Научные основы методики чтения и анализа художественных произведений разных жанров (сказка, басня, стихотворение)

Лирич.стих. 1) Подготовка к чтению имеют целью: создание эмоц.настроения, соответств.тональности стиха. Достигается приемами: - вступит.рассказ, связанный с написанием стиха. – беседа,оживляющая жизненные впечатления детей. – анализ произведений живописи. - прослушивание муз.отрывков. – экскурсии на природу. Важен не только содержательный аспект вступительной беседы, но и средства эмоциональной выразительности: интонация, жесты, мимика,манера поведения, нацеливающая на задушевное обращение с худ.произведенеием. Учит.может включать трудные слова и выражения, кот.попутно комментирует 2) Первичное чтение учителем наизусть (у дет.книги закрыты). Можно слушать на фоне музыки или детям закрыть глаза. Бунеевы – детям прочитать про себя, потом вслух, обсуждение и только в конце урока читает учитель, чтобы не навязывать свое понимание. 3) Обмен впечатлениями. 4) Анализ- перечитывание. Цель – проникновение в чувства автора, выявление того, чем они вызваны и с помощью каких изо.ср-в показаны. А-П включает в себя 2 блока метод.приемов: 1блок нацелен на формирование умения воссоздать картины, нарисованные автором (установка. представить то, что нарисовал автор). Приемы: - перечитывние по картинам. – словарно семантич.работа(«слова-краски»). – выделение изо.ср-в, их осознание. – стилистич.эксперимент, прием устранения, замена звучных слов, менее звучными. 2блок приемов способствует проникновению в эмоциональную тональность пейзажа. (Установка. Выяснить какое настроение вызывает у поэта эта картина,меняется ли оно на протяжении). Приемы: - анализ эмоционально-экспрессивной лексики («слова- настроения»), - словарь настроений. – акцентное вычитывание (вычитывание переживаний, мыслей и чувств лирич.героя и следит за изменением его эсоц.настроения). – цветопись. – музык.иллюстрирование. – приемы, подготавлив.выразит.прочтение. Прочитать выразительно – это значит прочитать так, чтобы слушатели представили изображенные в тексте картины и почувствовали сопутствующее настроение. Важно: а)выбор прав.ритма и темпа чтения. б)соблюдение пауз. в) соблюдение логич.ударений. Приемы: разночтение, составление разметки. Вторичный синтез ограниз-ся след.приемами: - осуществленеи контроля над запоминанием. – выразит.чтение. – написание отзыва. – обращение к репродукциям и муз.отрывкам. – сравнение произведений одного или неск.авторов.

Сказки. С.подкупают детей своей идейной направленностью: добрые силы побеждают. Сила воздействия образов и сюжета такова, что уже при первичном прочтении дети проявляют свои симпатии. Дети искренне радуются, чо побеждает справедливость. Важна познавательная сторона С. – показ отдельных моментов народной жизни и само изображение народа. Велико значение С.и для развития речи. Жанровые особ-ти С.: 1) наличие вымысла, 2) композиционное своеобразие (зачин, повторы, благополучная концовка). С.народная и литер.во всех ее жанровых разновидностях х(волшебная, о животных, бытовая) создает свой собственный сказочный мир благодаря целенаправленному использованию сказоч.вымысла. «Содержание сказочного мира» вкл.в себя след.признаки: специфика фантастики, характеристика персонажей, жизненного пространства(чистое поле, темн.лес) и времени (ускоренное), сказочн.слова. Чтобы углубить представления детей о С.как жанре, у них необходимо формировать след.литер.умения: а) умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев. б)умение определить сказочное место и время действия. в)умение находить в тексте переломный момент в развитии действия, дающий возможность проследить изменение героя. г)умение давать элементарную оценочную характеристику персонажам сказки. д) умение определить роль волшебных предметов и существ в развитии сюжета, функцию добра или зла по отношению к персонажам.

При формировании названных умений необходимо учитывать специфику сказочного мира. В соотношении с этим выделяют 3 группы (типа) сказок: сказки с чудесным условным и смешанным миром. 1) В основе сказок чудесного типа (волшебных приключенческих, героических) лежит чудесный мир - это предметным фантастически неограниченный мир, создаваемый чудесным принципом организации материла. Благодаря этому в таких сказках возможны «превращения» и «обращения», которые, как правило, происходит с помощью волшебных существ или по их воле. Дети должны овладеть логикой «обращения». В сказках чудесного типа центрального место в сюжете занимают волшебные существа и чудесные предметы. Это активная сила в чудесном мире, которая испытывает персонажей на доброту, стойкость, трудолюбие и т.д. Выдержавшим испытание они помогают, щедро награждаю их. Детям важно помочь живо представить волшебные существа, для этого используются такие приемы как выборочное чтение,

словесное рисование, рассматривание иллюстраций. Дети должны понять смысл чудес, функцию добра и зла по отношению к персонажам. 2) Сказки условного типа включают в себя сказки о животных, кумулягивные, бытовые, научно-познавательные. В них нет волшебных существ, чудесных предметов, отсутствуют «превращения» и «обращения». Место действия обычное- деревня, лес, изба и т.п. При анализе таких сказок внимание детей привлекается к бытовым, звуковым, эмоциональным и цветовым деталям, которые нежны для характеристики персонажей, их образа жизни, внешнего облика и помогают проникнуть в подтекст сказочных событий. При анализе сказок условного типа рекомендуется проводить с учащимися творческие работы: - сравнение сказок о животных и басен; - продолжение сказки до логического и эмоционального конца; - создание «сказки наоборот», в известную сказку вносятся элементы нового, связанного с перетасовкой персонажей, перевертыванием сюжета. Герои остаются те же, только меняются местами. 3) Сказки смешанного типа совмещают признаки, присущие чудесным и условным сказкам. При работе с такими сказками важно проанализировать эпизоды, характеризующие момент и причину появления чуда, его внешний облик, поставить детей в поисковую ситуацию, погрузив их в сказочный мир и выделив в нем жизненные ориентиры. Учителю необходимо использовать потенциал положительных нравственных поучений, которые несут в себе сказки. Поэтому на заключительном этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия переноса вывода сказки на аналогичные жизненные ситуации (-над кем и над чем смеется народ в этой сказке? -что вы поняли из этой сказки? - кого и за что осуждает народ в этой сказке? о чем же эта сказке?)

Методические приемы работы над сказкой: А) Выразительное чтение сказки учителем. Народная сказке создавалась устно и была рассчитана на слушателя. Этой особенностью объясняется манера ее чтения учителем. Чтец в процессе чтения обращается к слушателям, ищет их сочувствия, поддержки. Нельзя вносить в речь эл-т обыденности, сказка требует особой тональности, таинственности, необычности повествования. Чтение тех мест, в которых говорится о чудесах, превращениях, исполнителем соблюдается некоторая замедленность темпа. приглушенность голоса. Сказки строятся на принципе антитезы. Рекомендуется выделять голосом устойчивые сказочные выражения. Красочные эпилеты, сравнения, чтобы обратить внимание детей на изо.средства языка. Конец сказки нужно читать замедленно, с интонацией удовольствия, дать возможность детям насладиться ее счастливым концом. Б)Словесное и графическое рисование, рассматривание иллюстраций, подвижные иллюстрации. Цель – помочь живо представить героев сказки, волшебные существа, анализ превращений и обращении происходящих с помощью волшебных сил. В)Сравнительный анализ параллельных эпизодов. Цель - понять функцию добра и зла со стороны волшебных сил по отношению к персонажам, показать как по-разному ведут себе герои в одной ситуации или один и тот же герой в разных ситуациях. Г) Составление элементарных оценочных характеристик героев и подробных рассказов о героях. Д) Анализ(композиции сказки. (вычленение зачина, троек ратных повторов, благополучной концовки). Е) Анализ языковых средств сказки. - игра в особые сказочные слова. Ж) Творческие приемы: - продолжение сказки до логического и эмоционального конца З) Вычленение сказочных примет. И) Выявление главной мысли сказки, написание отзыва.

Басня. Б. - один из древнейших жанров словесного искусства. Особое место в становлении и развитии этого жанра принадлежит Др.Греции. Ученые считают, что автором первой басни –Гесиод. Hо основоположником басни – Эзоп. Этот жанр утвердил в русской поэзии А П. Сумароков. Высшего своего цветения басня достигла в творчестве И А Крылова. Сюжет его Б. облекается в форму короткой сценки, передающей живость разговорной речи. В качестве персонажей басни выступают животные, растения, рыбы, птицы, вещи (так называемая аллегория). В начале или конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Басня - короткий аллегорический рассказ с нравоучением. Выделяются такие существенные признаки басни, как: 1) наличие морали (нравоучения); 2) аллегории (иносказания), в большинстве басен действуют животные, которые выступают как бы в двойной роли - олицетворяют человеческие пороки и вместе с тем сохраняют свои звериные повадки (лиса - хитрая) Мораль басни может вытекать из всего содержания басни, а может содержаться в специальной части басни. В этих случаях выделяют повествовательную и нравоучительную части басни. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.Каждая басня - метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель просто и живо рассказывает о людских пороках (лесть, глупость, равнодушие, страх, невежество). Лаконизм, выразительность описаний, меткость народность языка много дают для развития речи и мышления учащихся. Очень важны образные выражения из басни, ставшие пословицами. Трудности в восприятии басни детьми: - непонимание иносказательного смысла басни; - высокая степень обобщенности заключенная в морали, - ограниченный запас нравственных представлений и соответствующей лексики; -отсутствие аналогий из жизни, ложная выразительность.

Метод. условия эффективной работы над басней; 1) Удачный способ объяснения жанровых особенностейБ. - чтение и обсуждение вступительной статьи в учебнике;

-чтение и комментирование диалогов сквозных персонажей.2) Особое содержание подготовительной работы. цель - представить персонажей и выявить основные линии их поведения, характерные повадки. 3)Использование басни для расширения кругозора, нравственного развития и обогащения словарного запаса, а также развития исполнительских навыков (чтение по ролям, драматизация). 4)Много для понимания идеи басни дает выяснения отношения детей к ее персонажам. 5)Важно выяснять отношение автора к героям.

Работа над басней включает в себя следующие компоненты: I) Подготовительная работа

1. Рассказ учителя об авторе басни. 2. Литературная викторина по материалу прочитанных басен. 3. Беседа о повадках животных - действующих героях басни. Которую предстоит читать. II) Выразит.чтение Б.учителем(лучше наизусть) или прослушивание в записи (можно использовать просмотр диафильма). Басня читается (рассказывается) просто, естественно и приближенно к разговорной речи.Важна правдивовость рассказывания: как будто исполнитель был свидетелем случая или слышал о нем. Исполнитель басни - обыкновенный человек, рассказывающий нам поучительный случай. Не следует навязывать мораль и читать ее слишком серьезно и торжественно и назидательно. Нравоучительную часть надо отделить паузой, чтобы учащимся задуматься над ней. III) Анализ конкретного содержания Б. 1.уточнение структуры и композиции (-на сколько частей можно разделить басню? -какой момент считается началом описанного случая

-когда действие достигло наивысшего момента в своего развитии?) 2. Выяснение мотивов поведения героев, их характерных черт (как автор передает характер? Что и как говорит он о действиях, какой прием использует автор, чтобы..) 3.Установление главной мысли конкретного содержание Б. IV) Раскрытие аллегории: выяснение иносказательного

смысла басни. (-кто подразумевается под действующими лицами басни. -кого же изобразил автор в этой басни? - почему героями басни автор сделал именно этих животных?). V) Анализ морали (-какие человеческие пороки высмеиваются в басне?

-кого осуждает (высмеивает) автор? - анализ нравоучительной чести басни. -какова мораль этой басни? -в каких словах выражена мораль?). VI) Приведение аналогии из жизни.

Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений (иллюстрирование, драматизация, творческие пересказы и др.). Методика организации детского литературного творчества.

При работе с худ.текстами реб.приобретает не только опыт слушания и чтения, но и опыт творч.деят-ти, направленный на создание собственного текста(авторского). Когда реб.сам бывает в позиции автора у него активно формируется не только читательские, но и литературные умения. Литер.твор-во м.включать разные виды заданий: графическое иллюстрирование, составление диафильма, творческое подражание..

Драматизация – такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное в лицах, используя определ.ср-ва выразительности (слово, мимика). Д.: -развивает воссоздающее воображение, т.к. помогает детям зримо увидеть героеви то,что с ними происходит. – Обостряет восприятие морального опыта, отраженного в произведении. Дети приобретают опыт делания (перевод чувств в действия). – Наиболее близко. Действенно и непосредственно связывает худож.творчество с личными переживаниями. Виды Д.: 1)чтение по ролям (чтение диалогов героев разными детьми с использованием интонационных ср-в) 2) Инсценирование (текст не читается, а воспроизводится наизусть; при И.исп-ся не только интонацион.ср-ва. но и мимика, жесты, поза, движение; оформ-ся эл-ты обстановки,эл-ты костюма и реквизиты).

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом необходимо помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фото, а не действуют, как на экране. В начале работы необходима материальная (зрительная) опора. На 1 этапе обучения слов.рисованию целесообразно использование так называемой динамической, постепенно возникающей на глазах у детей картины. При этом после словесного описания каждой детали рисунка, любого эл-та интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно нарисованная сопутствующая картинка. Расположение эл-тов картины обсуждается с детьми. Постепенно создается законченная картина к эпизоду, которая и служит материальной опорой возникших в воображении учеников представлений. Возможно так же другое зрит.пособие – 3листа бумаги, кот.прикрепляются один за другим на доске, деле по мере возникновения устной картинки последовательно открывается перед детьми.

На следующем этале обучения устному иллюстрированию используются такие приемы:

1)выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет, выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации, дома (по желанию) дети заканчивают ее в красках и карандашах. 2)дети словами рисуют картину, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по чтению.

И только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрит.опоры сделать словесный рисунок к тексту.

На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы ориентировочно будет таким: 1)выделяется эпизод для словесного иллюстрирования, 2)рисуется место, где происходит событие, 3)изображаются действующие лица, 4)добавляются необходимые детали, 5)раскрашивается контурный рисунок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: