Детские голоса

Вследствие малых размеров голосового аппарата детские голоса существенно отличаются от голосов взрослых. Типич­ные свойства детского голоса (независимо от возраста детей) — мягкое, «серебристое» звучание, фальцетное (головное)


58 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»

звукообразование и ограниченная сила звука. Но поскольку в отличие от взрослого человека детский организм развивается и формируется, что сказывается и на формировании голоса, ха­рактеристики детских голосов с возрастом существенно изме­няются.

С некоторой условностью процесс формирования и развития детского голоса можно разделить на пять этапов, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа:

от двух до семи лет;

от семи до десяти лет;

от одиннадцати до тринадцати лет;

от тринадцати до пятнадцати;

от шестнадцати до восемнадцати лет.

На первом этапе голоса мальчиков и девочек однородны, имеют чисто фальцетный характер и очень узкий (в пределах квинты) диапазон. С семи лет в голосовых складках ребенка начинается формирование специальных вокальных мышц, которое полностью заканчивается к двенадцати годам. Голо­са мальчиков и девочек в этом возрасте практически однород­ны — в основном это дисканты. Звучанию свойственно голов­ное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Тембр неровен, гласные зву­чат пестро. Диапазон в пределах октавы: от ре первой до ре второй.

Возраст от одиннадцати до тринадцати лет с точки зрения физиологии голоса определяют обычно как предмутационный период. В связи с развитием грудной клетки, легких и более глубокого дыхания в голосах детей к одиннадцати годам по­являются оттенки грудного звучания с большей полнотой и насыщенностью. В их певческом диапазоне появляются три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У де­вочек преобладает звучание головного регистра, у мальчиков — грудного. Основную же часть диапазона составляет централь­ный регистр, для которого характерен смешанный тип звуко­образования. Голоса девочек, не различаясь существенно по окраске, делятся по диапазону: сопрано чаще всего имеют диа­пазон от до первой до фасоль второй октавы, альты — от ля-соль малой октавы до реми второй. Тембровое различие го­лосов мальчиков более ощутимо. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон от ре первой до фа второй октавы; более плот­ные альты — диапазон си малой — до второй октавы.


Качества хоровой звучности



От двенадцати до пятнадцати лет в связи с половым созре­ванием детские голоса претерпевают переходный (мутацион­ный) период, продолжительность которого может быть различ­на — от нескольких месяцев до нескольких лет. В период мутации пение следует по возможности ограничить.

К шестнадцати годам мутация заканчивается. В этом воз­расте, который обычно определяют как юношеский, организм окончательно формируется. Голоса девочек обретают полно­ценное звучание женского голоса: они становятся более силь­ными, богатыми по тембру, широкими по диапазону. Голоса мальчиков, снизившись за время мутации примерно на окта­ву, приобретают полутораоктавныи диапазон натурального грудного звучания, сохраняя одновременно фальцетные воз­можности для верхнего участка диапазона (выше переходных нот). Диапазоны голосов в этой возрастной категории: сопра­но — до первой — сольлябемоль второй октавы; альты — ля малой — ре второй октавы; юноши — си большой — доми первой октавы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: