Франция в XX веке

4 ЧАСА

1. Третья республика во Франции в XX в.

2. Установление Четвертой республики.Конституция 1946 г.

3. Пятая республика во Франции. Конституция 1953 г.

-I-

Говоря о развитии французской государственности за период от Первой до Второй мировой войн, следует указать на сохранение практически неизменными учреждений и конституционных принципов Третьей республики, сложившихся в Новое время. Франция представляла собой классическую парламентско-партийную демократию, в которой продолжалось сокращение государственного значения президентской власти и возрастание влияния парламента и правительства. В реальной жизни президент выполнял лишь представительные функции. Все конфликты его с парламентом решались, как правило, в пользу последнего.

Парламент превратился в это время в оплот республиканцев, которые взяли под свой контроль и верхнюю палату - Сенат. Произошло это в связи с тем, что с 1884 г. был ликвидирован принцип пожизненного сенаторства (в 1918 г. умер последний назначенный сенатор).

На первый взгляд все выше перечисленное свидетельствует об определенной стабильности в политическом развитии Франции в изучаемый период. Но реально такой стабильности не было.

О ней мы можем говорить лишь в отношении 20-х гг. XX в. В этот период основой стабильности политической ситуации являлось чередование двух политических сил у власти: 1) национального блока (из правых партий: Национально – республиканского действия, Республиканско–демократической и т. д.) и 2) левого блока (Республиканской партии радикалов и радикал – социалистов, Единой социалистической партии). Созданная в 1920 г. левыми социалистами Французская коммунистическая партия первоначально не играла важной роли.

Лозунги национального блока: укрепление национальной валюты, жесткая экономия, отказ от активных социальных мероприятий, поощрение крупного капитала.

Лозунги левого блока: ограничение исполнительной власти, активное государственное регулирование (вплоть до национализации), оздоровление финансов путем введения налога на капитал и т. д.

С 1919 по 1924 гг. у власти находился Национальный блок. Ошибки во внешней политике привели к тому, что за период с 1924 по 1926 гг. его сменил левый. В 1926 г. на смену левым опять пришли правые, т.н. “Национальное Единство” (у власти до 1932 г.).

Необходимость создания подобных блоков была связана с особенностями французской избирательной системы. В 1919 г. вступил в силу закон о введении элементов пропорционального представительства. Список кандидатов той или иной партии, получившей более половины голосов, проходил полностью. Если этого не было, то действовало пропорциональное представительство с учетом коэффициентов, в т.ч. дополнительные места распределялись на основании особого “наивысшего среднего”, что увеличивало представительство более популярных партий.

Но уже в 1927 г. была проведена новая реформа, восстановившая мажоритарную избирательную систему. Вся Франция и ее владения делились на 612 избирательных округов. В каждом округе мог быть избран лишь один депутат. Чтобы попасть в Палату депутатов следовало в первом туре набрать абсолютное большинство. Если этого не происходило, проводился второй тур, где требовалось получить относительное большинство.

Так как партий во Франции было много, и они выставляли множество кандидатов, либо свой список, то получить абсолютное большинство ни по закону 1919 г., ни по закону 1927 г. было невозможно. Отсюда и постоянная необходимость блокирования партий друг с другом.

Но стабильное существование блоков, особенно двух ведущих, могло иметь место только при стабильной экономической и социальной ситуации.

Удар по ней нанес кризис 30-х гг. Вначале он был достаточно ограниченным. Реально он начался во Франции в конце 1931 г. Политическое же руководство не осознало его значения, не предприняло серьезных мер, и кризис затянулся до 1935 г. Именно он и привел к глубоким социально-экономическим последствиям, в первую очередь к изменению социальной структуры общества. В этот период происходило массовое исчезновение средних слоев, т.е. основы политической стабильности любого общества.

В результате произошла поляризация общества. Усилилось влияние, как правых, так и левых. Особенно ярко данное прослеживалось в парламенте, где в начале 30-х гг. сформировались три политические группировки: 1) правая, основой которой была республиканская федерация; 2) центристская - радикалы и социалисты (кроме левых); 3) левая - коммунисты и левые социалисты.

На выборах 1932 г. победили центристы. Правительство возглавили радикалы, проводившие политику умеренного реформизма. Но в целом она оказалась неудачна. Требовались решительные меры, но “Новый левый картель” к этому не был готов.

Процесс поляризации ускорился и под влиянием внешнеполитических событий - прихода к власти в Германии А.Гитлера. У правительства появилась необходимость выбора ориентиров во внешней политике: либо СССР, либо Англия. У радикалов же, да и социалистов до 1936 г. определенная позиция отсутствовала.

В этих условиях на территории Франции активную деятельность развернули фашисты. Ее особенностью являлось то, что здесь отсутствовала единая фашистская партия, да и сторонники фашистских идей скрывали их. Лозунгом французских фашистов стал “антипарламентаризм”. Они предлагали наделить правительство чрезвычайными полномочиями, а в итоге установить авторитарный режим и ограничить функции парламента.

6 февраля 1934 г. произошел открытый фашистский мятеж. Их вооруженные отряды окружили Бурбонский дворец, где заседал парламент, и попытались его захватить. Предлогом этого стало дело Ставистского - банкира, замеченного в махинациях при покровительстве высших должностных лиц. Правые обвинили радикалов в предательстве национальных интересов и потребовали отставки правительства, роспуска парламента. Против выступили социалисты и коммунисты, поддержавшие радикалов. В итоге правительство отдало приказ разогнать фашистов силой.

Именно угроза фашизации страны привела к возникновению такого явления как Народный фронт.

27 июля 1934 г. был подписан пакт о единстве действий в борьбе с опасностью фашизма между коммунистической и социалистической партиями. Был создан координационный комитет, который организовывал антифашистскую деятельность; была провозглашена решимость участвовать в экономической борьбе, в борьбе против чрезвычайных законов; было решено приостановить идеологическое противоборство. Правда, уже тогда у ЕНФ появился главный недостаток - не были созданы его низовые комитеты.

В 1935 г. к пакту присоединились и радикалы, вышедшие в ноябре 1934 г. из правительства. В целом же Народный фронт объединил 48 демократических организаций.

Весной 1936 г., после долгих споров, появилась программа блока из двух разделов:

А) политический раздел, в котором кроме антифашистских требований присутствовали требования проведения различных демократических преобразований, а в сфере внешней политики - лозунг коллективной безопасности;

Б) экономический раздел, где присутствовали различные положения, направленные на защиту землевладельцев, местной буржуазии; требования национализации военной промышленности и французского банка, реформы налогового обложения и т. д.

Весной 1936 г. на выборах в Палату депутатов Народный фронт получил 56,6 % голосов. Из партий, входящих в блок, лидировали социалисты, радикалы и коммунисты. Они и должны были создать новое правительство, но коммунисты отказались войти в него, при этом обещая поддержку. Возглавил правительство НФ Л.Блюм.

Правительство провело ряд мероприятий: 1) ликвидированы и запрещены фашистские организации; 2) национализирована часть военной промышленности; 3) проведена реформа Французского банка; 4) введена 40-часовая рабочая неделя, повышена заработная плата, появились оплачиваемые отпуска, введены в обязательном порядке коллективные договора, выделены средства на общественные работы; 5) оказана помощь земледельцам и ремесленникам, через урегулирование цен на зерно и выделение дешевого кредита. Всего за осень и зиму 1936 г. парламент принял 133 закона.

Но все эти меры спровоцировали финансовый кризис в стране. Попытка решить его путем проведения девальвации франка, повышения учетной банковской ставки не удалось. В результате Л.Блюм был вынужден объявить “паузу” в осуществлении программы НФ. С весны же 1937 г. начался распад блока. Окончательно же это произошло к 1938 г., и способствовала этому нечеткая внешняя политика.

“Умиротворение” Гитлера не удалось и в сентябре 1939 г. Франция объявила войну Германии, напавшей на Польшу. Но до мая 1940 г. продолжалась так называемая “странная война”, когда никаких серьезных действий не предпринималось. В мае же 1940 г. германские войска перешли в наступление, в июне ими был взят Париж. Сформированное в марте 1940 г. правительство сложило с себя полномочия (16 июля 1940 г.) в пользу маршала Ф.Петена. Он под давлением обстоятельств заключил перемирие с Германией (22 июля 1940 г.), а 10 июля 1940 г. Национальное собрание приняло решение о передаче всей государственной власти Петену, в том числе и для разработки новой конституции.

Так закончилась история Третьей республики, начавшаяся в 70-х гг. XIX в.

Если же подвести итог ее развития в XX в., то здесь следует указать на то, что в государственном строе главной тенденцией являлось усиление роли правительства и вследствие этого умаление, в угоду партийным интересам, роли парламента. Так, здесь так же, как и во многих других странах было распространено делегированное законодательство, на основе чрезвычайных полномочий, но, как правило, когда парламент (в угоду партиям) уклонялся от политической ответственности за те или иные решения. Это постепенно и привело к утрате парламентом контроля за ситуацией. В качестве примера, можно привести тот факт, что войну в сентябре 1934 г. объявило правительство без санкции парламента.

Имела место во Франции и другая известная нам черта - бюрократизация госаппарата. Особенно это важно в связи с тем, что многие вопросы решали именно чиновники, в то время как выборные лица вели парламентскую борьбу, борьбу за электорат.

-II-

Согласно условиям Компьенского перемирия Франция была разделена на оккупированную зону, где вся полнота власти и реальное управление принадлежало германской администрации (примерно 2/3 страны), и зону самостоятельного управления (юго-восточные и южные районы) с центром в г. Виши. Правительство Петена в этой части установило новый государственный порядок, основанный на авторитарной диктатуре, получивший название Вишистского режима.

Новый государственный и правовой уклад был сформирован уже вскоре после передачи всей государственной власти Петену (13 законами, принятыми с 11июля 1940 г. по 27 сентября 1943 г.).

Петен отменил должность президента. Вся полнота власти находилась у “Главы правительства”. Заседания Сената и Палаты депутатов были отложены “вплоть до новых указаний”. Учреждалась должность преемника главы правительства, на случай невозможности выполнения Петеном его функций.

В целом необходимо указать, что вся законодательная, исполнительная, судебная и даже конституционная власть сосредотачивалась в одном лице.

Отметив по существу все буржуазно - демократические права и свободы новый режим проводил особую правую политику, где имели место элементы фашистско-социалистического уклада. Так были распущены крупные монополистические объединения в экономике и, одновременно, запрещены основные профсоюзы. Единение труда и капитала стало задачей созданных в 1940 г. “Комитетов экономической организации” с принудительными регулирующими полномочиями.

В 1940 г. был издан закон о корпоративной организации сельского хозяйства. Он объединил в единые союзы собственников и батраков, арендаторов и фермеров.

По примеру Германии было реорганизовано образование и созданы летние молодежные военизированные лагеря.

Опорой же режима стала католическая церковь, роль которой увеличилась.

Во внешней политике режим Виши занял единственно возможную коллаборационистскую политику в отношении Германии. Для нее же этот режим требовался с целью нейтрализовать французский флот и войска в колониях. Когда же это не удалось, в ноябре 1942 г. немцы ввели войска и в южные районы. Государственность как таковая, тем не менее, не была ликвидирована.

Понимая свою слабость, режим порой принимал вид открытого террора. Но так долго не могло продолжаться. В январе 1944 г. правительство Виши предложило новую конституцию, основанную на строгом разделении разных государственных полномочий. Но его дни были сочтены. В августе 1944 г. правительство Виши сошло с политической арены.

Здесь следует сказать, что не все французы мирились с поражением. Так на территории Франции действовало Движение Сопротивления, включавшее сотни организаций.

Основой же новой государственности стали военно-политические учреждения за пределами континентальной Франции. Их опорой были патриотично настроенные военные, объединившиеся вокруг бывшего заместителя государственного секретаря Министерства военных дел генерал Ш. де Голля (1890-1970 гг.). Он еще 17 июня 1940 г. выступил против капитуляции Франции и уехал в Лондон, где созвал комитет “Свободная Франция” (с 13 июля 1942 г. “Сражающаяся Франция”) и призвал французов продолжить борьбу с врагом.

Де Голлю, при поддержке британского правительства, удалось сформировать единое военное командование отступившими частями и управление внеевропейскими территориями Франции. В 1941 г. в Алжире была создана особая правительственная структура - Национальный французский комитет, во главе с президентом и комиссарами. Рядом с ним был чисто военный орган - Совет обороны империи во главе с де Голлем.

Важнейший же шаг на пути возрождения независимой французской государственности был сделан в 1943 г. В мае 1943 г. был создан Национальный совет Сопротивления из представителей крупнейших групп движения и шести политических партий. Он действовал во Франции. А в Алжире в июне 1943 г. появился Французский комитет национального освобождения во главе с де Голлем. С ноября 1943 г. в Алжире начала действовать и консультативная ассамблея из примерно 100 депутатов (в основном представителей Сопротивления), которая играла роль парламентского учреждения.

После же освобождения Франции ФКНО был преобразован во Временное правительство, которое было признано участниками антигитлеровской коалиции и всеми силами движения Сопротивления.

Временное правительство обладало всей законодательной и исполнительной властью. Возглавлял его де Голль. Он назначал Министров, ответственных перед ним. Министры совещались с главой государства и коллективно принимали решения. Временное правительство занялось восстановлением централизованного управления и республиканских институтов, органов местного самоуправления. Под его контроль были взяты все вооруженные отряды. В августе 1944 г. правительство аннулировало все акты правительства Виши от июня 1940 г., чем восстанавливалось действие основных законов Третьей республики.

21 октября 1945 г. на основе всеобщего избирательного права (для мужчин и женщин с 21 года) прошли одновременно выборы в новый представительный орган и референдум по выяснению отношения нации к прежнему конституционному строю. Избиратели должны были ответить на два вопроса: 1) должно ли собрание являться учредительным? (положительный ответ означал необходимость принятия новой Конституции); 2) избирателю надо было ответить, согласен ли он с напечатанным на обороте бюллетеня текстом закона об организации власти до вступления в силу Конституции. Закон лишал Собрание права в переходный период заменять кабинет или контролировать его деятельность, т.е. у правительства должны были оказаться, по существу, неограниченные полномочия (будет ли проект Конституции, принятый учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден референдумом).

В ходе референдума на первый вопрос положительно ответили 96,4% избирателей, на второй - 66%. Что же касается распределения мест в Собрании, то 152 места получила Коммунистическая партия, 142 места - Социалистическая партия, 141 место - Народно-республиканская партия (тесно связанная с Ватиканом). На остальные правые партии пришлось только 57 мест.

2 ноября 1945 г. Временное правительство перестало существовать, передав всю власть Учредительному собранию. Оно сформировало новое Временное правительство, опять во главе с де Голлем. В него вошли по пять представителей коммунистической, социалистической и народно-республиканской партий и шесть деголевцев. Но вскоре де Голль вступил в конфликт с Учредительным собранием (из-за несогласия с подчинением правительства Собранию) и ушел в отставку (январь 1946 г.).

В апреле 1946 г. был готов проект новой Конституции. По нему создавался однопалатный парламент, провозглашался его суверенитет, полный контроль за правительством, ограничивались полномочия президента (отсутствовало право вето, роспуска парламента), закреплялась национализация ряда отраслей промышленности, появилась “Декларация прав”, дополнявшая “Декларацию” 1789 г. новыми социальными правами. Проект был вынесен на общенародный референдум (5 мая 1946 г.) и был отвергнут (10,6 млн.- против; 9,4 млн.- за).

В результате потребовалось провести новые выборы в Учредительное собрание (2 июня 1946 г.). Расклад сил в нем оказался следующим: НРП - 160 мест, ФКП - 146 мест, ФСП - 115 мест.

К сентябрю 1946 г. был подготовлен новый проект Конституции. 28 сентября 1946 г. он был утвержден Учредительным собранием, а 13 октября - референдумом. С 24 декабря 1946 г. она вступила в силу.

Конституция 1946 г. закрепила демократический поворот в пользу парламентаризма. Провозглашались единство и неделимость Республики, конституированной в виде Французского союза, членом которого вместе с европейскими территориями признавались заморские департаменты, подмандатные территории, объединившиеся государства.

В преамбуле Конституции подтверждались права и свободы, провозглашенные Декларацией 1789 г. Дополнительно в ней были закреплены: равенство мужчин и женщин, право и обязанность трудиться, запрещалась дискриминация по мотивам происхождения, вероисповедания, политических убеждений, закреплялась свобода объединения в профсоюзы, свобода стачек; предусматривалось ограничение монополий и возможность передачи их и любого предприятия, имеющего национальное значение, в руки государства; гарантировались условия для развития личности, семьи, охрана здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг, бесплатное и светское образование всех ступеней было объявлено долгом государства.

Основным органом государственной власти стал Парламент. Он состоял из Национального собрания (ассамблеи) и Совета республики. Конституция намечала лишь общие принципы организации палат, основные полномочия и основы избирательного права.

Так в ст. 4 Конституции избирателями были признаны все совершеннолетние обоего пола французские граждане и лица, состоящие под французской властью, пользующиеся гражданскими и политическими правами.

Из двух палат Парламента важнейшей являлась Национальная ассамблея, избиравшаяся на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только она признавалась единственным законодательным органом. Она принимала бюджет, утверждала международные договоры, объявляла войну и военное положение. В тоже время она не обладала конституционной властью. Она доверялась либо Учредительному собранию, либо народному референдуму. Вторая палата - Совет республики - избиралась коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Его статус был преимущественно консультативным. Он мог только предлагать поправки к законопроектам (в течение двух месяцев), которые Ассамблея могла отвергнуть.

Главой государства считался Президент. Он избирался на 7 лет совместно обеими палатами Парламента. Власть Президента была весьма ограниченной и носила скорее представительный характер. Он обнародывал законы, подписывал договоры с иностранными государствами и мог издавать правительственные акты. Все акты Президента вступали в силу только после их подписания Председателем Совета министров и тем министром, по ведомству которого должен был осуществляться этот акт, т.е. имел место принцип контрасигнатуры.

Но у Президента были и достаточно важные полномочия. Так он мог потребовать от обеих палат нового обсуждения предлагаемого ему на подпись закона.

Именно Президент намечал после консультаций с лидерами фракций кандидатуру председателя Совета министров, который затем докладывал свою программу Национальной ассамблее. Если он получал одобрение, то президент своим декретом назначал и его, и министров.

Именно правительство (Совет министров) являлось вторым по важности государственным институтом после парламента. Оно было ответственно только перед Национальной ассамблеей. Правительство уходило в отставку как в случае недоверия, если вопрос об этом был поставлен Председателем Совета министров, так и в случае принятия резолюции о порицании. Правительство могло уйти в отставку и при провале представленного им законопроекта. Только у Председателя правительства, как и у парламентариев, было право законодательной инициативы (у Президента его не было). Именно Совету министров принадлежало руководство всеми исполнительными структурами, право созыва парламента, руководство армией.

В качестве противовеса системе порицаний Конституция предусматривала, что если в течение 18 месяцев произойдет два правительственных кризиса, то Совет министров может принять решение о роспуске Национальной ассамблеи. Для этого издавался особый декрет президента. Новые выборы должны были произойти не раньше двадцати и не позднее тридцати дней после роспуска. На период же проведения избирательной кампании формировалось правительство из представителей всех партий Ассамблеи. Ее председатель становился главой правительства.

Конституция учредила Высший совет магистратуры в качестве высшей судебной инстанции республики. В его состав входили Президент, Министр юстиции, 6 членов, выбранных Национальной ассамблеей, четыре представителя судебного ведомства и ряд других лиц. Этому органу подчинялись все суды Франции.

В области местного управления серьезных изменений не произошло. Местными коллективами были признаны комитеты, департаменты и заморские территории. Все они управлялись советами, избираемыми всеобщим голосованием. Административный контроль за ними, в рамках департамента, обеспечивался делегатами правительства (префектами), назначенными Советом Министров.

Отдельная восьмая глава была посвящена Французскому Союзу. Все части Союза провозглашались равными. В качестве координирующих органов руководства империей создавались особое Собрание (Ассамблея) Французского союза (240 депутатов) и Экономический совет.

Неразрывно связаны с Конституцией и ряд законов 1946-1951гг., которые детальнее определили статус и порядок избрания палат Парламента. Так, законом 1946г. для выборов в Национальную ассамблею устанавливалась пропорциональная система представительства партий по департаментским округам (сходное с законом 1919 г.). Но уже в 1951г. единственной вновь стала мажоритарная система. Закон 1951г. утвердил и состав Ассамблеи – 627 депутатов, избираемых гражданами старше 21 года (при наличии государственных наград – с 18 лет). Пассивное избирательное право было ограничено возрастным цензом – 23 года, необходимостью 10-летнего гражданства и “достойным поведением”.

Что же касается Совета республики, то по закону 1948г. его составляли 320 депутатов (старше 35 лет), избиравшиеся на 6 лет коммунами и департаментами на основе непрямых выборов, с обновлением на половину каждые 3 года.

Таким образом, Конституция 1946г. утвердила четкую парламентскую республику с сильным парламентом в лице нижней палаты (Национальной ассамблеи), и со слабой системой сдержек и противовесов. Проблема состояла в том, что эта система могла действовать только при высокой степени партийно-парламентского согласия. А этого как раз и не было.

Уже первые выборы, прошедшие по новой Конституции в ноябре 1946г. свидетельствовали о четкой поляризации политических сил на 2 блока: 1) коммунисты и социалисты; 2) республиканцы (во главе с НРП). Созданное этими тремя ведущими партиями правительство продолжило национализацию важнейших отраслей промышленности, а также социально - покровительствующее законодательство. Но уже вскоре оно столкнулась с кризисными явлениями в экономике. Ориентация на США привела к разрыву с коммунистами. В мае 1947г. они были выведены из правительства. Их влияние стало сокращаться.

Одновременно в обществе приобретает популярность идея “сильной власти”, с которой выступил де Голль. Он в 1947г. создал «Объединение французского народа», выступившее за усиление исполнительной власти, и в первую очередь, - президента, т.е. за пересмотр Конституции 1946г. Одновременно голлисты отстаивали в социальной сфере “социальный мир” и “социальное партнерство”.

Правительственная чехарда (за 12 лет Четвертой республики сменилось 20 кабинетов), частые парламентские кризисы свидетельствовали о необходимости реформ. В декабре 1954г. она была санкционирована парламентом.

Согласно реформе, повысился статус Совета республики. Он стал по существу равным Национальной ассамблеи в области законодательства. Так законопроекты могли вносить в так называемое Бюро любая из палат. Созыв парламента на чрезвычайную сессию допускался лишь по требованию большинства, а не 1/3 депутатов, как ранее. Парламентская неприкосновенность была ограничена сроком сессии парламента.

Существенно были изменены принципы взаимоотношений Ассамблеи и правительства. Для получения разрешения со стороны Национальной ассамблеи на формирование правительства требовалось теперь только простое большинство. Председатель Совета министров получил право распускать парламент на каникулы, если сессия последнего длилась более 7 месяцев. При роспуске Собрания не создавалось теперь новое “коалиционное правительство”, а действовал старый кабинет, распустивший Ассамблею.

Возросли и права президента. Дополнительным законом 1953г. о выборах президента вводился упрощенный порядок его избрания парламентом (без дебатов, простым большинством).

Дальнейшими законами 1953-54гг. окончательно был решен вопрос о праве правительства издавать законы (правда, определенного содержания с согласия Госсовета).

Окончательное же преобразование французской государственности произошло в обстановке социального и политического кризиса конца 1950-х гг., вызванного войной в Алжире.

Итак, мы можем выделить 3 основных причины, вызвавшие переход от Четвертой к Пятой республике: 1) правительственная нестабильность; 2) экономические проблемы; 3) колониальный кризис (1953 г. отпал Лаос, 1954 г. – Камбоджа, 1956 г. - Марокко и Тунис, 1958 г. - Гвинея и т.д.).

-III-

Конкретный же толчок к изменениям дали события в Алжире, считавшемся составной частью Республики. Здесь в 1954 г. началась освободительная война за независимость, продолжавшаяся по 1962 г. Франция решила любой ценой сохранить Алжир за собой. Объяснялось это наличием значительного числа чисто французского населения, выгодным стратегическим положением и тем, что здесь была обнаружена нефть. В 1957 г. началась настоящая война. В ней участвовала 300-тысячная французская армия. Одновременно парламент пытался найти политический компромисс. Это и вызвало недовольство, особенно среди офицерства.

В апреле 1958 г. в Париже начался новый политический кризис, затянувшийся на 5 недель. 13 мая 1958 г. начался мятеж алжирских французов и армии против Парижа, который не мог их защитить. Ими был создан “Алжирский комитет национального спасения”. Его цель - укрепить единство Франции и Алжира.

28 мая кабинет ушел в отставку, а 1 июня Национальная ассамблея (329 - “за” и 250 - “против”) назначила де Голля премьер – министром. На следующий день ему были предоставлены чрезвычайные полномочия.

В этот же день Ассамблея приняла три закона. Они продлили специальные прерогативы колониальных властей в Алжире, установили новый порядок пересмотра Конституции и предоставили правительству чрезвычайные полномочия на срок в 6 месяцев с правом издания декретов, изменяющих прежнее законодательство и имеющих силу закона.

Де Голлю была поручена подготовка новой Конституции при сохранении четырех основных принципов буржуазной демократии: а) всеобщность выборов; б) разделение властей; в) политическая ответственность Кабинета министров; г) независимость суда.

После принятия этого решения сессия парламента завершилась, и в прежнем составе он больше не созывался. Четвертая республика сошла с исторической сцены.

Во Франции же утвердилась новая Пятая республика. Произошло это на основе новой Конституции. Ее проект был разработан в июле 1958 г. (главным образом с участием Государственного Совета) и обсужден в особо организованном Конституционном консультативном комитете. Затем без одобрения парламента или Учредительного собрания он был вынесен на референдум (28 октября 1958 г.). На нем 79,25% избирателей поддержали новую Конституцию.

Конституция 1958 г. утвердила во Франции республику, в которой элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской.

Центральное место в системе государственных органов Пятой республики занимает Президент. Его полномочия очень обширны. Некоторые из них требуют министерской контрасигнатуры, однако наиболее важные права президент осуществляет лично. Согласно ст. 5 “Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент сам, без одобрения парламента, по своему усмотрению назначает Премьер – министра (и отправляет его в отставку), по предложению Премьера назначает членов правительства, производит назначение на гражданские и военные государственные должности, аккредитирует послов, представляет страну в международных отношениях, является главой вооруженных сил.

Президент председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждаемые на них декреты и постановления. Президент (но только после консультаций с премьером и председателями обеих палат парламента) может распустить Национальное собрание. В двух случаях: 1) в течение года с момента выборов; 2) в период осуществления президентом чрезвычайных полномочий, роспуск Национального собрания запрещен.

Статья 16 позволяет Президенту после консультаций с премьером и председателями обеих палат Парламента, а также с Конституционным Советом взять полноту всей власти на себя в случаях, “когда установления Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказывается под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти … нарушено”.

В области законодательства Президент наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые Парламентом, должны в течение 15 дней быть подписаны и промульгированы Президентом. В случае не согласия он может потребовать повторного обсуждения закона или какого-либо его отдельного положения. После повторного обсуждения Президент обязан подписать закон. По предложению правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению палат президент может передать на референдум законопроект, “касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения с Сообществом или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора” (ст. 11). В случае одобрения Президент обязан обнародовать его в 15-дневный срок.

Также у Президента есть право передать любой законопроект в Конституционный совет для проверки его соответствия Конституции.

Президент является и гарантом “независимой судебной власти”. Он возглавляет Высший совет магистратуры, а также осуществляет право помилования.

Законодательный орган республики - Парламент играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Состоит он из двух палат: Национального собрания и Сената.

Национальное Собрание избирается (по отдельному закону) сроком на 5 лет прямым голосованием граждан. Сенат избирается косвенным голосованием и обеспечивает представительство территориальных единиц Республики (в том числе департаментов “заморской Франции” и французов, проживающих за границей). Сейчас его члены избираются на 9 лет. Каждые три года происходит обновление на треть.

Собирается Парламент ежегодно на две сессии автоматически без решения Президента. Также возможны чрезвычайные сессии по требованию Премьер – министра или большинства депутатов Национального собрания (ст. 29).

Основная функция Парламента - принятие законов. Она значительно ограничена. Статья 34 определяет конкретный круг вопросов, по которым Парламент имеет право издавать законы. Все остальные вопросы решаются в административном порядке, обычно декретами правительства.

Одновременно по ст. 38 правительство может обратиться к Парламенту с просьбой о предоставлении ему права с помощью ордонансов в течение ограниченного срока осуществлять мероприятия в сферах, входящих в область законодательства. Таким образом, конституционно закреплена возможность делегированного законодательства.

О сужении прав Парламента свидетельствуют: ст. 40, по которой предложения и поправки, выдвигаемые членами Парламента, не могут быть приняты, если их следствием будет сокращение средств либо создание или увеличение расходов государства; ст. 42 - она утверждает приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат; ст. 47 ограничила права Парламента в финансовой сфере (она определяет определенный срок принятия финансовых законов - 70 дней, если это не происходит он вводится путем издания правительством ордонанса).

Наряду с этим у Парламента есть право контроля за деятельностью правительства. По ст. 49 он может выразить недоверие правительству путем резолюции порицания. Если это происходит, а также в случаях неодобрения программы и декларации общей политики правительства, последнее должно уйти в отставку (ст. 50).

Таким образом, Конституция значительно сократила права Парламента. В тоже время были расширены полномочия главы правительства (Совета Министров). Согласно ст. 20 правительство “определяет и ведет политику Нации”. В целом функции Совета министров определены в Конституции очень сжато. Он решает множество вопросов, не отнесенных к сфере законодательства. Здесь его акты заменяют законы. Может правительство получить и право делегированного законодательства. Но оно ответственно перед парламентом и может быть им отправлено в отставку.

В Конституции оговорены отдельно и полномочия Премьер – министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он обеспечивает исполнение законов, осуществляет нормотворческую деятельность, назначает на некоторые военные и гражданские должности. У него есть право законодательной инициативы, он может требовать созыва Парламента.

По поручению Президента Премьер – министр может председательствовать в Совете министров, а также в советах и высших комитетах национальной обороны.

Важным новшеством во французских конституционных порядках было запрещение совмещать пост в правительстве с депутатским мандатом.

Конституция создала и ряд новых органов. Среди них важнейшее место занимает Конституционный совет, из 9 членов, избираемых на 9 лет без права возобновления полномочий. Его состав обновляется на 1/3 каждые три года. Трех членов назначает Президент, трех - Председатель Национального собрания, трех - Председатель Сената. Сверх этих девяти членов в Совет входят пожизненно бывшие президенты. Председателя Совета назначает Президент и его голос является в случае равного голосования решающим. Функции Совета: следить за выборами всех властей, проведением референдумов, а также право рассмотрения конституционных законов, вплоть до их аннулирования (решение Совета обжалованию не подлежат).

Также по Конституции создавались Экологический и Социальный советы. Это консультативные органы при правительстве. Все их заключения не носят обязательного характера.

В судебной сфере в качестве инстанции, назначающей судей, рассматривающей дела об их дисциплинарной ответственности, вопросы помилования, был сохранен Высший совет магистратуры.

Сохранилось в Конституции и положения о Верховном суде, состоящем из избираемых в равном числе членов Национального Собрания и Сената. Среди его полномочий: рассмотрение уголовного дела по обвинению президента в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений, уголовных деликтов при неисполнении служебных обязанностей.

Это основные положения Конституции в сфере государственного устройства. Что же касается гражданских прав населения, то в преамбуле Конституции подтверждалась приверженность положениям Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1946 г.

В целом же мы еще раз должны отметить, что во Франции была установлена республика, в которой сочетаются моменты как парламентской, так и президентской республики. Обвинения в авторитаризме, на наш взгляд, здесь излишни. Ведь только сильная президентская власть помогла стране решить острые внешне-политические и военно-политические проблемы.

Но, говоря о Конституции, мы ничего не сказали о порядке выборов Президента. Первоначально он должен был избираться коллегией выборщиков, где депутаты парламента были в меньшинстве перед представителями коммун и департаментов (до 80 тыс. человек). Срок полномочий Президента - 7 лет.

Но в 1962 г. порядок выборов был изменен. В этом году по предложению де Голля прошел референдум, согласно решению которого теперь президент избирается всеобщим голосованием. Для победы в первом туре требуется абсолютное большинство поданных голосов. Если этого нет, во второй тур выходят два кандидата, набравших наибольшее число голосов. Срок полномочий в этот период был сохранен. Эта реформа позволила укрепить независимость президента. Глава государства стал практически в равнозначное к представительному парламенту конституционное положение, что, бесспорно, увеличило его роль в практической политике.

Режим, созданный де Голлем, в начале многими воспринимаемый как временный, оказался достаточно крепким.

На выборах в Национальное собрание в 1958 г. победила деголевская партия (“Союз в защиту новой республики”). Этим де Голль обеспечил себе поддержку в парламенте. В 21 декабря 1958 г. он сам был избран президентом.

Затем де Голль смог в полной мере реализовать свои идеи. Обычно говорят о его личной диктатуре или диктатуре монополий. Но это не так, поскольку: 1) этот режим находился в жестоких рамках Конституции; 2) де Голль понимал значение социальных мероприятий. При нем проводилось активная социальная политика. Де Голь даже стал новатором в ее многих направлениях. Так, в 1962 г. им был поставлен вопрос о продаже акций предприятий рабочим. При режиме де Голля гарантировалось и соблюдение прав и свобод.

Сам де Голль не отдавал предпочтения ни одному политическому направлению. Так, он выступал против антикоммунизма с надклассовых позиций. В целом же его режим строился на личной популярности.

Де Голль активизировал и внешнюю политику Франции. В 1962 г. он предоставил независимость Алжиру, но при этом оговорив защиту прав французов. Именно идея де Голля о Содружестве легла в основу Конституции. Она состояла в отказе от военно-административных рычагов, при сохранении экономического, а, следовательно, и политического влияния Франции на свои бывшие территории.

В европейской политике де Голль выступил за углубление европейской интеграции. В то же время он являлся противником расширения влияния США. В 1966 г. Франция вышла из НАТО. И в том же голу де Голль призвал к разрядке в отношениях с СССР. В 60-е гг. Советский Союз стал главным торговым партнером Франции. Так, например, французские кампании внедрили в СССР систему цветного телевидения.

Но к середине 60-х гг. все сильнее начинают проявляться противоречия во французской экономике. Здесь с одной стороны рост ВНР в 6% в год, рост жизненного уровня населения на 30-40%, но с другой стороны - неравномерность развития. Исчезают целые отрасли (в связи с международной конкуренцией), идет процесс разорения средних и мелких предприятий. Все это привело к сдвигам в социальной структуре. “Старые средние слои” ушли. На их место пришли “новые средние слои”: служащие, интеллигенция, работники умственного труда с наемным статусом, учащиеся и студенты, торгово-конторские работники, служащие сферы обслуживания. Их же положение во многом зависит от экономической ситуации и политики правительства, так как их доходы фиксированы.

В 1967-1968 гг. же произошло ухудшение экономической ситуации. Это совпало со структурными переменами во французской экономике, с изменением социального статуса населения. Де Голль решил, опираясь на свой авторитет, провести ужесточение социально-экономической политики (сокращение государственных расходов и социальных программ, увеличение налогов и т.д.). Но против выступили “новые средние слои”. В прежние времена конфликт мог быть урегулирован через вмешательство парламента, но в новых условиях (режима личной власти) это было невозможно.

В мае 1968 г. социальный и экономический кризис перерос в политический. Движение начали студенты Сорбонны (3 мая 1968 г.). Среди их требований главной была идея о том, что пропала возможность за счет обучения улучшить социальное положение. Силой подавить выступления студентов не удалось. Их поддержали ведущие профсоюзы. 11 мая началась всеобщая забастовка, продлившаяся до 25 мая. К началу июня различными обещаниями, уступками недовольство удалось погасить. Но власть де Голля была подорвана. Поняв, что популярность стала теряться, президент предложил провести референдум, который мог укрепить его авторитет. На референдум 27 апреля 1969 г. были вынесены законопроекты о реформе Сената и о новом региональном делении Франции. При этом де Голль заявил, что если они не будут одобрены, он уйдет в отставку. В итоге 52,41% французов сказали “нет”. В тот же день де Голль заявил о своей отставке, несмотря на то, что до новых выборов было еще 4 года.

В последующие годы конституционный строй Пятой республики стабилизировался.

Конституция 1958 г. сохранила свою силу в практически неизменном виде до сегодняшнего дня. Наиболее значимое ее изменение произошло в 2000 г., когда в результате референдума срок полномочий Президента был сокращен до пяти лет. Некоторые перемены коснулись в 1980-е гг. местного управления (была упразднена должность префекта департамента, повышены права выборных советов), избирательной системы (в 1974 г. избирательное право получили все граждане 18 лет, в 1985 г. возвращена мажоритарная система).

В политическом отношении история Пятой республики последних десятилетий XX в. характеризуется противостоянием двух политических сил: право-республиканского “Союза в защиту новой республики” и коалиции левых партий, в центре которых находится мощная Социалистическая партия. Эти две силы, попеременно побеждая на президентских и парламентских выборах, постепенно сформировали во Франции подобие двухпартийной системы, которая стабилизировала конституционные учреждения Пятой республики.

Полнота правительственной власти сохранилась за президентом, однако назначение на посты премьер-министра и министров стали производиться с учетом мнения парламентского большинства. Конституционная реформа 1995 г. несколько сократила применение референдума вместо обычной законодательной процедуры. Политическая практика и необходимость партийного сотрудничества сгладили, в конце концов, наиболее острые углы режима личной власти времен де Голля в сторону парламентаризма, хотя президент и остается первой фигурой в системе государственной власти Французской республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: