В 90-е годы во Франции продолжался процесс формирования постиндустриального информационного общества. Бурное развитие научно-технической революции изменило облик Франции. В Париже и других крупных городах появились многочисленные небоскребы. Всю страну пересекли современные автострады и трассы скоростных поездов, движущихся со скоростью 250-300 км в час. В 1994 г. вступил в действие построенный Францией совместно с Англией железнодорожный тоннель под Ла-Маншем - одно из величайших технических достижений XX века.
В связи с бурным ростом промышленности и транспорта обострились экологические проблемы. Постоянно увеличивавшиеся промышленные отходы загрязняли землю, воду, воздух. Жители городов страдали от шума и выхлопных газов миллионов автомобилей.
Изменения в экономике и в социальной структуре повлекли за собой перемены в общественной жизни. Упало влияние профсоюзов и коммунистической партии. Ослабло классовое самосознание, усилились «либеральные ценности» - тенденции к классовому сотрудничеству, к общественному согласию на основе признания действующей конституции, принципов рыночной экономики, политической свободы, защиты прав человека и гражданина. В центр общественного внимания выдвинулись такие проблемы, как безработица, иммиграция, преступность, защита окружающей среды.
|
|
9.Внешняя политика Франции в период президентства Ф. Миттерана:
В связи с истечением срока полномочий В.Жискар д'Эстена в мае 1981 г. во Франции состоялись выборы президента республики. Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент В.Жискар д'Эстен и основатель ОПР Жак Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф.Миттерана. Коммунистическая партия - генерального секретаря ФКП Ж.Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов. Во второй тур выборов прошли два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре: Жискар д'Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г., набрав при поддержке коммунистов почти 52% голосов, Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист.
С самого начала правительство левых сил заявило, что его политика будет направлена на разрядку международной напряжённости и поддержание дружественных отношений со всеми государствами, включая СССР и другие социалистические страны. Вместе с тем правительство продолжало подчёркивать свою приверженность Североатлантическому пакту. Франция увеличила военные расходы, участвовала в гонке вооружений, совершенствовала ракетно-ядерное оружие.
|
|
Очень большое значение придавалось «европейскому строительству». В 1981-83 годах Франция предложила своим партнёрам по ЕЭС добиваться «подлинной конвергенции национальных экономик», расширять совместные научно-исследовательские работы, проводить согласованную внешнюю политику. Она поддержала просьбы Греции, Испании и Португалии о вступлении в ЕЭС и в 1985 году подписала «Единый европейский акт», в котором предусматривалось полное уничтожение таможенных границ, отмена визового режима и завершение интеграции Европы к 1993 году.
Другим важным направлением внешней политики Миттерана было развитие диалога «Север-Юг», доказывая, что помогать «третьему миру» - значит помогать себе выйти из кризиса Миттеран осенью 1981 года выступил на конференции промышленно развитых и развивающихся стран в городе Канкун (Мексика) с предложением увеличить помощь странам «третьего мира», чтобы поддержать цены на сырьё, способствовать увеличению с/х производства и развитию энергетики. Франция продолжала расширять связи с ассоциированными членами «Общего рынка» из числа стран «третьего мира», количество которых в 1985 году достигало 66.
Большое внимание президент и правительство уделяли связям со странами Африки, прежде всего с бывшими Французскими колониями. В соответствии с соглашениями, подписанными ещё де Голлем, Франция продолжала поставлять им техническую, финансовую и военную помощь.
Вместе с Германией Франция стала одним из самых активных участников объединения Западной Европы. 19 января 1990 г. в Люксембурге, в г. Шенген правительство Рокара подписало Шенгенские соглашения, согласно которым граждане стран «Общего рынка» начиная с 1992 г. могли ездить друг к другу без виз и таможенного контроля.
В 1991 г. Франция и Германия выступили инициаторами Маастрихстского договора, который юридически оформил экономическую и политическую интеграцию 12 стран Западной Европы в единый Европейский Союз.
Члены Европейского Союза сохраняли свои национальные правительства, но одновременно на их территории действовали наднациональные руководящие органы: Европейский парламент, Европейский совет министров, Европейский суд и Европейский банк. Члены Европейского Союза обязались проводить согласованную политику в области экономики, международных отношений, безопасности, правосудия, образования, охраны окружающей среды. Поскольку вступление в Европейский Союз означало ограничение национального суверенитета его членов, Маасстрихтский договор вызвал протест многих французских политических деятелей. Коммунисты, Национальный фронт и часть голлистов призывали отвергнуть Маасстрихтский договор; большинство сторонников ОПР и СФД, как и большинство социалистов, одобряли его.
Правительство вынесло вопрос о ратификации Маасстрихтского договора на референдум, в результате которого за вступление Франции в Европейский Союз проголосовал 51% избирателей. После этого Национальное собрание Франции ратифицировало Маасстрихтский договор, и он вступил в силу.
По-прежнему не возвращаясь в военную организацию НАТО, Франция принимала активное участие в деятельности Североатлантического пакта. В январе
1991 г. французские войска участвовали в военной операции «Буря в пустыне», которую страны НАТО, с санкции Совета Безопасности ООН, организовали против Ирака, захватившего соседний Кувейт.
Правительство Миттерана поддерживало политику «перестройки», начатую в СССР. В октябре 1990 г., во время визита президента СССР М.С. Горбачева в Париж, Франция и Советский Союз подписали «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве».
|
|
После ликвидации Варшавского договора и распада Советского Союза обязательства СССР по франко-советскому договору взяла на себя Россия. В феврале 1992 г., во время визита президента России Б.Н. Ельцина во Францию, был подписан договор между Российской Федерацией и Францией, повторивший содержание и основные формулировки франко-советского договора 1990 г. Франция выделила для России кредиты, а Россия согласилась выплатить компенсацию в 400 млн. долларов французским держателям займов царской России, аннулированных советским правительством в 1918 г.
10.Социально-экономическое и политическое развитие Франции в период президентства Ж. Ширака:
В 1995 г. истек второй срок полномочий президента Миттерана, и состоялись новые президентские выборы. Тяжело больной Миттеран, достигший 78-летнего возраста, отказался участвовать в выборах, и кандидатом социалистов стал один из руководителей ФСП Лионель Жоспен. От партии ОПР выдвинул свою кандидатуру Ширак и, совершенно неожиданно для него, Бал-ладюр, поверивший в свою популярность и расколовший голоса избирателей-голлистов. Партия СФД решила поддержать Балладюра и не выдвигать своего собственного кандидата.
Избирательные программы Ширака, Балладюра и Жоспена были во многом сходны, отражая наметившееся во французском обществе преобладание либерально-консервативных настроений. Все эти кандидаты обещали бороться с безработицей и инфляцией, добиваться подъема экономики, завершить процесс интеграции Западной Европы. Никто из них не предлагал расширить государственный сектор или провести какие-то социальные реформы. Только кандидат компартии, ее национальный (генеральный) секретарь Робер Ю выступал за «преодоление капитализма» и «социалистическое, демократическое, самоуправляющееся общество».
В результате упорнейшей борьбы Ширак сумел пробиться во второй тур, отстав от Жоспена, но на 2% опередив Балладюра. Во втором туре Балладюр призвал своих избирателей голосовать за Ширака, и тот был избран президентом Франции. Через полгода - 8 января 1996 г. - на 80 году жизни скончался Миттеран, управлявший Францией 14 лет - дольше, чем любой из его предшественников.
|
|
Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, один из руководителей ОПР Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил закрыть или продать в частную собственность.
План Жюппе встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб: железнодорожников, электриков, почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование и гарантий трудоустройства после окончания учебы. Во многих городах состоялись массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн. человек. Правительству пришлось отменить план Жюппе; его популярность стала быстро падать.
Опасаясь, что падение популярности правительства может завершиться поражением правых на предстоявших в 1998 г. парламентских выборах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые еще не потеряли доверия большинства избирателей. В апреле 1997 г. Ширак распустил Национальное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами.
Левые партии, обещавшие покончить с безработицей, создать 700 тыс. новых рабочих мест и сократить рабочий день до 35 часов в неделю, собрали 42% голосов избирателей, а ОПР и СФД - 36,2%. За социалистов проголосовало более 25% избирателей, за коммунистов - немногим менее 10%. Выступавший особняком Национальный фронт собрал более 15% голосов - самый лучший результат в его истории, - но поскольку ни одна партия не хотела блокироваться с ним во втором туре, в парламент прошел лишь один депутат Национального фронта. Вместе с другими левыми группами социалисты и коммунисты получили прочное большинство в парламенте.
В сложившейся обстановке Ширак, -по примеру Миттерана, - использовал тактику «сосуществования» и назначил премьер-министром лидера Социалистической партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правительством и левым большинством в парламенте.
Жоспен сформировал левое правительство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. После 13-летнего перерыва в него снова вошли коммунисты, получившие три второстепенных министерских портфеля из 27: министра промышленного оборудования, транспорта и жилищного строительства; министра молодежи и спорта; заместителя министра по туризму. Основные посты в правительстве заняли социалисты.
Выступая с правительственной декларацией, Жоспен обещал на деле гарантировать женщинам равные права с мужчинами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум заработной платы, осуществить переход к 35-часовой рабочей неделе. Вскоре был увеличен минимум заработной платы и пособия для школьников; начался переход к 35-часовой рабочей неделе.
Экономическое развитие Франции ускорилось до 3-4% в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г. объем промышленного производства на 55% превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошел довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.
С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других странах Европейского Союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») - сначала только в безналичных расчетах. Летом 1999 г.
24 сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведен референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса избирателей - почти 70% из них не участвовали в голосовании, поставив рекорд неучастия в выборах. 73% от числа голосовавших высказались за ограничение срока полномочий президента пятью годами, и новый закон о сроках полномочий президента вошел в силу.