы его выслушали, хочет пожаловаться, или поделиться радостью.

3. Он хочет, чтобы ему помогли, подсказали, научили.

Очень важно четко различать суть этих вариантов и дать ребенку именно то, в чем он нуждается.

В отношениях с детьми воспитатели и родители не всегда могут правильно услышать суть просьбы ребенка и не отвечают на его потребность.

В первом случае важно давать конкретные ответы на конкретные вопросы. Всякие другие формы ответа: вопросом на вопрос, или воспитательными сентенциями являются неуважительной формой общения с ребенком. Общаясь так, воспитатели и родители подают пример конфликтного общения.

Во втором случае надо переходить к активному слушанию ребенка, о чем уже говорилось выше. В этой ситуации неуместны конкретные ответы, советы и поучения.

В третьем случае совершенно необходимо перейти от слов к делу и также воздержаться от комментариев и сочувственных сентенций.

Рассмотрим примеры.

«Мама, можно мне взять твои ножницы?» (Конкретный вопрос)

Ответ: «да» или «нет» отвечает на вопрос ребенка.

Ответ: «Ты никогда не кладешь ножницы на место» не отвечает на вопрос ребенка, выводит диалог на конфликт.

«Папа! Я сегодня на физкультуре шесть раз подтянулся!»

Ответ: «Надо было больше тренироваться – подтянулся бы десять, я ведь говорил!» не удовлетворяет потребности ребенка в поддержке и желании порадоваться вместе и приведет к закрытости ребенка и в будущем к конфликтам.

Ответ: «Как я рад за тебя, здорово, что мы вместе тренировались, тебе радостно и ты доволен собой, тем, что подтянулся целых шесть раз»! удовлетворяет потребность ребенка.

«Помоги мне решить эту задачку!»

Ответ: «Придумал сесть за уроки в десять часов!» не удовлетворяет просьбу ребенка, вызовет раздражение и враждебность.

Ответ: «Давай, покажи, в чем там дело!» удовлетворяет просьбу ребенка о помощи.

Слушать и слышать – это важный творческий процесс и для того, чтобы его освоить, необходимо тренироваться.

Интересно проводить с детьми игры - тренинги на умение послушать и услышать. Такие игры будут полезны и детям и взрослым.

Наталия ПОНОМАРЕВА,

С использованием материалов сайта

http://www.psychologos.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: