Глоссарий. Виды педагогической деятельности: научно-исследовательская, проектировочная, воспитательная, образовательная

Виды педагогической деятельности: научно-исследовательская, проектировочная, воспитательная, образовательная, управленческая.

Гуманитарная функция педагогики заключается в сохранении и восстановлении экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Для этого образование должно заложить в личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения и сотрудничества.

Концептуальность – способность организовать систему собственного мышления и понятий на основе определенной концепции как единого объясняющего действительность в ее противоречивости и целостности замысла.

Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого–либо явления, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения.

Концепция в науке – это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных определяющим замыслом, ведущей идеей.

Концепция в педагогике – это основополагающий замысел, идея педагогической теории, указывающая способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. Она и представляет стратегию педагогической деятельности, определяя разработку соответствующих теорий.

Культурно-созидательная функция педагогики обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, адекватно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.

Методы исследования в педагогике – это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

Модель – образ объекта проектирования, позволяющий отразить его основные существенные свойства, получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях их осуществления (блок-схема, схема, рисунок, таблица и пр.)

Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством и религией, и сфера человеческой деятельности, результатами которой являются добывание новых знаний, их систематизация, создание теорий в области своего предмета, проектирование изменений в практике.

Образование – это специально организованный процесс развития способности личности к решению социальных и личностных проблем на основе использования достижений культуры.

Образование есть процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысленного собственного опыта обучаемых.

Образованность личности – это качество личности, которое представляет собой индивидуально-личностный результат образования и заключается в способности личности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, опираясь на достижения культуры.

Объект педагогики – «педагогическая деятельность» как специфический род труда людей. Сущностные характеристики этой деятельности связываются с пониманием ее как способа социокультурного воспроизводства человека. При этом педагогическая деятельность выполняет функции социального наследования, социальной адаптации (социализации) и регулирования (управления) процессами личностного становления и развития.

Основная цель педагогической науки состоит в обнаружении объективных закономерностей педагогической деятельности, в сознательном и целенаправленном применении познанного на практике.

Парадигма – совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном этапе ее развития.

Парадигма современная педагогическая – положение, утверждающее, что готовность к будущей деятельности является внутренней потребностью личности и поэтому не может полностью определяться извне (школой). Человеку можно только помочь, оказать ему образовательные услуги в приобретении знаний, в предоставлении возможности получить определенные умения применять знания.

Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования (целостного педагогического процесса) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогическая парадигма – совокупность принципов, правил, установок, составляющих специфику мировидения и миропонимания внутри того или иного педагогического сообщества. П.П. в конкретный исторический период задает некий образец, модель восприятия и объяснения мира, а также основания для выбора методов его исследования и преобразования. Парадигмальностью обладает не только мышление, но и деятельность. П.П. определяет типологические особенности существования педагога в пространстве профессионального бытия, характеризует диапазон развития профессионально-педагогического опыта и самосознания, способов деятельности учителя в конкретной педагогической реальности, меру его мастерства и свободы действий.

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных элементов педагогической реальности (педагогических фактов, явлений, процессов), направленных на решение педагогических задач обучения, воспитания и развития человека.

Предмет педагогики – «образование как реальный целостный педагогический процесс», целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Результат образовательной деятельности – способность самостоятельно решать проблемы на основе использования социального опыта при одновременном расширении круга личностно значимых проблем.

Система – совокупность, определенное множество элементов, взаимообусловленных и взаимосвязанных, взаимодействие которых обусловливает целостные свойства этого множества и направлено на достижение единой цели.

Системный подход – методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов; научный метод познания и преобразования действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Современные человекообразующие функции образования, носящего личностно-ориентированный характер: гуманитарная, культурно-созидательная, социализации.

Цели школьного образования – это ожидаемые результаты образовательной деятельности, имеющие личностную значимость для учащихся, обеспечивающие развитие их личности, их способность эффективно действовать в многообразных и быстро меняющихся жизненных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: