Видеть красивое

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ПОЧЕРКА

ВИДЕТЬ КРАСИВОЕ

Что такое письмо? Письмо- это способ передавать мысли, а красивое письмо- это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т.е. творить красоту.

Я знакомлю детей с историей славянской письменности, русской «Азбуки», показываю, как писали раньше. И всегда стараюсь сравнить письмо с чем-нибудь красивым. Иногда говорю: красивое, каллиграфическое письмо напоминает кружева наших замечательных кружевниц. У К.Паустовского есть такие слова:»Кружева пели. Пели причудливые птицы в сказочном оперении, скворцы, едва различимые в густом переплетении ивняка, пели соловьи, иволги, зяблики, пели травы и цветы: ромашки и васильки, колокольчики, сон-трава, иван-да-марья, пели руки кружевницы. Узор сменялся узором. Передо мною лежала кружевная скатерть с незатейливым узором зыбких кружочков. Так вот она, самобранка! Так вот он, узор, что зовется у нас в народе просто, очень просто- сыпкий дождик».

Из чего оно складывается, красивое письмо? Наверно, из «сыпкого дождика» Паустовского, из стихотворений Пушкина и Васильева, из музыки Чайковского и Шопена, из картин Васнецова и Васильевского.

Это те истоки, из которых человек выпивает однажды глоток живительной воды.

Детям тоже надо дать этот глоток живительной воды. Можно начать с самого доступного и так необходимого- с природы. Сети паучков - это ведь тоже искусство, и если внимательно присмотреться, они напоминают искусство письма. Пусть ребята узнают и понаблюдают, как путешествует паучок с паутинкой вместе.

Чайковский писал, что восторги от созерцания природы выше, чем от искусства. Огромно благотворное влияние природы на душу ребенка.

Начинается наш путь к достижению прекрасного. Повторяя слова своего отца, я часто говорю: видите, как красиво вокруг, и то, что будет выходить из –под ваших рук, должно быть тоже красивым.

За долгие годы своей педагогической работы я поняла: не следует сразу «бросаться» учить детей писать, при этом требуя, чтобы они все это делали так, как в «Прописях».

Главное- заставить из полюбить сам процесс, заронить в их души понятие «красота» и научить применять его к своей работе тоже.

Многие возразят: почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей, даже от настроения человека.

Но я хочу сказать, что, может быть, это все и так, но мы, учителя начальных классов, должны приложить все силы, чтобы обучение письму стало частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Уверена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом формировать в процесс обучения письму.

Красивое письмо- это и выражение отношения к другим людям; неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере говорит о невнимании, безразличии к другому человеку.

Одного умения видеть красивое недостаточно. Важно помочь ребенку, научить его созидать.

Существуют, на мой взгляд, две опорные точки в этом трудном деле. Основное- это развитие воображения и творческих способностей.

УЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ.

Одно из главнейших причин равнодушия детей к учебе- отсутствие или убогость творческого начала в их духовной жизни. Не в каждой семье родители заботятся об этом. В лучшем случае пытаются(часто вопреки желанию и способностям) обучать своего ребенка музыке, рисованию. Учителю в школе надо уметь увидеть творческие ростки в детях и развивать их.

Детскому рисунку я придаю большое значение. Это творчество, духовная жизнь ребенка.

Хочешь увидеть, что спрятано в кладовой душе твоих детей, - дай свободную тему для рисования. Рисунок покажет, как малыш воспринимает окружающий мир, художественные произведения. Это будет чудесный детский язык. Рисование способствует развитию пространственного и творческого воображения, творческих способностей.

Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов, на мой взгляд, помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка в какой-то мере подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании.

А сколько изобретательности проявляют ребята, моделируя, строя карету для Золушки, ракету для полетов в космос, бабочек, цветы! Они не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

Составление, моделирование и штриховка предметов- это и способ развития речи, так как мы всегда попутно составляем небольшие рассказы по теме, работаем над словом.

Если мне удалось добиться, что ученики, в развитии мышления которых встречались серьезные затруднения, придумали сказку, рассказ, связали в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит, они научились творить.

Весь умственный труд нельзя сосредоточить в три-четыре часа, которые дети проводят в школе. Дома дети должны выполнять такие упражнения, которые позволят более глубоко осмыслить материал. По математике вместо примеров можно дать творческие задания: составить занимательные упражнения для устного счета, более сильным ученикам- составить серию задач. Ребятам такой вид работы очень нравится. Тут и воображение, и навыки счета, и творчество ребенка. Кроме того, дети любят рисовать, готовить подборки для сочинений по темам «Наш хлеб», «Русская зима», «Наша Родина» и т.д., по желанию самостоятельно учить понравившиеся стихи.

Домашний умственный труд не должен быть утомительным и однообразным. Значит ли это, что у детей совсем нет домашних заданий по учебнику? Конечно, нет. Если тема сложная и учитель видит, что навыки правописания слов или вычислительные навыки необходимо закрепить, то задание непременно надо дать.

С.Т.Шацкий писал, что начатки творческой силы существуют почти у всех….надо лишь создать для проявления ее подходящие условия.

Из этих слов нетрудно сделать вывод, что учитель должен на уроках создавать такие проблемные ситуации, которые позволили бы ученикам самим переосмыслить, сделать достоянием своей личности научный факт. Сейчас есть много пособий и ТСО, которые помогут имитировать обстановку открытия (пусть открытие будет самое маленькое- заглавная буква Б похожа на туриста з рюкзаком на спине).

Знать об открытиях – это мало, школа стремится научить открывать, творить, шагать от открытого к неизвестному.

Ведь труд мысли невозможен, если нет творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: