1. Цель работы
Научиться определять время цикла работы и производительность одноковшовых фронтальных погрузчиков на пневмоколесном и гусеничном ходу при погрузке навалочных грузов. По выполненным расчетам выбрать вариант погрузчика, наиболее подходящий для проведения погрузочных работ в заданных условиях.
2. Основные теоретические положения
Для погрузки на автомобили-самосвалы сыпучих и кусковых материалов (песок, гравий, щебень, уголь, шлак, руда и т. п.), находящихся в штабеле на открытых площадках и складах предприятий, железнодорожных станций, портов, пристаней и карьерах, широко применяются одноковшовые погрузчики. Их монтируют на гусеничных и колесных шасси с использованием дизельного двигателя.
Одноковшовые пневмоколесные и гусеничные погрузчики представляют собой погрузочные и землеройные машины циклического действия.
Наибольшее распространение получили одноковшовые фронтальные погрузчики, загрузка ковша которых осуществляется напорным движением машины вперед при разгрузке ковша с той же стороны.
|
|
Основным рабочим органом погрузчика является ковш нормальной вместимости, который для придания универсальности машине может быть заменен другими видами сменного рабочего оборудования: ковшами различной вместимости и назначения, грузозахватными вилами, челюстными захватами, крановой безбалочной стрелой и др.
Погрузчики на гусеничном ходу обеспечивают наибольшее напорное усилие и поэтому их целесообразно использовать для погрузки крупнокусковых абразивных материалов или несыпучих навалочных грузов. Погрузчики на пневмоколесном ходу применяют в более легких условиях работы.
Характеристики наиболее распространенных одноковшовых погрузчиков, приведены в приложениях 1 и 3.
Цикл работы одноковшового фронтального погрузчика
Цикл работы одноковшового фронтального погрузчика представляет собой совокупность операций технологического процесса погрузки навалочного груза, при котором рабочий орган погрузчика действует периодически, перемещаясь с грузом от места захвата до места разгрузки; освобождая груз он снова возвращается для захвата груза.
Время цикла работы погрузчика t ц определяется по выражению
, (51)
где j – коэффициент совмещения операций цикла погрузки;
– сумма времен i-х операций цикла погрузки.
Формулы для расчета времени, затрачиваемого на выполнение каждой операции рабочего цикла ti одноковшового фронтального погрузчика при его совместной работе с автомобилем-самосвалом приведены ниже.
Операция 1. Наезд погрузчика на штабель груза.
, (52)
где L1 – величина наезда погрузчика на штабель груза, м (см. задание);
|
|
VП – скорость погрузчика без груза, м/с (см. приложение 1 и 3);
– время, затрачиваемое на разгон, торможение погрузчика, с (в расчетах принимать равным 1,5 с).
Операция 2. Копание, набор груза в ковш (заполнение ковша грузом) и его запрокидывание.
t2 = tK + tЗ, (53)
где tК – время, затрачиваемое на копание и набор груза в ковш, с (cм. выражение 67);
tЗ – время, затрачиваемое на запрокидывание ковша, с (см. приложение 1 и 3).
Операция 3. Подъем ковша в транспортное положение
, (54)
где hТ – высота подъема ковша погрузчика с грузом, м (в расчетах принимать равной 0,3 м);
VСГ – скорость подъема ковша погрузчика с грузом, м/c (см. приложение 1 и 3);
– время, затрачиваемое на разгон, торможение стрелы погрузчика с ковшом, с (в расчетах принимать равным 1,5 с).
Операция 4. Отъезд погрузчика от штабеля груза.
, (55)
где L2 – расстояние, на которое перемещается погрузчик при отъезде от штабеля груза, м;
VПГ – скорость погрузчика с грузом, м/с (см. приложение 1 и 3).
Операция 5. Подъезд погрузчика к автомобилю-самосвалу.
, (56)
где L3 – расстояние, на которое перемещается погрузчик при подъезде к автомобилю, м.
Операция 6. Подъем ковша на высоту разгрузки.
, (57)
где hР – высота, на которую поднимается ковш для разгрузки груза, м.
hP = 1,2BБА – hT, (58)
где BБА – высота борта автомобиля-самосвала, м. (см. приложение 4).
Операция 7. Разгрузка (опорожнение) ковша и его запрокидывание
t7 = tB + tЗ, (59)
где tB – время, затрачиваемое на высыпание груза из ковша, с (см. выраж. 68).
Операция 8. Опускание ковша в транспортное положение.
, (60)
где VС – скорость опускания ковша погрузчика без груза, м/c (см. прилож.1 и 2).
Операция 9. Отъезд погрузчика от автомобиля.
, (61)
где L4 – расстояние, на которое погрузчик отъезжает от автомобиля, м.
Операция 10. Подъезд погрузчика к штабелю груза.
, (62)
где L5 – расстояние, на которое перемещается погрузчик при его движении к штабелю груза, м.
Производительность погрузчика
Производительность погрузчика определяется количеством груза, которое он может погрузить на транспортное средство, переместить с одного места складирования на другое или разработать за единицу времени.
На производительность погрузчика влияет ряд постоянных и переменных факторов.
К постоянным факторам относятся: конструктивные особенности, грузоподъемность, тягово-сцепные качества, рабочие скорости и другие характеристики погрузчика.
Переменными факторами являются: физико-механические свойства копаемых и перегружаемых материалов, квалификация машиниста, условия, в которых эксплуатируется погрузчик, вид выполняемых работ и их организация, параметры транспортных средств, используемых с погрузчиком и др. Рациональное сочетание указанных выше факторов (в конкретных производственных условиях) обеспечивает наибольшую эффективность использования погрузчиков.
Техническая производительность погрузчика WТ определяется по выражению
, (63)
где VК – объем ковша погрузчика, м3 (см. приложение 1 и 3);
kН – коэффициент наполнения ковша погрузчика (см. приложение 2);
gГ – навалочная плотность груза, т/м3 (см. приложение 2).
Эксплуатационная производительность погрузчика WЭ определяется по выражению
, (64)
где hИ – коэффициент использования погрузчика по времени (в расчетах принимать равным 0,85).
3. Описание лабораторного оборудования
· Чертежные принадлежности.
· ЭВМ или калькулятор.
4. Методика проведения работы
После получения от преподавателя задания по лабораторной работе (исходные данные по каждому варианту, согласно последней цифре шифра приведены в табл. 7) студенту необходимо вычертить в масштабе две технологические схемы погрузки навалочного груза в автомобиль-самосвал.
Одна схема при погрузке навалочного груза пневмоколесным, а другая гусеничным одноковшовыми фронтальными погрузчиками. Габаритные размеры погрузчиков и автомобилей-самосвалов брать из приложения 1, 3 и 5 соответственно. Технологические схемы должны быть выполнены таким образом, чтобы суммарное расстояние, на которое перемещается колесный и гусеничный погрузчик при погрузке навалочного груза были равны друг другу.
|
|
Все необходимые расчеты производятся в соответствии с разделом 2 данных методических указаний.
Таблица 7
Исходные данные для выполнения лабораторной работы
№ варианта | Наименование груза | Марка погрузчика | Модель Автомобиля | |
колесный | гусеничный | |||
Уголь | ТО-6А | ТО-7А | ЗИЛ-ММЗ-554М | |
Песок | ТО-18А | ТО-12 | Татра-148S1М | |
Песок | ТО-17 | ТО-7 | ЗИЛ-ММЗ-4502 | |
Глина | ТО-28 | ТО-10А | КраЗ-256Б1 | |
Гравий | ТО-8 | ТО-5 | КамАЗ-5511 | |
Щебень | ТО-11 | ТО-10А | Татра-138S1 | |
Шлак | ТО-21-1 | ТО-24 | ГАЗ-САЗ-53Б | |
Бутовый камень | ТО-11 | ТО-10А | КамАЗ-55102 | |
Грунт | ТО-25 | ТО-12 | ЗИЛ-ММЗ-555 | |
Галька | ТО-17 | ТО-7А | МАЗ-5549 |
При этом необходимо учитывать следующее:
1. Расстояния, на которые перемещается погрузчик при погрузке навалочного груза (L2, L3, L4, L5) определяются по технологической схеме погрузки, а L1 вычисляется из выражения
L1 = 3,5 + 0,1N, (65)
где N – номер варианта по заданию (см. таблицу).
2. Коэффициент совмещения операций цикла погрузки j рассчитывается по выражению
j = 0,75 + 0,008N. (66)
3. Высота подъема ковша в транспортное положение hT принимается равной 0,3 м.
4. Технические характеристики погрузчиков и автомобилей-самосвалов берутся из приложений 1, 3 и 5 соответственно.
5. Время, затрачиваемое на заполнение ковша грузом tK в выражении (53) и время, затрачиваемое на высыпание груза из ковша tB в выражении (59) находятся следующим образом
(67)
, (68)
где и – берутся из приложения 4.
5. Обработка результатов измерений
1. Изучить последовательность выполнения операций одноковшовым фронтальным погрузчиком при погрузке навалочного груза в автомобиль-самосвал.
2. Графически изобразить схемы маневрирования пневмоколесного и гусеничного погрузчиков и определить расстояния их перемещения, необходимые для расчета времени цикла.
|
|
3. Вычислить время выполнения каждой операции цикла погрузки и общего времени цикла.
4. Определить техническую и эксплуатационную производительность погрузчиков.
5. Сравнить производительности погрузчиков и сделать выбор рационального варианта погрузчика для работы в данных условиях.
6. Содержание отчета
· Краткие характеристики исследуемого объекта.
· Расчеты и схемы.
· Выводы.
Приложения для выполнения лабораторных работ
Приложение 1
Характеристика универсальных одноковшовых
гусеничных погрузчиков с фронтальной разгрузкой
Показатели | Марка погрузчика | |||||
ТО-7 | ТО-7А | ТО-10А | ТО-24 | ТО-12 | ТО-5 | |
Номинальная грузоподъемность qH, т | 2,0 | 2,0 | 4,0 | 10,0 | 3,0 | 5,0 |
Номинальная вместимость основного ковша VK, м3 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | 5,0 | 1,5 | 2,5 |
Скорость передвижения при погрузке, км/ч без груза VП с грузом VПГ | 3,60 2,48 | 3,44 2,30 | 3,70 2,50 | 3,82 2,75 | 2,90 1,78 | 3,85 2,63 |
Скорость подъема (опускания) ковша, м/мин: без груза VС с грузом VСГ | ||||||
Время запрокидывания ковша tЗ, с | 4,8 | 4,5 | 4,0 | 8,6 | 5,0 | 7,0 |
Габаритные размеры, мм: Длина Ширина Высота с опущенным ковшом Ширина режущей кромки ковша | ||||||
База, мм | ||||||
Ширина колеи, мм | ||||||
Ширина гусениц, мм | ||||||
Минимальный радиус поворота, мм | для всех марок погрузчиков принимать равным 1,5 ширины колеи |
Приложение 2
Характеристика навалочных грузов
Наименование груза | Навалочная плотность gГ, т/м3 | Рекомендуемый коэффициент наполнения ковша кН |
Галька | 1,47 – 1,70 | 0,65 – 0,85 |
Глина | 1,80 – 2,20 | 0,50 – 0,75 |
Гравий | 1,50 – 2,00 | 0,55 – 0,75 |
Грунт | 1,10 – 1,60 | 0,60 – 1,10 |
Песок | 1,23 – 1,90 | 0,55 – 0,95 |
Уголь | 0,63 – 0,95 | 0,90 – 1,20 |
Шлак | 0,60 – 1,00 | 0,80 – 1,00 |
Щебень | 1,32 – 2,00 | 0,50 – 0,65 |
Бутовый камень | 1,60 – 2,00 | 0,50 – 0,75 |
Булыжник | 2,1 | 0,50 – 0,75 |
Приложение 3
Характеристика универсальных одноковшовых
пневмоколесных погрузчиков с фронтальной разгрузкой
Показатели | Марка погрузчика | |||||||
ТО-6А | ТО-17 | ТО-18а | ТО-25 | ТО-28 | ТО-11 | ТО-21 | ТО-8 | |
Номинальная грузоподъемность qH, т | 1,8 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 15,0 | 5,0 |
Номинальная вместимость основного ковша VK, м3 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 5,0 | 2,5 |
Скорость передвижения при погрузке, км/ч: без груза VП с грузом VПГ | 3,95 2,78 | 4,30 3,40 | 4,15 3,71 | 4,52 3,85 | 4,10 3,63 | 3,67 2,64 | 3,85 2,95 | 2,78 1,95 |
Скорость подъема (опускания) ковша, м/мин: без груза VС с грузом VСГ | ||||||||
Время запрокидывания ковша tЗ, с | 3,2 | 3,5 | 3,7 | 3,9 | 6,8 | 7,0 | 8,4 | 7,6 |
Габаритные размеры, мм: Длина Ширина Высота с опущенным ковшом Ширина режущей кромки ковша | ||||||||
База, мм | ||||||||
Ширина колеи, мм | ||||||||
Ширина гусениц, мм | ||||||||
Минимальный радиус поворота, мм |
Приложение 4
Время заполнения ковша (высыпание из ковша) одной тонны груза
Наименование груза | Среднее время заполнения ковша (высыпание из ковша) 1 т груза, с | |||||
Объем ковша погрузчика VK, м3 | ||||||
0,82 | 1,0 | 1,5 | 2,8 | 3,4 | 4,0 – 5,0 | |
Песок всякий | 4,00* (2,15)** | 4,21 (1,72) | 3,52 (1,76) | 1,95 (1,16) | 1,90 (0,95) | 1,81 (0,91) |
Щебень, гравий, галька | 6,63 (3,31) | 6,89 (2,62) | 7,14 (3,28) | 3,27 (1,73) | 3,19 (1,47) | 3,11 (1,43) |
Уголь | 8,58 (4,67) | 8,33 (4,55) | 8,59 (4,90) | 4,18 (2,61) | 4,02 (2,52) | 3,71 (2,32) |
Глина, грунт | 5,44 (2,94) | 5,36 (2,25) | 5,56 (2,77) | 2,63 (1,47) | 2,63 (1,31) | 2,08 (1,04) |
Бутовый камень, булыжник | 7,08 (3,81) | 6,75 (3,63) | 6,59 (3,55) | 4,12 (2,22) | 4,05 (2,18) | 3,97 (2,13) |
Шлак каменноугольный | 12,0 (6,62) | 11,6 (5,12) | 10,88 (5,67) | 5,13 (3,06) | 5,12 (2,67) | 4,08 (2,13) |
* - среднее время заполнения ковша одной тонной груза ;
** - среднее время высыпания одной тонны груза из ковша .
Приложение 5
Характеристики автомобилей–самосвалов
Марка автомобиля | Номинальная грузоподъемность qH, т | Габаритные размеры автомобиля, мм | Размеры кузова автомобиля, мм | Емкость Кузова | |||||
Длина | Ширина | Высота (BБА) | Длина | Ширина | Высота | VСП, м3 | |||
Автомобили – самосвалы | |||||||||
ЗИЛ-ММЗ-555 ЗИЛ-ММЗ-554М ЗИЛ-ММЗ-4502 КамАЗ-5511 КамАЗ-55102 МАЗ-5549 КрАЗ-256В1 ГАЗ-САЗ-53Б САЗ-3502 САЗ-3503 САЗ-3504 Татра-138S1 Татра-148S1М Магирус-232D | 5,25 5,50 5,80 10,00 7,00 8,00 12,00 3,55 3,20 2,40 2,25 12,70 15,00 10,00 | 3,00 6,00 3,70 7,20 6,20 5,70 6,00 5,00 4,25 3,20 2,00 5,60 9,00 6,80 | |||||||
Приложение 6
Характеристика экскаваторов
Марки экскаваторов | Вместимость ковша VКЭ, м3 | Время цикла погрузки tЦЭ, с |
ЭКГ-2у ЭО-4121 ЭО-5122 ЭО-6121 ЭО-7163 ЭО-3211 ЭО-2621А Э-1251Б Э-1252Б ЭКГ-4,6Б ЭКГ-6,3ус ЭО-3222А | 2,0 0,65 1,0 4,0/3,2* 2,5 0,4 0,3 1,5 1,2 4,6 6,3 0,5 | 26,5 23,5 24,0 22,0 32,0 19,0 15,0 23,0 32,0 28,0 30,0 19,5 |
* - числитель для грузов с плотностью 1,6 т/м3, знаменатель для грузов с плотностью 2 т/м3
Приложение 7
Норма времени простоя автомобилей (автопоездов)
в пунктах погрузки и разгрузки (мин)
Номинальная грузоподъемность автомобилей | Способы погрузки (разгрузки) | |||
Механизированный | Немеханизированный | |||
Навалочные грузы, включая вязкие и полувязкие | Прочие грузы, включая строительные растворы | Навалочные грузы, включая вязкие и полувязкие | Прочие грузы, включая строительные Растворы | |
В пунктах погрузки tПН | ||||
До 1,5 От 1,5 до 2,5 От 2,5 до 4 От 4 до 7 От 7 до 10 От 10 до 15 От 15 до 20 От 20 до 30 От 30 до 40 | ||||
В пунктах разгрузки (кроме автомобилей-самосвалов) tРН | ||||
До 1,5 От 1,5 до 2,5 От 2,5 до 4 От 4 до 7 От 7 до 10 От 10 до 15 От 15 до 20 От 20 до 30 От 30 до 40 | ||||
В пунктах разгрузки (для автомобилей-самосвалов) tРН | ||||
До 7 От 7 до 10 От 10 до 15 От 15 до 20 Свыше 20 | - - - - - | - - - - - |
4. БЛОК КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Задание на контрольную работу и методические указания к её выполнению
4.1.1. Задание на контрольную работу
Контрольная работа призвана расширить и закрепить знания по курсу «Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства», выработать у студентов умения и навыки в решении вопросов, связанных с организацией погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте и способствовать развитию навыков самостоятельной работы студентов с необходимой литературой.
Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической части и практикума по решению задач (практическая часть).
ЗАДАНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
Теоретическая часть контрольной работы выполняется в форме реферата по темам приведенным ниже.