Конституция 1871 г. не знала принципа «ответственное правительство».
Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа «народного суверенитета». Воля монарха являлась высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.
Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе всеобщих выборов с тайной подачей голосов, находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундесратом. Члены рейхстага не получали за свою работу никакого жалованья или вознаграждения.
В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена «военному делу империи», в ней закреплялась всеобщая воинская обязанность, право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо «угрожает общественной безопасности» и др.
|
|
Реакционная по своему основному строю и духу Конституция 1871 г. была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. Президент империи был связан контрассигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате отстранить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела.
Германская Конституция 1871 г. установила авторитарную конституционную монархию с федеративным государственным устройством и явилась выражением союза между феодально-юнкерским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.
Тема 14.3 Государственно-правовое развитие объединенной Германии
Объединение Германии, будучи событием чисто политическим (государственным), придало немецкой экономике такой значительный импульс, что страна в короткий срок стала самой мощной европейской державой, начала перегонять Англию. Значительно усиливается политический вес немецкой буржуазии в стране и за рубежом, хотя по-прежнему в административно-бюрократическом аппарате, дипломатии, армии и других сферах задает тон консервативное юнкерство, ярким представителем которого был и прусский король и имперский канцлер (долгое время этот пост занимал О. Бисмарк).
|
|
Чисто монархическая организация правительственной власти по Конституции 1871 г. изначально сокращала реальное влияние политических партий, которые стали активно формироваться со второй половины XIXв. в Германии.
Ведущей буржуазной партией, задающей оппозиционный тон деятельности рейхстага, становится партия либеральной буржуазии — Национально-либеральная. Особое место в политической системе занимает «разношерстная» Католическая партия. Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 г. возникает и первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 г. в результате объединения различных групп формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы. В этих условиях имперское правительство во главе с Бисмарком добивается принятия в 1878 г. рейхстагом Закона «Против общественно опасных стремлений социал-демократов», названного впоследствии «исключительным законом против социалистов», по которому запрещались все организации, имеющие целью посредством социал-демократических, социалистических и коммунистических стремлений свергнуть существующий государственный и общественный строй (что было широко использовано против профсоюзов, для ликвидации рабочих касс взаимопомощи и других рабочих организаций). Запрещались собрания и печатные издания, пропагандирующие подобные стремления, сбор средств с этой целью и пр. На основе «исключительного закона» правительство добилось тюремного заключения для 1 500 членов социал-демократической партии и высылки 900 чел., к ней принадлежащих; 1 300 печатных изданий партии было запрещено. СЕПГ фактически была распущена, но ее фракция в рейхстаге оставалась действующей.
Чтобы лишить социал-демократов опоры в массах, Бисмарк в 1880-х гг. вводит комплекс тщательно разработанных законов о социальном страховании: на случай болезни, в связи со старостью, инвалидностью и при несчастных случаях. Действие законов распространялось, однако, лишь на часть рабочих, за счет которых и проводилось само страхование. Это послужило основанием его резкой критики. В конце 80-х гг. проявилась со всей очевидностью бесперспективность управления общественной и политической жизнью Германии с помощью репрессивных законов и непоследовательных уступок рабочему движению. Вильгельм II отменил в 1890 г. исключительный закон против социалистов. После 1890 г. в деятельности германской социал-демократии наступает важный этап борьбы в рейхстаге за утверждение принципов социальной справедливости при разработке Германского гражданского уложения.
При всех сменах методов и средств осуществления внутригосударственной политики неизменным оставался внешнеполитический агрессивный курс полуабсолютистского государства Германии, что привело в итоге к первой мировой войне, в ходе которой Вторая Германская империя потерпела поражение и распалась.
Тема 14.4 Падение монархии и Ноябрьская буржуазно-демократическая революция 1918 г.
Основными причинами возникновения революции являлись:
сохранение полуфеодального землевладения в деревне;
существование полуабсолютистского режима с утвердившимися формами буржуазного парламентаризма;
наличие федерализма с доминированием реакционной Пруссии;
образование противоречий между трудом и капиталом, юнкерством и буржуазией, широкими народными массами и милитаристскими правящими кругами.
Требования ноябрьской революции были следующими:прекращение войны; уничтожение монархии; создание демократической парламентской республики; устранение политического господства милитаристских сил юнкерства и воинствующих кругов крупной буржуазии; ликвидация полуфеодального юнкерско-помещичьего землевладения; закрепление социальных прав трудящихся.
|
|
Ноябрьская буржузно-демократическая революция отличалась тем, что:
носила массовый, народныйхарактер. В нее были вовлечены почти все социальные слои Германии;
происходила под непосредственным влиянием Октябрьской революции в России, при прямой идеологической и организационной поддержке российской большевистской партии (ее леворадикального крыла).
Влияние Октябрьской революции в России, неудачи на фронтах первой мировой войны весной и осенью 1918 г. — все это послужило толчком к революции в Германии. Сформировались следующие течения:
леворадикальные силы. Представлены Союзом Спартака, на основе которого образовалась в декабре 1918 г. Коммунистическая партия Германии. Будущее Германии: ликвидация буржуазных порядков в ходе победоносной социалистической революции в союзе с Советской Россией. Не имели поддержки ни среди немецкого народа, ни среди большинства рабочего класса Германии;
социал-демократы. Поддерживались большинством рабочего класса Германии. По их инициативе создан Совет народных уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного «политического кабинета». Его возглавили социал-демократы Ф. Эберт и Г. Гаазе. Социал-демократы не пошли на прямую конфронтацию с немецкой либеральной буржуазией, принимавшей участие в революции, и не ставили своей задачей уничтожение капиталистической системы;
либеральная буржуазия. Выступали за сохранение и развитие капиталистической системы.
Ход революционных событий. Революция началась восстанием военных моряков в Киле 3-4 ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к восставшим.
Под влиянием падения монархии в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов.
В 1918 г. 9 ноября революция в Берлине победила. Кайзер (император) Вильгельм отрекся от престола и бежал в Голландию.
|
|
В конце ноября 1918 г. по инициативе Совета народных уполномоченных (СНУ) в Берлине была созвана Конференция, в которой участвовали представители революционных правительств немецких государств, с целью решения вопроса об Учредительном собрании, определения основ будущей конституции Германии, а также установления порядков переходного периода во «взаимоотношениях отдельных государств». До созыва Учредительного собрания должен был действовать и бундесрат с контрольными функциями над правительствами земель.
В декабре 1918 г. состоялся Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских советов, на котором была принята резолюция о созыве Учредительного национального собрания и о передаче всей полноты законодательной и исполнительной власти СНУ до окончательного решения Национальным собранием будущего государственного устройства. Съезд избрал Центральный совет, которому формально предоставлялось право контролировать революционное правительство, но фактически он не имел действенных и долговременных полномочий.
В январе 1919 г. разгромлен штаб немецких коммунистов, зверски убиты основатели Коммунистической партии Германии Карл Либкнехт и Роза Люксембург.
Выборы в Национальное собрание были проведены 19 января 1919 г. Буржуазные партии получили 16 млн голосов, социал-демократические — 13,5 млн.
В феврале 1919 г. Национальное собрание начало свою работу в Веймаре — небольшом культурном центре Германии.
Президентом Германии был избран Макс Эберт, член правления Социал-демократической партии. Коалиция трех партий — Социал-демократической, Демократической и Партии центра — составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора (июнь 1919 г.), утвердило бюджет и большинством голосов приняло новую конституцию Германии (июль-август 1919 г.), названную Веймарской. По данному документу Германия декларировалась президентской республикой.
Локальные революционные выступления продолжались вплоть до 1921 г., но носили разрозненный характер.
Коммунисты стремились к разрушению парламентских институтов власти и установлению диктатуры пролетариата. С этой целью в марте 1921 г. и осенью 1923 г. Компартия Германии организовала вооруженные выступления, которые изначально не имели никаких шансов на успех: они завершились поражением, жертвами и преследованием их участников.
В 1919 г. в Германии была образована крайне националистическая ультраправая фашистская партия, которая также заявила о своих притязаниях на власть в стране. В 1923 г. фашисты провели в Мюнхене выступление («пивной путч»). Он также без особого труда был разогнан полицией. После этих выступлений в Германии на определенный период наступила политическая стабильность.
Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической и имела важное значение в истории Германии.
Главными завоеваниями революции стали: выход страны из войны, крах кайзеровской империи Гогенцоллернов, а вместе с ней и ликвидация еще двух десятков германских полуабсолютистских монархий, установление демократической формы правления, парламентской Веймарской республики, закрепление широкого перечня политических и социальных прав и свобод германского народа.
Однако революция не уничтожила питательных корней германского милитаризма, не провела кардинальной чистки его главного носителя — кайзеровского бюрократического государственного аппарата.
Тема 14.5 Веймарская конституция 1919 г.
Веймарская конституция 1919 г. стала одной из самых демократических конституций, известных в то время буржуазным странам. Она разрабатывалась в условиях революционной Германии.
Важнейшим нововведением стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства, в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн жителей, земель (областей).
Впервые наблюдался отход от традиционной структуры европейских конституций, в которых на первом месте располагался перечень прав и свобод. Авторы Веймарской конституции считали, что «сначала должно быть государство», которое гарантировало бы и защищало основные права граждан.
Веймарская конституция состояла из двух частей: «Строение и задачи империи» и «Основные права и обязанности немцев».
Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства, которая имела весьма специфический характер. Бывшие «союзные государства» получили название земель, а своеобразная верхняя палата имперского парламента была названа не бундесратом (Союзным советом), а рейхсратом (Имперским советом).
Все важные вопросы — внешние сношения, армия и флот, монетное дело и таможни, связь, транспорт, гражданское и эмиграция и т. д. — находились в ведении федеральных властей. Но каждая из земель имела свою конституцию, составленную в согласии с федеральной, свой законодательный орган — ландтаг и собственное правительство. В таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейхстагом, при том, однако, что право империи имело решающий перевес над правом земель.
Федерация Германии носила специфический, кооперативный характер.
Согласно Веймарской конституции 1919 г.Германия стала буржуазной парламентской республикой во главе с президентом.
Рейхстаг являлся высшим законодательным органомГерманской империи, избирался один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права, наступавшего с 20-летнего возраста.
Была введена пропорциональная система выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов — больше мест.
Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Рейхсрат представлял в германском парламенте интересы отдельныхземель — субъектов федерации. Права парламента существенно ограничивались за счет широких полномочий правительства и президента, имевшего право роспуска рейхстага и назначения новых выборов.
В Веймарской конституции особенное внимание было уделено президенту республики, который избирался на 7 лет всеобщим голосованием. При разногласии палат парламента окончательное решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Командование вооруженными силами, назначение правительства, его главы (рейхсканцлера) и всех министров, высших военных и гражданских должностей находилось в его компетенции. Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом.
По Конституции президент и рейхстаг обладали формально равнозначными рычагами воздействия друг на друга, призванными обеспечить баланс в системе государственных органов. Правительство назначалось президентом в принципе без учета парламентского большинства, но нуждалось в доверии рейхстага. Каждый член правительства должен был уйти в отставку в случае выражения ему недоверия. Сам президент перед рейхстагом не отвечал, но на правительство по правилу контрасигнатуры переходила ответственность за все приказы и распоряжения президента, в том числе и в отношении вооруженных сил, так как они должны были скрепляться подписью рейхсканцлера или соответствующего министра. У президента было такое эффективное средство воздействия на рейхстаг, как право его роспуска, но не более «одного раза по одному поводу». Президент по предложению рейхстага мог быть смещен со своего поста народным голосованием, но процедура импичмента была крайне сложной.
Важнейшим рычагом в руках президента стали статьи о «президентской диктатуре», на основании которых он имел право с помощью вооруженных сил принудить любую землю выполнять обязанности, возложенные на нее конституцией или имперским законом, а также принимать меры в случае серьезного нарушения общественной безопасности и порядка или угрозы такого нарушения. При этом президент мог полностью или частично приостановить действие статей об основных правах немцев.
Таким образом, фактически конституционные положения свидетельствуют о перевесе исполнительной власти над законодательной.
Демократический характер Веймарской конституции выражался в том, что были провозглашены свобода слова, печати, ассоциаций и т. д. Гарантировались свобода передвижения и эмиграции, вероисповедания и использования национального языка, свобода личности, охрана личной жизни, свобода слова и печати (цензура допускалась только в целях борьбы с порнографией). В политической жизни устанавливались свобода митингов и собраний, союзов, общинного самоуправления. Провозглашалась обязательность среднего образования, идея о социальном государстве.
Тема 14.6 Государственно-политическая эволюция республики
Реальная государственно-политическая жизнь Германии 1920-го — начала 30-х гг. оказалась далекой от принципов парламентской демократии Веймарской конституции. Этому способствовали многочисленные внешние обстоятельства.
По Версальскому мирному договору 1919 г. на Германию были наложены огромные репарационные платежи. Этот долг был для нее непосилен и падал на плечи трех поколений немцев, и только в 1930 г. был снижен и рассрочен союзниками.
Временная экономическая стабилизация в 1928 г. сменилась разрушительным мировым экономическим кризисом, новым резким падением производства, ростом безработицы. В 1932 г., когда мировой экономический кризис достиг кульминации, промышленное производство сократилось в Германии до 46,7% (по сравнению с 1913 г.), 30% всего трудоспособного населения потеряли работу и только 15% из официально зарегистрированных безработных получали пособия по безработице.
Произошла резкая поляризация политических сил: от крайне правых, представленных нацистскими организациями (фашистской Национал-социалистской немецкой рабочей партии (НСНРП)) до крайне левых (Коммунистической партии Германии). Страна сотрясалась стачками, беспорядками, путчами, террористическими актами.
Значение двух партийных полюсов росло вместе с их неприятием Веймарской демократической республики. Для одних она была преградой социалистической революции и «всеобщему равенству», для других — помехой к установлению нацистской тоталитарной диктатуры.
В глубоко расколовшемся немецком обществе не нашлось места согласию левых сил. Для немецких коммунистов, проводивших линию Сталина и Коминтерна, социал-демократы были «могильщиками немецкого социализма», главными противниками «мировой революции». Социал-демократы исключали компромиссы с коммунистами, как с партией «узколобого классового доктринерства», действующей по указке «чужой державы», также обвиняя их в пособничестве фашистам. Отсутствие согласия левых сил имело роковые последствия. На выборах в ноябре 1932 г. у них еще оставалась возможность преградить дорогу рвущимся к власти фашистам, но они упустили эту возможность.
Нестабильность Веймарской республики стала следствием не только вышеуказанных обстоятельств. Она была связана и с глубоким неприятием республики большинством немцев, считавших ее порождением «позорного» Версальского мирного договора.
Основной массе населения, его консервативному массовому сознанию трудно было смириться и с тем, что Веймарская республика разрушила старый, привычный порядок кайзеровской империи. Ее положение ослаблялось отсутствием профессиональных защитников среди правящего бюргерства и интеллигенции.
Демократический фасад Веймарской республики не опирался на прочный фундамент демократических государственных институтов не только в силу сохранения старого государственного аппарата, но и изъянов самого конституционного порядка, придуманного в Веймаре без глубокого учета обстановки в стране. Так, широкие демократические права и свободы, в частности свобода печати, при отсутствии цензурных ограничений способствовали беспрецедентному росту шовинистической, милитаристской пропаганды. Отсутствие конституционного запрета на деятельность партий, сеющих рознь среди немецкого народа, разжигавших национальную вражду, антисемитизм, создавало условия не только для роста нацистских организаций, но и для легального вхождения НСДРП в веймарскую общественно-политическую и государственную систему.
Роковой ошибкой республики было то, что она не лишила власти реакционную военщину, не реорганизовала бюрократический аппарат. Ее не принял сохранившийся кадровый состав рейхсвера. Армия, подчиняющаяся по конституции только рейхсканцлеру, фактически была бесконтрольной и превратилась в самостоятельную активную политическую силу.
В условиях политической конфронтации и частой смены кабинетов остававшееся на местах старое чиновничество также было бесконтрольным, и его самостоятельная политическая активность в условиях «несменяемости», гарантированной конституцией, определялась отнюдь не демократическими, а консервативно-монархическими убеждениями. Плохими защитниками демократических порядков, да и просто правопорядка, были и старые судейские кадры с их традиционным пониманием права, оправдывающего «железо и кровь», насилие во имя «национальных интересов».
Слабость политической воли Веймарского государства была связана с отсутствием единства действий его высших органов власти. Рейхстаг не стал проводником демократии, конституционного порядка, так как в нем, особенно в последние годы Веймарской республики, в силу острого партийного противоборства сложилась ситуация полной невозможности образования позитивного большинства, способного предложить народу умеренную программу выхода из кризиса. Находившиеся на диаметрально противоположных флангах партии, имевшие в нем большинство мандатов, резко критически настроенные против правительства, в силу полной противоположности своих целей не были готовы и не могли взять на себя правительственную ответственность.
Частые и необоснованные роспуски парламента (парламент мог быть распущен даже из-за не утвержденного им президентского указа, как это имело место в 1930 г.), внушаемые немцам прессой представления о его полном бессилии все настойчивее склоняли массовое сознание к поиску «сильной руки» фюрера.
Республиканское правительство также не обладало большинством в рейхстаге и не пользовалось его доверием и поддержкой. Прямым следствием этого стали «президентские кабинеты», назначаемые президентом по собственному усмотрению. В обстановке перманентно вводимого им на основании ст. 48 Веймарской конституции чрезвычайного положения страна управлялась не с помощью законов, а с помощью чрезвычайных указов. В 1932 г., например, президент Гинденбург издал 66 чрезвычайных указов, в то время как рейхстаг, занятый в основном второстепенными дебатами, издал только пять законов. Дисбаланс веймарской государственной машины вел к полному ее разрушению, гибели, что и произошло в результате установления фашистской диктатуры в Германии в 1933 г.
Тема 14.1 Правовая система Англии
Географическая обособленность Англии, особенности ее истории, раннее развитие промышленности и торговли привели к тому, что в течение многих веков английские юристы и судьи не испытывали значительного влияния законодательства других стран и самостоятельно творили право своей страны. И римское право, и континентальная юридическая доктрина мало отразились на английском праве. Этим обусловлено своеобразие английских правовых институтов.
Английское частное право в значительной мере развивалось в форме судебного прецедентного права, которое состояло из двух частей: «Общего права» и «Права справедливости».
В основе английской системы права лежит феодальное право периода нормандского завоевания Англии в XIв., когда перемешались обычное право кельтов, бритов (коренных жителей), германских англов, саксов и норманов с реципированным римским правом. Осуществление правосудия по этому праву было возложено на королевские суды, находившиеся в Лондоне. Общее право зародилось путем применения выездными королевскими судьями норм обычного англосаксонского права и последующего их обобщения (XIIв.). В ходе деятельности королевских судов постепенно складывалась сумма решений, которыми и руководствовались впоследствии эти суды. Сложилось правило прецедента: однажды сформулированное судебное решение в дальнейшем становилось обязательным для всех других судей.
Система общего права дополнялась правом справедливости и статутным правом. Механизм права справедливости состоял в том, что истцы, не находившие защиты в суде общего права, обращались за милостью и справедливостью к королю. Дела истцов рассматривал лорд-канцлер, считавшийся «проводником королевской совести», при этом он не был связан никакими нормами, руководствовался своим пониманием справедливости. Закон отдавал очевидное предпочтение нормам права справедливости. В случае разногласия между судами общего права и судом канцлера предпочитались нормы права справедливости. Даже статутное право, т. е. совокупность законодательных актов парламента, утвержденных королем, было подвержено практике усмотрения (судьи). Судьи могли интерпретировать статуты. Следовательно, для Англии право — это то, к чему придет судебное рассмотрение. Поэтому главным критерием работы английского судьи становятся добросовестность, этика, справедливость, а не знание законов.
Английский суд начинает процесс с выяснения, было ли аналогичное дело рассмотрено раньше. Если да, то он руководствовался решением, принятым ранее. Судебный прецедент в новое время являлся основным источником английского права.
Таким образом, английская система права характеризуется казуистичностью, индуктивностью методов (от частного к общему), прагматизмом. Несмотря на кажущуюся консервативность, прецедентная система таит в себе большие преимущества: дает судье возможность широкого усмотрения, делает право гибким в его применении на практике.
Тема 14.2 Английская революция XVIIв. и право
Особенностью английской революции являлось то, что не ставилась цель коренной перестройки старой политической и правовой системы. Английское общее право, право справедливости и частично статутное право уже к XV—XVIвв. заметно приспособилось к перспективе капиталистического развития.
Оппозиция требовала реформы лишь определенных земельных, торгово-промышленных, религиозных аспектов законодательства и судебной политики абсолютизма. Правовая жизнь в Англии в период революции подверглась изменениям лишь постольку, поскольку в ней ущемлялись коренные интересы пришедшего к власти блока лендлордов-землевладельцев и предпринимателей. Парламентское законодательство, принятое в годы революции, было слишком фрагментарно, чтобы существенным образом изменить облик законодательства и правовой системы в целом.
Английская буржуазная революция не создала систематических сводов нового права и почти не коснулась прецедентного права. Нетронутыми остались старая судебная система и все судопроизводство. Из законов, принятых и проведенных в период революции, наибольшее значение имели те, которые преобразовали феодальное право земельной собственности в буржуазное, особенно законы о секуляризации церковных земель, национализации королевских владений, конфискации поместий сторонников короля.
Реставрация Стюартов привела к отмене некоторых революционных установлений (например, в области уголовного права), но земельные законы, равно как законы, отменившие регламентацию промышленности и торговли, остались нетронутыми.
После революции в Англии продолжало действовать прецедентное право, выработанное в предшествующую эпоху в общей системе королевских судов (общее право), и в суде лорда-канцлера (право справедливости). Данные системы по-прежнему составляли костяк английского права и длительное время значительно превосходили по своему значению статутное право, даже после его обновления революционным законодательством.
Но революция породила новые условия, при которых английское право, несмотря на его почтенный возраст и традиционные источники, получило возможность обновляться и развиваться.
Тема 14.3 Эволюция английского прецедентного права. Развитие английского законодательства в XVIII—XIXвв.
После революции английская правовая система сохраняет дуализм. Во-первых, появилось противоречие между двумя ветвями прецедентного права: общим правом и правом справедливости. Во-вторых, сохраняется внутреннее противоречие, присущее прецедентному праву, между принципом прецедента (stare decisis) и судейским правотворчеством (judge-made law).
Хотя общее право исторически возникло в королевских судах и способствовало усилению королевской власти в Англии, усвоенный им к XVIIв. принцип прецедента (stare decisis) стал неожиданным препятствием на пути дальнейшего укрепления абсолютизма. Королей раздражал тот факт, что их собственная политика должна была сообразовываться с судебными решениями, вынесенными по какому-то давнему и частному спору. С другой стороны, право справедливости, которое в отличие от общего права не было сковано прецедентом, несло в себе благотворное влияние римского права и было проникнуто духом предпринимательства, превратилось в главную опору судебной политики короля и в объект критики со стороны революционного лагеря.