Постиндустриальное общество

В 90-е годы во Франции продолжался процесс формирования постиндустриального ин­формационного общества. Бурное разви­тие научно-технической революции изме­нило облик Франции. В Париже и других крупных городах появились многочислен­ные небоскребы. Всю страну пересекли современные автострады и трассы скоро­стных поездов, движущихся со скоростью 250-300 км в час. В 1994 г. вступил в дей­ствие построенный Францией совместно с Англией железнодорожный тоннель под Ла-Маншем - одно из величайших техни­ческих достижений XX века.

В связи с бурным ростом промышлен­ности и транспорта обострились экологи­ческие проблемы. Постоянно увеличи­вавшиеся промышленные отходы загряз­няли землю, воду, воздух. Жители городов страдали от шума и выхлопных газов мил­лионов автомобилей.

Изменения в экономике и в социальной структуре повлекли за собой перемены в общественной жизни. Упало влияние профсоюзов и коммунистической партии. Ослабло классовое самосознание, усили­лись «либеральные ценности» - тенденции к классовому сотрудничеству, к общест­венному согласию на основе признания действующей конституции, принципов рыночной экономики, политической сво­боды, защиты прав человека и граждани­на. В центр общественного внимания выдвинулись такие проблемы, как безрабо­тица, иммиграция, преступность, защита окружающей среды.

9.Внешняя политика Франции в период президентства Ф. Миттерана:

В связи с истечением срока полномочий В.Жискар д'Эстена в мае 1981 г. во Франции состоялись выбо­ры президента республики. Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент В.Жискар д'Эстен и основатель ОПР Жак Ширак. Социали­стическая партия выдвинула своим канди­датом Ф.Миттерана. Коммунистическая партия - генерального секретаря ФКП Ж.Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного боль­шинства голосов. Во второй тур выборов прошли два кандидата, собравшие наи­большее число голосов в первом туре: Жискар д'Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г., набрав при поддержке коммунистов почти 52% голо­сов, Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой респуб­лики пост президента занял социалист.

С самого начала правительство левых сил заявило, что его политика будет направлена на разрядку международной напряжённости и поддержание дружественных отношений со всеми государствами, включая СССР и другие социалистические страны. Вместе с тем правительство продолжало подчёркивать свою приверженность Североатлантическому пакту. Франция увеличила военные расходы, участвовала в гонке вооружений, совершенствовала ракетно-ядерное оружие.

Очень большое значение придавалось «европейскому строительству». В 1981-83 годах Франция предложила своим партнёрам по ЕЭС добиваться «подлинной конвергенции национальных экономик», расширять совместные научно-исследовательские работы, проводить согласованную внешнюю политику. Она поддержала просьбы Греции, Испании и Португалии о вступлении в ЕЭС и в 1985 году подписала «Единый европейский акт», в котором предусматривалось полное уничтожение таможенных границ, отмена визового режима и завершение интеграции Европы к 1993 году.

Другим важным направлением внешней политики Миттерана было развитие диалога «Север-Юг», доказывая, что помогать «третьему миру» - значит помогать себе выйти из кризиса Миттеран осенью 1981 года выступил на конференции промышленно развитых и развивающихся стран в городе Канкун (Мексика) с предложением увеличить помощь странам «третьего мира», чтобы поддержать цены на сырьё, способствовать увеличению с/х производства и развитию энергетики. Франция продолжала расширять связи с ассоциированными членами «Общего рынка» из числа стран «третьего мира», количество которых в 1985 году достигало 66.

Большое внимание президент и правительство уделяли связям со странами Африки, прежде всего с бывшими Французскими колониями. В соответствии с соглашениями, подписанными ещё де Голлем, Франция продолжала поставлять им техническую, финансовую и военную помощь.

Вместе с Германией Франция стала одним из самых активных участников объединения Западной Европы. 19 января 1990 г. в Люксембурге, в г. Шенген прави­тельство Рокара подписало Шенгенские соглашения, согласно которым граждане стран «Общего рынка» начиная с 1992 г. могли ездить друг к другу без виз и тамо­женного контроля.

В 1991 г. Франция и Германия высту­пили инициаторами Маастрихстского до­говора, который юридически оформил экономическую и политическую интегра­цию 12 стран Западной Европы в единый Европейский Союз.

Члены Европейского Союза сохраняли свои национальные правительства, но од­новременно на их территории действовали наднациональные руководящие органы: Европейский парламент, Европейский совет министров, Европейский суд и Ев­ропейский банк. Члены Европейского Союза обязались проводить согласован­ную политику в области экономики, меж­дународных отношений, безопасности, правосудия, образования, охраны окру­жающей среды. Поскольку вступление в Европейский Союз означало ограничение национального суверенитета его членов, Маасстрихтский договор вызвал протест многих французских политических деяте­лей. Коммунисты, Национальный фронт и часть голлистов призывали отвергнуть Маасстрихтский договор; большинство сторонников ОПР и СФД, как и большин­ство социалистов, одобряли его.

Правительство вынесло вопрос о рати­фикации Маасстрихтского договора на референдум, в результате которого за вступление Франции в Европейский Союз проголосовал 51% избирателей. После этого Национальное собрание Франции ратифицировало Маасстрихтский договор, и он вступил в силу.

По-прежнему не возвращаясь в воен­ную организацию НАТО, Франция при­нимала активное участие в деятельности Североатлантического пакта. В январе

1991 г. французские войска участвовали в военной операции «Буря в пустыне», ко­торую страны НАТО, с санкции Совета Безопасности ООН, организовали против Ирака, захватившего соседний Кувейт.

Правительство Миттерана поддержи­вало политику «перестройки», начатую в СССР. В октябре 1990 г., во время визита президента СССР М.С. Горбачева в Париж, Франция и Советский Союз подписа­ли «Договор о согласии и сотрудничест­ве». Франция и СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружест­венные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве».

После ликвидации Варшавского дого­вора и распада Советского Союза обяза­тельства СССР по франко-советскому до­говору взяла на себя Россия. В феврале 1992 г., во время визита президента Рос­сии Б.Н. Ельцина во Францию, был под­писан договор между Российской Федера­цией и Францией, повторивший содержа­ние и основные формулировки франко-советского договора 1990 г. Франция вы­делила для России кредиты, а Россия со­гласилась выплатить компенсацию в 400 млн. долларов французским держателям займов царской России, аннулированных советским правительством в 1918 г.

10.Социально-экономическое и политическое развитие Франции в период президентства Ж. Ширака:

В 1995 г. ис­тек второй срок полномочий президента Миттерана, и состоялись новые прези­дентские выборы. Тяжело больной Митте­ран, достигший 78-летнего возраста, отка­зался участвовать в выборах, и кандида­том социалистов стал один из руководите­лей ФСП Лионель Жоспен. От партии ОПР выдвинул свою кандидатуру Ширак и, совершенно неожиданно для него, Бал-ладюр, поверивший в свою популярность и расколовший голоса избирателей-голлистов. Партия СФД решила поддержать Балладюра и не выдвигать своего собст­венного кандидата.

Избирательные программы Ширака, Балладюра и Жоспена были во многом сходны, отражая наметившееся во фран­цузском обществе преобладание либе­рально-консервативных настроений. Все эти кандидаты обещали бороться с безра­ботицей и инфляцией, добиваться подъема экономики, завершить процесс интеграции Западной Европы. Никто из них не пред­лагал расширить государственный сектор или провести какие-то социальные рефор­мы. Только кандидат компартии, ее на­циональный (генеральный) секретарь Робер Ю выступал за «преодоление капита­лизма» и «социалистическое, демократи­ческое, самоуправляющееся общество».

В результате упорнейшей борьбы Ши­рак сумел пробиться во второй тур, отстав от Жоспена, но на 2% опередив Балладю­ра. Во втором туре Балладюр призвал сво­их избирателей голосовать за Ширака, и тот был избран президентом Франции. Через полгода - 8 января 1996 г. - на 80 году жизни скончался Миттеран, управ­лявший Францией 14 лет - дольше, чем любой из его предшественников.

Заняв пост президента, Ширак сосре­доточил главные усилия своего прави­тельства на борьбе с инфляцией и бюд­жетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, один из руко­водителей ОПР Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государст­венные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил за­крыть или продать в частную собствен­ность.

План Жюппе встретил энергичное про­тиводействие. Все профсоюзы, объеди­нявшие рабочих и служащих государст­венного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляю­щее большинство работников государст­венных служб: железнодорожников, элек­триков, почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на об­разование и гарантий трудоустройства после окончания учебы. Во многих горо­дах состоялись массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложно­сти в забастовках и демонстрациях, про­должавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн. человек. Правительству пришлось отменить план Жюппе; его по­пулярность стала быстро падать.

Опасаясь, что па­дение популярности правительства может завершиться поражением правых на пред­стоявших в 1998 г. парламентских выбо­рах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые еще не потеряли доверия большинства избирателей. В ап­реле 1997 г. Ширак распустил Националь­ное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступав­шим в союзе с коммунистами.

Левые партии, обещавшие покончить с безработицей, создать 700 тыс. новых ра­бочих мест и сократить рабочий день до 35 часов в неделю, собрали 42% голосов избирателей, а ОПР и СФД - 36,2%. За социалистов проголосовало более 25% избирателей, за коммунистов - немногим менее 10%. Выступавший особняком На­циональный фронт собрал более 15% го­лосов - самый лучший результат в его ис­тории, - но поскольку ни одна партия не хотела блокироваться с ним во втором туре, в парламент прошел лишь один депутат Национального фронта. Вместе с другими левыми группами социалисты и коммунисты получили прочное большин­ство в парламенте.

В сложившейся обстановке Ширак, -по примеру Миттерана, - использовал так­тику «сосуществования» и назначил пре­мьер-министром лидера Социалистичес­кой партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правитель­ством и левым большинством в парламен­те.

Жоспен сформировал левое правитель­ство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. После 13-летнего перерыва в него снова вошли коммунисты, получившие три второсте­пенных министерских портфеля из 27: министра промышленного оборудования, транспорта и жилищного строительства; министра молодежи и спорта; заместителя министра по туризму. Основные посты в правительстве заняли социалисты.

Выступая с правительственной декла­рацией, Жоспен обещал на деле гаранти­ровать женщинам равные права с мужчи­нами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум зара­ботной платы, осуществить переход к 35-часовой рабочей неделе. Вскоре был уве­личен минимум заработной платы и посо­бия для школьников; начался переход к 35-часовой рабочей неделе.

Экономическое развитие Франции ус­корилось до 3-4% в год, инфляция умень­шилась до 1% в год. В 1997 г. объем про­мышленного производства на 55% превы­сил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошел довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других стра­нах Европейского Союза, вошла в обра­щение европейская валюта («евро») - сна­чала только в безналичных расчетах. Ле­том 1999 г.

24 сентября 2000 г. по инициативе пре­зидента Ширака во Франции был прове­ден референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса избирателей - почти 70% из них не участ­вовали в голосовании, поставив рекорд неучастия в выборах. 73% от числа голо­совавших высказались за ограничение срока полномочий президента пятью го­дами, и новый закон о сроках полномочий президента вошел в силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: