Пояснительная записка. Курс зарубежной литературы ХХ века завершает образовательный процесс по предмету «История зарубежной литературы»

Курс зарубежной литературы ХХ века завершает образовательный процесс по предмету «История зарубежной литературы». Своеобразие курса состоит в том, что предметом изучения становятся как факты и события, уже прошедшие этап эстетического осмысления, так и те, которые еще нуждаются в этом.

Цель изучения курса – подведение итогов и освоение наиболее существенных явлений современного литературного процесса.

З адачи курса:

· воссоздание максимально точного социокультурного и историко-литературного контекста ХХ столетия;

· рассмотрение вопросов преемственности художественных традиций предшествующих эпох, своеобразия их осмысления и усвоения в ХХ веке, путей развития и обогащения;

· знакомство с художественными текстами, литературно-критическим, эпистолярным, публицистическим и мемуарным наследием зарубежных писателей для формирования адекватного представления об историко-литературном процессе ХХ столетия.

В курсе выделены два периода, рассматриваемые в целостности и неразрывной связи: первый охватывает 1910-1940-е, второй – 1950-1990-е годы. Изучение историко-литературного процесса опирается на анализ культурной и социально-политической ситуации в мире, с одной стороны, отмеченной процессами дегуманизации, и, с другой – поисками общественно-нравственных ценностей, противопоставляемых кризисным явлениям.

Период 1910-1940 гг. рассматривается как первый этап становления и развития нового художественного мышления и нового поэтического языка, утверждающихся в модернизме. В центре внимания при этом должно быть многообразие форм и проявлений модернизма в литературе, проблемы генезиса данного явления, его эволюция, выявление общих закономерностей и национальной специфики. Однако всесторонний анализ модернизма не исключает изучение альтернативных явлений литературного процесса первой половины ХХ века, знакомства с творчеством писателей иных эстетических взглядов.

Проблемы постмодернизма рассматриваются в рамках периода 1950-1990-х годов. Постмодернизм представлен как комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений, формирующихся на протяжении второй половины ХХ века. В ходе анализа произведений постмодернистов усваиваются такие понятия, как «интертекстуальность», «мир как текст», «авторская маска», «кризис авторитетов», «метарассказ».

Выбор имен определяется необходимостью охарактеризовать основные литературные направления и течения эпохи, а подбор произведений дает представление об альтернативности литературных явлений.

Содержательная основа курса разработана в соответствии с программой Н.С.Гребенниковой (см.: Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 10-61).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: