Таблица 1
Вес а/м | Тормозная сила общая, Н | Разность тормозных сил, F, % | Удельная тормозная сила, gт, % | |||
кг | Н | 1 ось | Стояночный тормоз | 2 ось | ||
Удельную тормозную силу gт рассчитывают по результатам проверок тормозных сил R т на колесах АТС по формуле
(15)
где S Р т – сумма всех тормозных сил на колесах автомобиля, Н; М – масса автомобиля, кг; g – ускорение свободного падения.
Относительную разность F, % тормозных сил колес оси рассчитывают для каждой оси АТС по результатам проверки тормозных сил на колесах по формуле
(16)
где Р т пр, Р т лев – тормозные силы на правом и левом колесах, измеряемые одновременно в момент достижения максимального значения тормозной силы первым из этих колес, Н; Р т max – наибольшая из указанных тормозных сил.
Вычисление тормозного пути S тор, в метрах для начальной скорости торможения v 0 по результатам проверки показателей замедления АТС при торможении по формуле
, (17)
|
|
где v 0 – начальная скорость торможения АТС, км/ч; t с – время срабатывания тормозной системы, с; t н – время нарастания замедления, с; j уст – замедление, м/с2.
Установившееся замедление находим по формуле
(18)
где j х – коэффициент продольного сцепления колеса с дорогой, определяется по формуле
(19)
где R x – продольная реакция дороги; R z – нормальная реакция дороги.
Время торможения до остановки находится по формуле
(20)
где k э – коэффициент эффективности торможения (k э=1,2).
Результаты расчетов сводятся в табл. 2.
Таблица 2
Результаты расчетов показателей тормозных свойств автомобиля
Значения скорость, км/ч | Удельная тормозная сила, gт, % | Коэфф. сцепления, jх | Тормоз-ной путь а/м, Sтор, м | Установив-шееся замедление, jуст | Время торможения, t тор, с |
V01 порожний | |||||
V 02 порожний | |||||
V 01 груженый | |||||
V 02 груженый |
6. Содержание отчета
По результатам работы составляется отчет. Отчет должен содержать:
· название лабораторной работы и ее цель;
· результаты измерений;
· необходимые расчеты по результатам измерений. На основании компьютерной распечатки заполнить табл. 1 и нарисовать график коридора тормозных сил. Привести результаты расчетов, представленные в табл. 2. для скоростей движения АТС v 01=40 и v02 =60 км/ч для порожнего и груженого автомобиля;
· краткие выводы по результатам работы. По результатам выполненной работы произвести сравнение значений показателей тормозных свойств автомобиля со значениями требований ГОСТ Р 51709-2001, приведенными в табл. 3. Сделать вывод о возможности допуска транспортного средства к эксплуатации с учетом современных требований обеспечения безопасности дорожного движения.
|
|
Таблица 3
Требования к тормозному управлению по ГОСТ Р 51709-2001
Легковой автомобиль | Удельная тормозная сила, gт | Тормозной путь а/м, Sтор, м | Установившееся замедление, jуст, м/с2 | Время срабатывания тормозной системы, tc, с |
При скорости V 0=40 км/ч | Не менее 0,53 | Не более 15,8 | Не менее 5,2 | Не более 0,6 |
Лабораторная работа № 3