Методика обучения орфографическому правилу

Орфографическое правило изучается вместе с той грамматической темой, которая объясняет суть выбора написания.

Понять ОП – осознать условия выбора орфограммы и связь этих условий с правильным написанием. Условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые определяют, что следует писать в том или ином случае.

Н а п р и м е р:

В правиле «Правописания гласных О, Е после шипящих в суффиксах существительных –ок/-ек» 3 условия, т.е. выбор гласной зависит:

– от ударения (фонетическое условие);

– от положения гласной после шипящей (фонетическое условие);

– от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие).

Условия выбора правильного написания можно указывать в любом порядке, поэтому возможно несколько вариантов формулировки данного правила:

В-1: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква О, без ударения – буква Е».

В-2: «В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е».

Последовательность обучения ОП:

  • Наблюдение за языковым материалом;
  • Выделение опознавательных признаков орфограммы;
  • Определение условий выбора орфограммы;
  • Знакомство с текстом орфографического правила (формулировки правил даются в учебниках для изучения, запоминания, повторения и обобщения);
  • Упражнения на формирование О умений и О навыка.

Закономерности усвоения правила:

  1. Участие в выведении обобщающего правила самих учащихся.
  2. Дополнение правила алгоритмическим предписанием о способах применения правила.
  3. Показ учащимся образца использования правила на практике.
  4. Строгая последовательность операций, особенно на первоначальном этапе применения правила.
  5. Отработка правила не только на препарированных, специально подобранных примерах, но и в широком контексте, в естественной речевой ситуации, когда данная орфограмма соседствует с другими орфограммами.

Овладение орфографическими умениями, формирование навыка – процесс длительный и неравномерный.

Орфограммы актуальные (затрудняющие ученика и через длительное время ознакомления с ними) / неактуальные. Учитель отслеживает момент перехода.

В психологии и МПРЯ установлен факт неумения учащимися применять орфографическое правило ко всем словам с данной орфограммой. Лексика каждого вида орфограммы включает слова, слова, к которым ученики свободно применяют правило и к которым затрудняются. М.В. Ушаков назвал такие слова трудными случаями в применении правил. Природа затруднений может быть фонетической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, семантической.

Методы и приемы обучения орфографии:

Классификация Л.П. Федоренко[2] в зависимости от источника получения знаний:

  • методы практического изучения языка (обогащение речи в живом языковом общении);
  • методы теоретического изучения языка;
  • методы теоретико-практического изучения языка (упражнения).

Языковые явления сначала практически наблюдаются, потом теоретически осмысляются, а затем совершенствуются практические умения в ходе теоретико-практических упражнений.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ФАКТАМИ ЯЗЫКА и ВЫВЕДЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ПРАВИЛА (приемы – сравнение, сопоставление, классификация)

Этот метод позволяет сформировать у учащихся представление об орфографии как о системе, объединить ряд частных правил родственного характера в одно обобщенное правило что позволяет сократить объем материала, подлежащего запоминанию.

Выведение обобщающего правила – трудная задача. Сначала нужно дать детям образцы обобщения материала и выведения правила, а затем научить самостоятельному обобщению знаний.

Прочитайте примеры. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв? на какой вопрос отвечают глаголы в левом и правом столбике? Сделайте вывод, -тся или –ться? Сделайте вывод, как определить, -тся или –ться следует писать в конце глаголов?

Друзья встречаю(тся, ться) после разлуки. Радостно встреча(тся, ться) с друзьями после разлуки.
Вращае(тся, ться) колесо машины. Начинает враща(тся, ться) колесо машины.
Группа отправляе(тся, ться) в экспедицию. Группе надо отправля(тся, ться) в экспедицю.

В результате сопоставления примеров на взаимосмешиваемые написания дети легко подводятся к обобщающему правилу.

  1. Сравнение слов с целью обнаружения слабых позиций и выведения правила и способа действий.

На доске:

При бир ать – при бер у

Затирать – затереть

Отмирать – отмер

Застилать – застелить

Поставьте ударения. Выделите корни. Подчеркните безударную гласную в корне. Попробуйте проверить безударную гласную известным вам способом. Не получается?

Эти слова имеют одно значение или разное? Это однокоренные слова?

Проблема: проверить подбором однокоренных слов нельзя. Как быть?

Сопоставьте слова с И в корне. Что в них общего?

Сделайте вывод.

Прочтите правило по учебнику.

  1. Сопоставление групп слов с одинаковым написанием с целью выявления опознавательных признаком орфограммы

П р и м е р На доске:

Рожь, ключ, плащ, помощь, скотч, брешь, грош, роскошь, ночь, речь, пустошь.

Выписать существительные 3 склонения. Что общего в написании? Сделать вывод о написании в существительных после шипящих Ь.

П р и м е р Найдите приметы того, что в слове … нужно писать Ь. Как называется орфограмма? Назовите опознавательные признаки орфограммы «Ь на конце существительных после шипящих» (шипящий на конце, существительного, 3 склонения).

3. Сравнение слов с целью понимания смыслоразличительной функции фонем и букв, которыми последние обозначаются.

Раса – ряса

Лук – люк

Пальцы – пяльцы

4. Сравнение произнесения и написания слов с целью выявления фонетических процессов

Травка – травяной

Дом

Дубок

Есть ли в этих словах звуки, которые обозначаются на письме иначе, чем произносятся? Измените слова так, чтобы они появились.

Д о ма, д у бки

Подчеркните буквы-орфограммы. Подберите 5 подобных примеров.

  1. Сравнение слов-омофонов: выявление разницы в их лексическом значении и структуре

Полоскать – поласкать, грипп – гриб, обежать-обижать

6. Упражнения на запоминание опознавательных признаков орфограммы:

  • По каким приметам вы определили, что в слове «течет» есть орфограммы? Безударность, наличие шипящего. (Указывают в словах опознавательные признаки (приметы) орфограмм.)
  • Найдите приметы того, что в слове «печь» нужно писать Ь.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: