«Если, — писал Р. Вагнер, — объединить все факторы, от которых зависит правильное исполнение дирижером музыкального произведения, то они в конечном счете сведутся к правильному темпу; выбор и определение последнего сразу же показывает нам, верно ли понято дирижером данное произведение»1.
Понятна поэтому роль и значение начального ауфтакта, создающего предварительное представление о темпе. Дальнейшее ощущение темпа закрепляется междольным ауфтактом. Большое влияние на темп оказывает момент отдачи, являющийся результатом отражения удара, определившего начало доли. По скорости и характеру движение отдачи должно соответствовать скорости замаха предшествующего ауфтакта. Несоответствие замаха и отдачи является одной из главных причин неверного восприятия исполнителями темпа.
С темпом самым непосредственным образом связана величина жеста. Чем быстрее скорость, тем меньше должен быть объем движения. В основе этого закона — принцип маятника, который тем медленнее движется, чем он длиннее и чем тяжелее подвес. Не подлежит сомнению, что двигать кистью в быстром темпе гораздо легче и естественнее, чем всей рукой. Широкий жест в быстром темпе утяжеляет музыку. При оживлении темпа следует постепенно переходить от движения всей рукой к кистевому движению, а при замедлении последовательно подключать к кисти локоть, плечо, а затем и всю руку.
|
|
Постепенное, длительное ускорение темпа лучше всего выразить при помощи небольшого и незаметного ускорения движения отдачи. Соответственно, незначительного замедления можно достичь при помощи небольшого торможения, утяжеления момента отдачи. Резкое неожиданное замедление требует более активных и заметных средств. Лучше всего в момент резкого торможения подключать локоть и плечо, участие которых в движении отдачи является сильным замедляющим
1 Вагнер Р. О дирижировании // Дирижерское исполнительство. — М., 1975.— С. 95,
206 Глава 7. Концертное исполнение
средством. В длительных замедлениях целесообразнее сначала использовать предплечье, а плечо подключать после того, как предплечье исчерпало свои возможности.
Часто встречающаяся ошибка дирижеров — подкрепление ускорения обязательным крещендо, а замедления — диминуэндо с соответствующим увеличением амплитуды жеста при крещендо и уменьшением при диминуэндо. В случае, если такие сочетания обозначены композитором, некоторые изменения амплитуды возможны, но лучше всего передавать эти изменения, сохраняя объем жеста.
Наиболее органичны для дирижирования противоположные комбинации — сочетание замедления с крещендо и ускорения с диминуэндо. Первое применяется для подчеркивания наиболее значительных моментов музыкального развития — подхода к кульминации, возвращения к основной теме, резюмирования, заключения мысли; второе — для воплощения пространственных эффектов, ассоциирующихся с уменьшением, удалением, для передачи ощущения некоторой незавершенности, неисчерпанности, для подчеркивания перехода от моментов более ярких и значительных к менее ярким.
|
|
Органичность данных сочетаний определяется тем, что увеличение амплитуды и массы руки одинаково естественны и для передачи замедления и для передачи крещендо, равно как уменьшение объема жеста и облегчения его веса столь же естественны для ускорения и для диминуэндо.
Из других агогических изменений темпа наибольшую трудность для исполнителя представляют ферматы.
Встречаются, как отмечалось, три основных случая использования фермат: в конце, в начале и внутри произведения или его разделов. Из них наиболее простой в техническом отношении случай — фермата в конце построения, поскольку после нее уже нет движения музыки. Снятие такой ферматы осуществляется тем же движением, что и обычное снятие звука, — с помощью предшествующего снятию ауфтакта. По этой причине данный вид ферматы называют снимаемой ферматой. В случаях, когда фермата ставится в начале или в середине построения и непосредственно после нее движение музыки продолжается, дирижерский жест «снятие» должен быть одновременно сигналом к продолжению исполнения. Этот вид ферматы в хормейстерской практике носит название неснима-емой ферматы. Иногда, чтобы придать музыке более спокой-
Средства дирижерской выразительности
ный, плавный характер, дирижер может переходить на укруп
ненную единицу отсчета: с трех или двух — на раз, с четырех
или шести — на два. Естественно, что наличие в такте двух
медленных движений вместо четырех быстрых вызывает пред
ставление о более спокойном характере музыки, хотя темп в
действительности остается неизменным. Необходимость пере
хода на более укрупненный рисунок тактирования обуславли
вается также причинами технического порядка, например при
большом ускорении, когда дирижирование в обычной схеме
может произвести впечатление суеты. Напротив, при очень
большом замедлении темпа возникает техническая необходи
мость перехода к учащенному рисунку тактирования (с 2/4 на
4/8, 6/8, 8/8 и т.д.). Момент такого перехода регламентирует
ся пределами воспроизведения и восприятия медленного и
быстрого движения. Очень важно с переключением на более
быстрый или медленный рисунок не нарушать постепенность
перехода. Имеющий здесь место недостаток — часто непропор
циональное увеличение или уменьшение первой же доли но
вого метрического счета, в результате чего нарушается уже
наметившаяся прогрессия изменения темпа.