Глоссарий. Словарь терминов можно считать условным, поскольку различные ученые, авторы учебников понимают одни и те же явления различным образом

Словарь терминов можно считать условным, поскольку различные ученые, авторы учебников понимают одни и те же явления различным образом, применяют разнообразные термины. В данном случае мы в большей части основываемся на концепции европейского права, предложенной Энтиным Л.М., профессором МИГИМО(У), Директором Института Европейского права.

Наднациональность - явление, характеризующееся добровольным волеизъявлением суверенных государств, которые делегируют часть своих суверенных прав международному органу для решения общих проблем с должным учетом своих национальных интересов.

Регламент - акт общего действия и прямого применения, обязательные во всех своих частях для всех субъектов европейского права. В случае коллизии с национальным правом, применяется регламент.

Директива - акт обязательный для государств-членов, которым он адресован, в том, что касается указанных в нем целей. Средства и методы достижения оставлены на усмотрение государств.

Решение - акт обязательный во всех своих частях для тех субъектов, которым он адресован.

Первичное право - правовые нормы, закрепленные в учредительных договорах ЕС и Сообществ. Они устанавливают цели, принципы и задачи ЕС и Сообществ, сферу их ведения, порядок формирования и функционирования институтов, условия членства.

Вторичное право - формируется на базе первичного права. Его образуют нормы, изданные в качестве юридически обязательных предписаний институтами ЕС, регулирующие в рамках юрисдикции Сообществ и Союза отношения между субъектами права ЕС (государствами, физически и юридическими лицами).

Третичное право - выделяется не всеми исследователями, включает акты, источником которых являются иные, нежели учредительные договоры или акты институтов. Это конвенции, заключенные государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в учредительных договорах, соглашения между институтами, внутренние акты институтов.

Конституция - вплоть до ратификации всеми государствами-членами Договор «О Конституции для Европы» не может вступить в силу. До этого момента, традиционно конституцией называют совокупность всех учредительных договоров о создании Европейских сообществ и Европейского Союза, подчеркивая их фундаментальное значение.

Европейский Совет – высший орган политического руководства Европейских сообществ и Европейского Союза. Состоит из глав государств и/или правительств стран-членов, А также Председатель Комиссии. Решения Европейского Совета носят политический, а не правовой характер, т.е. они не являются нормативно-правовыми актами, обязательны только для государств-членов.

Совет Европейского Союза - важный политический институт, обеспечивающий согласование национальных интересов государств с выполнением задач, стоящих перед интеграционным объединением. Он состоит из полномочных представителей государств-членов на уровне министров. Многообразие функций Совета и широкий круг вопросов, решаемых им, вызывает необходимость созыва Совета на уровне компетентных отраслевых министров (общие вопросы – министры иностранных дел, при решении финансовых вопросов – министры финансов, здравоохранение – министры соответствующего направления и т.п.).

КОРЕПЕР - Комитет постоянных представителей, создан для обеспечения непрерывности, подготовки работы Совета, поскольку министры не могут заседать в Совете постоянно. Вопросы, подлежащие рассмотрению в Совете, сначала рассматривает Корепер. При достижении согласия в Коерпере Совет примет решение без голосования.

Европейская Комиссия - воплощает наднациональное начало европейской интеграции. Ее сравнивают с правительством, однако ни по способу формирования, ни по характеру полномочий она не является аналогом государственного органа. Назначение членов Комиссии (Комиссаров) производится на основе соглашения между государствами-членами при условии достижения консенсуса. Кандидатура Председателя Комиссии проходит утверждение в Европарламента, затем весь состав формально назначается государствами-членами.

Европейский парламент - состоит из представителей народов государств-членов, объединенных в Сообществе. В отличие от Генеральной ассамблеи и подобных ей органов международных организаций, это не собрание представителей государств-членов. На сегодняшний день полномочия Парламента скромны, но после принятия Конституции следует ожидать их расширения.

Суд Европейских Сообществ - строго функциональный специализированный институт неполитического характера. Его юрисдикция связана с применением права Сообществ, она не распространяется новые формы политического сотрудничества (ОВППБ, СПСУ). Охраняет и обеспечивает единообразное толкование и применение права Европейских сообществ. В его исключительном ведении находятся все дела косвенной юрисдикции, решения по преюдициальным вопросам, заключения по вопросам толкования и соответствия, дела, сторонами в которых выступают государства-члены ЕС и институты.

Суд первой инстанции - дополняет Суд Европейских сообществ, призван разгрузить Суд. К юрисдикции СПИ относится рассмотрение трудовых споров, оспаривание решений Совета (из ст.33 и 35 Договора о ЕОУС), иски частных лиц против институтов Сообщества, иски о бездействии в связи с неисполнением обязательств институтами Сообществ, иски о возмещении вреда, об аннулировании, связанные с борьбой против демпинга или нарушением правил торговли.

Преюдициальная процедура - состоит в праве национальных судов во всех случаях, когда при рассмотрении конкретных дел возникают сомнения в понимании нормы права ЕС, подлежащей применению, или когда вызывает сомнение правомерность и действительность нормативно-правового акта вторичного права ЕС, обращаться непосредственно к Суду ЕС в целях получениях его заключения по этому вопросу.

Счетная палата - специализированный орган, призванный помочь институтам в контроле за расходованием финансовых средств Сообществ и Союза. Она изучает все счета Сообществ в доходной и расходной частях, делает вывод о законности и правильности финансовых операций.

Европейский омбудсмен - парламентский уполномоченный по правам человека. Его основное назначение – контроль за деятельностью административных служб Европейского Союза и Сообществ, расследование жалоб, поступивших в этой связи от граждан ЕС или любых лиц, находящихся под юрисдикцией стран ЕС, а также от юридических лиц. Однако на дела или случаи, находящиеся в производстве Суда ЕС или СПИ, его контроль не распространяется.

Сокращения:

ЕОУС - Европейское сообщество угля и стали
Евратом - Европейское сообщество по атомной энергии
ЕЭС - Европейское экономическое сообщество
ЕС - Европейский Союз
МЖМП - Московский журнал международного права
РЕМП - Российский ежегодник международного права
ОВППБ - Общая внешняя политика и политика безопасности (2-я опора)
СПСУ - Сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере (3-я опора)
СПИ - Суд первой инстанции
СГиП - Советское государство и право

Конец формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: