Курс зарубежной литературы ХХ века завершает образовательный процесс по предмету «История зарубежной литературы». Своеобразие курса состоит в том, что предметом изучения становятся как факты и события, уже прошедшие этап эстетического осмысления, так и те, которые еще нуждаются в этом.
Цель изучения курса – подведение итогов и освоение наиболее существенных явлений современного литературного процесса.
З адачи курса:
· воссоздание максимально точного социокультурного и историко-литературного контекста ХХ столетия;
· рассмотрение вопросов преемственности художественных традиций предшествующих эпох, своеобразия их осмысления и усвоения в ХХ веке, путей развития и обогащения;
· знакомство с художественными текстами, литературно-критическим, эпистолярным, публицистическим и мемуарным наследием зарубежных писателей для формирования адекватного представления об историко-литературном процессе ХХ столетия.
В курсе выделены два периода, рассматриваемые в целостности и неразрывной связи: первый охватывает 1910-1940-е, второй – 1950-1990-е годы. Изучение историко-литературного процесса опирается на анализ культурной и социально-политической ситуации в мире, с одной стороны, отмеченной процессами дегуманизации, и, с другой – поисками общественно-нравственных ценностей, противопоставляемых кризисным явлениям.
|
|
Период 1910-1940 гг. рассматривается как первый этап становления и развития нового художественного мышления и нового поэтического языка, утверждающихся в модернизме. В центре внимания при этом должно быть многообразие форм и проявлений модернизма в литературе, проблемы генезиса данного явления, его эволюция, выявление общих закономерностей и национальной специфики. Однако всесторонний анализ модернизма не исключает изучение альтернативных явлений литературного процесса первой половины ХХ века, знакомства с творчеством писателей иных эстетических взглядов.
Проблемы постмодернизма рассматриваются в рамках периода 1950-1990-х годов. Постмодернизм представлен как комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений, формирующихся на протяжении второй половины ХХ века. В ходе анализа произведений постмодернистов усваиваются такие понятия, как «интертекстуальность», «мир как текст», «авторская маска», «кризис авторитетов», «метарассказ».
Выбор имен определяется необходимостью охарактеризовать основные литературные направления и течения эпохи, а подбор произведений дает представление об альтернативности литературных явлений.
Содержательная основа курса разработана в соответствии с программой Н.С.Гребенниковой (см.: Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 10-61).