Для того чтобы адекватно реагировать на слова ребенка, важно также услышать его и понять, что именно он хочет, когда обращается к нам.
Вот три основных варианта, с чем к нам может подойти ребенок.
1. Он задает вопрос и конкретный вопрос и хочет получить конкретный ответ.
2. Он хочет, чтобы его выслушали, хочет пожаловаться, или поделиться радостью.
3. Он хочет, чтобы ему помогли, подсказали, научили.
Очень важно четко различать суть этих вариантов и дать ребенку именно то, в чем он нуждается.
В отношениях с детьми воспитатели и родители не всегда могут правильно услышать суть просьбы ребенка и не отвечают на его потребность.
В первом случае важно давать конкретные ответы на конкретные вопросы. Всякие другие формы ответа: вопросом на вопрос, или воспитательными сентенциями являются неуважительной формой общения с ребенком. Общаясь так, воспитатели и родители подают пример конфликтного общения.
Во втором случае надо переходить к активному слушанию ребенка, о чем уже говорилось выше. В этой ситуации неуместны конкретные ответы, советы и поучения.
|
|
В третьем случае совершенно необходимо перейти от слов к делу и также воздержаться от комментариев и сочувственных сентенций.
Рассмотрим примеры.
«Мама, можно мне взять твои ножницы?» (Конкретный вопрос)
Ответ: «да» или «нет» отвечает на вопрос ребенка.
Ответ: «Ты никогда не кладешь ножницы на место» не отвечает на вопрос ребенка, выводит диалог на конфликт.
«Папа! Я сегодня на физкультуре шесть раз подтянулся!»
Ответ: «Надо было больше тренироваться – подтянулся бы десять, я ведь говорил!» не удовлетворяет потребности ребенка в поддержке и желании порадоваться вместе и приведет к закрытости ребенка и в будущем к конфликтам.
Ответ: «Как я рад за тебя, здорово, что мы вместе тренировались, тебе радостно и ты доволен собой, тем, что подтянулся целых шесть раз»! удовлетворяет потребность ребенка.
«Помоги мне решить эту задачку!»
Ответ: «Придумал сесть за уроки в десять часов!» не удовлетворяет просьбу ребенка, вызовет раздражение и враждебность.
Ответ: «Давай, покажи, в чем там дело!» удовлетворяет просьбу ребенка о помощи.
Слушать и слышать – это важный творческий процесс и для того, чтобы его освоить, необходимо тренироваться.
Интересно проводить с детьми игры - тренинги на умение послушать и услышать. Такие игры будут полезны и детям и взрослым.
Наталия ПОНОМАРЕВА,
С использованием материалов сайта
http://www.psychologos.ru