Характеристика хоровых партий и составляющих их голосов

Каждый хор в зависимости от качественного и количествен­ного состава разделяется на хоровые партии — группы пев­цов, имеющих голоса приблизительно одинакового диапазо­на и родственного тембра.

Основных хоровых партий четыре. Это сопрано (дисканты), альты, тенора и басы.

Детские хоры обычно разделяются на партии дискантов (высокий детский голос) и альтов (низкий); женские — на партии сопрано (высокие голоса) и альтов (низкие); мужс­кие — на партии теноров (высокие) и басов (низкие); смешанные — на партии сопрано, альтов, теноров и басов.

Эти типовые обозначения лишь приблизительно обознача­ют характер составляющих партии голосов, поскольку в дей­ствительности каждый голос индивидуален и отличается от другого и окраской, и весомостью, и плотностью, и диапазоном. Так, партия сопрано может состоять из сопрано лирических, лирико-колоратурных, лирико-драматических и драматических; партия альтов — из меццо-сопрано, альтов и контраль­то; партия теноров — из теноров лирических, лирико-драма­тических и драматических; партия басов — из баритонов, басов и октавистов. Но и эта классификация лишь частично отражает все разнообразие голосов, встречающихся в хоре. Довольно часто хормейстеру приходится иметь дело с голоса­ми неясно выраженного характера. Например, голос может по окраске и диапазону в одинаковой степени соответствовать и драматическому тенору и лирическому баритону, драматичес­кому сопрано и меццо-сопрано. Поставить верный «диагноз», правильно определить тип голоса певца — очень ответствен­ный момент в работе руководителя хора, от которого зависит не только звучание хоровой партии и хора в целом, но, глав­ное, дальнейшее вокальное развитие, «вокальная судьба» че­ловека, посвятившего себя пению. К сожалению, на сегодняш­ний день наука не располагает каким-либо единым методом, который бы позволил безошибочно определять тип голоса. Прослушивая певца, хормейстер, как правило, опирается ис­ключительно на свой вокально-слуховой опыт, свои слуховые представления, интуицию, хотя, конечно, учитывает наибо-


Краткая характеристика типов голосов



лее характерные признаки, присущие данному голосу. К их числу относятся такие качества, как тембр (окраска), диапа­зон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность «выдерживания» тесситуры, а также анатомо-, физиологические особенности голосового аппарата.

По высоте голоса разделяются на высокие (сопрано, тенор), средние (меццо-сопрано, баритон) и низкие (контральто, бас). По тембру — на лирические и драматические. Драматичес­кие — более «тяжелые», «широкие» и сильные; лирические — более мягкие и легкие. Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, а диапазон ему не соответствует. Встречаются голоса с очень широким диапазоном, захватывающим звуки, йехарак-терные для данного типа голоса. Не менее часты случаи, когда голоса имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов (обычно он бывает укоро­чен с одного края — либо в верхнем участке, либо в нижнем).

В определении типа голоса в таких ситуациях хормейстеру могут помочь так называемые примерные звуки, наиболее есте­ственно, легко и красиво звучащие у данного певца (чаще всего они находятся в средней части его диапазона), а также анализ переходных звуков, являющихся пограничными, переломными при переходе от одного голосового регистра к другому.

Различные типы голосов имеют переходные звуки на раз­ной высоте:

сопрано — ми, фа, фа-диез первой октавы;

меццо-сопрано — до, ре, ре-диез первой октавы;

тенор — ми, фа, фа-диез, соль первой октавы;

баритон— ре, ми-бемоль, ми первой октавы;

бас — си-бемоль, си малой, до, до-диез первой октавы.

У женщин этот регистровый переход находится в нижнем участке диапазона, у мужчин — в верхнем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: