с использованием материалов экспресс-экспозиции

Методическая разработка музейно-педагогического занятия

С использованием материалов экспресс-экспозиции

«ИЗ МУЗЕЯ – В КНИГУ – И ОБРАТНО»

Автор: Ядрина Вероника Андреевна

заведующая школьным музеем

Тел. 89213671185

E-mail: air-museum@mail.ru

Санкт-Петербург

Методическая разработка музейно-педагогического занятия

с использованием материалов экспресс-экспозиции

«ИЗ МУЗЕЯ – В КНИГУ – И ОБРАТНО»

Тема занятия: Константин Эдуардович Циолковский – основоположник отечественной космонавтики – человек, который «сделал себя сам».

Актуальность темы: Великий ученый Константин Эдуардович Циолковский внес огромный вклад в развитие космонавтики, всю жизнь занимаясь исключительно самообразованием и постигая мир только собственным опытным путем. Поэтому личность ученого – наилучший образец целеустремленного человека, собственным даром и трудолюбием достигшего высот важнейших научных открытий.

Кроме того, наша школа долгое время носила имя К.Э. Циолковского, поэтому представляется необходимым раскрывать для детей его личность как можно раньше. Сама тема космонавтики является важной составляющей в патриотическом воспитании учащихся: гордость за передовые достижения в космической отрасли в прошлом и сегодня.

Адресная группа: учащиеся 4 класса (10-11 лет).

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель занятия: содействовать формированию установки личности на творческое освоение действительности, развитию наблюдательности, навыков самостоятельного поиска информации и ее извлечения из различных типов источников на примере раскрытия личности К.Э. Циолковского.

Задачи занятия:

# образовательные:

- познакомить учащихся с личностью Константина Эдуардовича Циолковского;

- познакомить с основными видами деятельности К.Э. Циолковского – его научной и педагогической работой;

- рассмотреть вклад ученого в развитие отечественной космонавтики;

- объяснить основные законы физики в космонавтике на простейших опытах.

# воспитательные:

- побуждение интереса к самостоятельному изучению научных дисциплин;

- воспитание самостоятельности и стремления к открытиям на примере выдающейся личности К.Э. Циолковского;

- развитие чувства патриотизма и гордости за Отечество на примере передовых достижений в области космонавтики;

- формирование интереса к музейному пространству как к универсальной модели мира.

# развивающие:

- создание условий для понимания возможности извлекать максимум информации из источника (письменного и вещественного);

- показ многогранности изучения темы путем межпредметных связей (литература, физика, психология, история);

- развитие образного и ассоциативного мышления;

- развитие творческого потенциала учащихся;

- формирование умений работы с письменными и вещественными источниками и их сравнение;

- создание условий для постижения темы опытным путем.

Прогнозируемые результаты:

К концу занятия учащиеся

Имеют опыт работы с различными источниками и способны анализировать и самостоятельно работать с ними, извлекая максимум информации.

знают:

- кто такой Константин Эдуардович Циолковский;

- основные вехи жизненного пути ученого;

- виды деятельности К.Э. Циолковского;

- основные его изобретения.

умеют:

- читать книгу, анализируя информацию;

- работать с вещественными источниками;

- самостоятельно проводить простейшие опыты по физике.

Методы и формы работы на экспозиции:

- комментированнное чтение литературного источника;

- показ вещественных источников (музейных предметов);

- рассказ на музейной экспозиции;

- опытная работа в группах;

- привлечение аудиальных источников.

Список используемых источников:

# литература:

ü Ткаченко А. Циолковский. Путь к звездам. М., 2014.

# вещественные источники:

ü макет памятника К.Э. Циолковскому в Калуге

ü брошюра Циолковский К. Таблица дирижаблей из волнистого металла. Калуга, 1915.

ü воспоминания С.А. Сергиевской (ученицы К.Э. Циолковского)

ü макет слуховой трубы К.Э. Циолковского

ü копии страниц рукописей К.Э. Циолковского

# фотографии:

ü К.Э. Циолковский на велосипеде

ü К.Э. Циолковский с семьей

# аудио-источники:

ü аудиозапись с голосом К.Э. Циолковского «Приветственное слово Циолковского на параде 1 мая 1935 г.»

# материалы для опытов:

ü воздушные шары

ü бумага, щетка

Ход занятия

План урока Действия учителя Действия учащихся
1. Приветственное слово Актуализация темы – возможность внести вклад в развитие наук путем самообразования. Знакомство с книгой А. Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам». Определение места иллюстративного материала книги в получении информации. Участие в обсуждении темы занятия. Просмотр книги, изучение иллюстраций на экране проектора.
2. Вступительная часть Показ макета памятника К.Э. Циолковскому в Калуге. Комментированное чтение вступительной статьи из книги: знакомство с фигурой Циолковского. Осмотр макета памятника К.Э. Циолковскому. Обсуждение значимости меморируемого лица. Просмотр иллюстраций из книги.
3. «Летит, летит ракета вокруг земного света…» Главное открытие К.Э. Циолковского – летательный аппарат с реактивным двигателем. Проведение опытов: «Земное притяжение», «Реактивное движение». Комментированное чтение главы из книги. Просмотр иллюстраций из книги. Проверка силы земного притяжения путем прыжков на месте. Опыт с воздушным шариком как пример простейшего реактивного двигателя: школьники надувают шарик и отпускают его.
4. «С зонтиком по льду» Опыты К.Э. Циолковского с зонтиком. Комментированное чтение главы из книги. Обсуждение вопроса необходимости постижения мира опытным путем. Знакомство с прижизненным изданием К.Э. Циолковского «Таблица дирижаблей из волнистого металла» (1915 г.) Просмотр иллюстраций из книги.
5. «Гениальный самоучка» Детство ученого и самостоятельное изучение естественных наук; К.Э. Циолковский как учитель. Комментированное чтение главы из книги. Цитирование рукописи - воспоминания ученицы Циолковского С.А. Сергиевской. Проведение опыта «Электрический спрут». Обсуждение возможности и путей самообразования в современном мире. Самостоятельное изучение вещественного источника – рукописи ученицы Циолковского. Проведение опыта «электрический спрут»: учащиеся трут бумажную конструкцию щеткой, активизируя действие статического электричества. Просмотр иллюстраций из книги.
6. «Чудак – человек!» Интересные факты из жизни Циолковского как характеристика личности ученого: показ фотографий Циолковского на велосипеде и членов его семьи, прослушивание голоса ученого с обращением к ученикам СССР. Комментированное чтение главы из книги. Просмотр фотографии Циолковского на велосипеде. Прослушивание голоса ученого. Просмотр фотографий Циолковского и членов его семьи. Опыт использования слуховой трубы. Анализ вещественных источников как возможность получения информации о личности человека. Просмотр иллюстраций из книги.
7. «К звездам!» Вклад К.Э. Циолковского в развитие отечественной космонавтики. Показ копий страниц рукописей К.Э. Циолковского. Комментированное чтение главы из книги. Изучение копий рукописей ученого для сопоставления идей Циолковского и их воплощением в жизнь в настоящее время. Просмотр иллюстраций из книги.
8. Заключительная часть Подведение итогов занятия – личность Циолковского и его вклад в развитие космонавтики. Участие в обсуждении необходимости самостоятельного изучения различных источников и постижения мира опытным путем на примере К.Э. Циолковского.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: