На уроке литературного чтения имеют место разные виды анализа худ-го произведения, каждый из которых формирует особые читательские умения и реализуется через соответствующие приемы анализа. Виды: 1.Стилистический анализ. Приемы:
-выделение изобр-ых средств языка в тексте и осознание их роли в тексе;(Пр.почему автор пишет: «…», о чем говорит нам выражение «..»);
- стилистический эксперимент – намеренная «порча» авторского слова, имеющая целью привлечь внимание детей к авторскому слову, показать его неизменность в тексте. (Пр.в предл-и «А Вася что было духу пустился к котенку..», делаем замену «А Вася подбежал к котенку..» и выясняем, что изменилось в рез-те этого);
- использование живой наглядности- представляет собой сближение восприятие текста с жизнью реб-ка, с его эго эмоциональном непосредственным опытом.
- сравнение первоначального и окончательного вариантов одного текста.
Направление стилистического анализа: авторское слово, с помощью которого дети открывают главную идею текста.
|
|
2. Анализ разв-я действий. Приемы:
-деление текста на части с опорой на элементы сюжета, составление плана;
- составление пространственно временной модели;
- составление диафильма – серия словесных или графических рисунков, порядок которых соответствует послед-ти событий в тексте с целью выделения ключевых эпизодов. Алгоритм создания:
1.Перечитайте текст, наметьте его части-кадры.
2.Кратко опиши, о чем, ком будет каждый кадр.
3.Подберите титры к первому кадру: подчеркни в тексте те слова, которые его поясняют.
4.Представьте первый кадр мысленно, нарисуйте его.
5.На основе выделенных в тексте предложений сделайте титры к кадру.
6.Проверьте соответствие рисунка и титров в кадре.
7.Аналогичную работу проведи с остальными кадрами.
8.Определи общий характер получившегося фильма.
- пересказ: Приемы: *сравнение исходного текста и его пересказа, предложенного учителем; *«от противного», когда детям предлагается вариант «неправильного пересказа»; *выделение опорных (ключевых) слов и выражений при пересказе; * сравнение разных видов пересказа;* деление текста на части и составление плана (картинного, логического); * выделение смысловых опорных вех: перед началом рассказа ребенок кратко формулирует, о чем он будет говорить: «Вначале я скажу о…, потом о…, затем о…»; *пересказ с книгой в руках, что создает ситуацию психоло-го комфорта для ребенка; * прием наглядного моделирования.
- перечитывание по частям;
-вычленение ключевых эпизодов;
- сравнение фабулы и сюжета.
Направленность анализа разв-я действий: сюжет(цепочка событий) с помощью этого как между собой взаимосвязаны события.
|
|
3. Анализ образа персонажа. Приемы:
- выяснение мотивов; - сопоставление размышлений героев с их поступками;
- расшифровка эмоциональных знаков в диалогах;
- моделирование с целью фиксации отнош-й героя с др. персонажами;
- вычленение в тексте ключевых слов;
-драматизация; Схемаработы по драматизации (инсценированию):
1)Восприятие материала, который предстоит инсценировать.
2)Анализ данного материала (обстановки, в которой происходит действие, образов героев и их поступков).
3)Обсуждение и постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сценку?»).
4)Обсуждение и выбор выразительных средств («Как это сделать?»).
5)Пробы, их совместный анализ, внесение корректив.
6)Заключительный показ, его совместный анализ, подведение итогов.
- составление рассказа о герое;
- деформация текста;
- проектирование судьбы героя.
Направленность анализа образа: образ – адекватное восприяьте образа
4. Проблемный анализ. Приемы: -создание проблемной ситуации, ее совместное решение; - умение видеть авторскую оценку, умение осваивать идею худ-го произведения.
Аналитические умения:
-воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в худ-ом произведении;
- воссоздание в воображении картины жизни, созданные писателем;
- устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику разв-я действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике;
- целостно воспринимать образ-персонаж, образ-переживание как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи;
- видеть авторскую оценку, отнош-е, позицию во всех элементах произведения.
- осваивать худ-ую идею произведения;