Каждый хор в зависимости от качественного и количественного состава разделяется на хоровые партии — группы певцов, имеющих голоса приблизительно одинакового диапазона и родственного тембра.
Основных хоровых партий четыре. Это сопрано (дисканты), альты, тенора и басы.
Детские хоры обычно разделяются на партии дискантов (высокий детский голос) и альтов (низкий); женские — на партии сопрано (высокие голоса) и альтов (низкие); мужские — на партии теноров (высокие) и басов (низкие); смешанные — на партии сопрано, альтов, теноров и басов.
Эти типовые обозначения лишь приблизительно обозначают характер составляющих партии голосов, поскольку в действительности каждый голос индивидуален и отличается от другого и окраской, и весомостью, и плотностью, и диапазоном. Так, партия сопрано может состоять из сопрано лирических, лирико-колоратурных, лирико-драматических и драматических; партия альтов — из меццо-сопрано, альтов и контральто; партия теноров — из теноров лирических, лирико-драматических и драматических; партия басов — из баритонов, басов и октавистов. Но и эта классификация лишь частично отражает все разнообразие голосов, встречающихся в хоре. Довольно часто хормейстеру приходится иметь дело с голосами неясно выраженного характера. Например, голос может по окраске и диапазону в одинаковой степени соответствовать и драматическому тенору и лирическому баритону, драматическому сопрано и меццо-сопрано. Поставить верный «диагноз», правильно определить тип голоса певца — очень ответственный момент в работе руководителя хора, от которого зависит не только звучание хоровой партии и хора в целом, но, главное, дальнейшее вокальное развитие, «вокальная судьба» человека, посвятившего себя пению. К сожалению, на сегодняшний день наука не располагает каким-либо единым методом, который бы позволил безошибочно определять тип голоса. Прослушивая певца, хормейстер, как правило, опирается исключительно на свой вокально-слуховой опыт, свои слуховые представления, интуицию, хотя, конечно, учитывает наибо-
|
|
Краткая характеристика типов голосов
лее характерные признаки, присущие данному голосу. К их числу относятся такие качества, как тембр (окраска), диапазон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность «выдерживания» тесситуры, а также анатомо-, физиологические особенности голосового аппарата.
По высоте голоса разделяются на высокие (сопрано, тенор), средние (меццо-сопрано, баритон) и низкие (контральто, бас). По тембру — на лирические и драматические. Драматические — более «тяжелые», «широкие» и сильные; лирические — более мягкие и легкие. Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, а диапазон ему не соответствует. Встречаются голоса с очень широким диапазоном, захватывающим звуки, йехарак-терные для данного типа голоса. Не менее часты случаи, когда голоса имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов (обычно он бывает укорочен с одного края — либо в верхнем участке, либо в нижнем).
|
|
В определении типа голоса в таких ситуациях хормейстеру могут помочь так называемые примерные звуки, наиболее естественно, легко и красиво звучащие у данного певца (чаще всего они находятся в средней части его диапазона), а также анализ переходных звуков, являющихся пограничными, переломными при переходе от одного голосового регистра к другому.
Различные типы голосов имеют переходные звуки на разной высоте:
сопрано — ми, фа, фа-диез первой октавы;
меццо-сопрано — до, ре, ре-диез первой октавы;
тенор — ми, фа, фа-диез, соль первой октавы;
баритон— ре, ми-бемоль, ми первой октавы;
бас — си-бемоль, си малой, до, до-диез первой октавы.
У женщин этот регистровый переход находится в нижнем участке диапазона, у мужчин — в верхнем.